Основной бизнес

Оплачивать ли счет-квитанции оплаты взносов на капремонт Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области"?

Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности

Институт наставничества на предприятии

Работа с реестром позиций планов закупок

Мое дело — обзор онлайн бухгалтерии или электронный документооборот через интернет

Как открыть ооо самостоятельно

Эпилепсия и трудоустройство: имеет ли право работодатель уволить сотрудника из-за приступа

Число разных групп бактерий в природе

Современники золотого века русской литературы Издание журнала современник год

Что такое лояльность? Программа лояльности. Как распознать лояльного сотрудника на этапе собеседования Что такое лояльность персонала

ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем Демонстрационный тест по обществознанию

Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ

Картирование потока создания потребительской ценности Этапы картирования

Презентация "профессия портной"

Калифорнийские перепела: описание породы Температура и освещение

52 государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование вэд в рф

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие государственного регулирования. Направления, формы, методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Методы и инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Влияние этих методов на рынок России.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2011

    Понятие, сущность и содержание государственного регулирования внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности в Российской Федерации. Совершенствование структуры экспорта и импорта страны. Целевые индикаторы внешнеэкономической политики до 2020 года.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Сущность, виды и цель внешнеэкономической деятельности государства. История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности. Регулирование ВЭД в Китае и Японии.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2012

    Основы политики последовательного развития взаимовыгодного товарообмена. Методы регулирования экспорта и регулирующие органы. Система поддержки экспорта в России. Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2014

    Механизм государственного регулирования ВЭД и его элементы, их роль и значение. Современные тенденции таможенного регулирования ВЭД. Границы и условия эффективного применения тарифных и нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2015

    Понятие, признаки и принципы управления внешнеэкономической деятельностью. Основные направления ВЭД России. Общая характеристика, механизм и способы государственного и негосударственного регулирования ВЭД. Всемирная торговая организация, ее цели и задачи.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2013

    Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: таможенный режим, квотирование, валютное регулирование. Таможенное регулирование в России. Понятие валютного регулирования и валютного контроля. Транзитный и текущий валютный счет.

    шпаргалка , добавлен 28.10.2013

    Механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Зарубежный опыт регулирования ВЭД: США, Великобритания, Япония, Китай. Анализ товарной и географической структуры внешней торговли России и пути их совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 11.11.2011

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

Инструментами регулирования внешнеэкономической деятельности являются: квотирование, лицензирование, валютное регулирование, налоги, пошлины и т. д.

Административные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности особенно эффективны в тех случаях, когда страна находится в состоянии экономической нестабильности, дефицита и инфляции. Они применяются временно в целях либо защиты экономики (квоты на импорт), либо её восстановления через мобилизацию и оптимальное использование ресурсов.

Экономические инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности в период стабилизации экономики занимают центральное место.

Основными принципами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются:



Единство системы регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за её осуществлением;

Приоритет экономических мер регулирования;

Равенство и защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.

Экономические регуляторы воздействуют на экономические интересы возникновения и осуществления данных связей. К ним относятся: соотношение спроса и предложения; соотношение мировых и внутренних (отечественных) цен, тарифов, курсов валют, процентных ставок; соотношение мирового и отечественного уровней развития производства товаров (работ, услуг) по их объемам, качеству и эффективности; экономические стимулы; прогнозы, планы, программы и др.

Организационно - распорядительные регуляторы - это регуляторы командно-административного характера. Они предполагают прямое целенаправленное воздействие государства и его органов на формирование и развитие внешнеэкономических связей через различные директивные акты. К ним относятся: квотирование и лицензирование экспорта и импорта товаров (работ, услуг) ; лицензирование отдельных видов деятельности; механизм обязательной продажи части валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) ; таможенные режимы; таможенное оформление ввоза и вывоза товаров; валютный контроль; таможенный контроль; экспортный контроль; импортный контроль и др.

Внешнеторговая политика включает в себя экспортную и импортную политику.

Экспортная внешнеторговая политика направлена на реализацию на мировом рынке конкурентоспособных российских товаров и стимулирование производства этих товаров. Для стимулирования экспортоспособных производств используются государственные заказы, бюджетное финансирование, кредиты, финансирование НИОКР и т. п.

Импортная внешнеторговая политика направлена на регулирование воза в РФ иностранных товаров (работ, услуг). Инструментами такого регулирования являются: прямое ограничение импорта с целью защиты российской экономики. Для этого используются лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, система минимальных импортных цен и т. д.

Контингентирование - это одна из форм государственного регулирования внешней торговли с помощью установления экспортных и импортных квот, называемых контингентом. Контингент (лат. contingens - достающийся на долю) во внешней торговле означает установленную для некоторых товаров предельную норму их ввоза, вывоза или транзита в определенные страны, выраженную в весовых или стоимостных единицах.

В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике РФ, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины.

Важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности и в контроле за ее осуществлением играет рациональная организация таможенного дела, которая включает таможенную политику РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления и таможенного контроля.

Правовые, экономические и организационные основы таможенного дела определены Таможенным кодексом Российской Федерации.

Таможенное дело осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами.

Таможенные органы выполняют следующие функции:

Участвуют в разработке таможенной политики и ее реализации;

Обеспечивают соблюдение законодательства в области таможенного дела и принимают меры по защите прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении таможенного дела;

Защищают экономические интересы РФ;

Взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

Обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

Ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

Осуществляют таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику РФ;

Ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

Осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов РФ материалов;

Осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;

Обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части касающейся таможенного дела;

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов РФ путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра) ; учета товаров и транспортных средств; устного опроса граждан; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю.

Меры регулирования внешнеэкономической деятельности - это комплекс мер экономического, административного и технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих или ограничивающих свободную торговлю между государствами.

Этот комплекс мер включает - квотирование; лицензирование; контроль за экспортом товаров и технологий двойного назначения.

Квотирование экспорта и импорта представляет собой количественные или стоимостные ограничения вывоза и ввоза, вводимые на определенный срок по отдельным товарам (работам, услугам), странам либо группам стран. В международной торговле квотирование применяется в случаях, когда этого требуют экономические, политические условия или состояние платежных отношений. Используется в качестве регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке.

В Российской Федерации современный порядок квотирования и лицензирования внешнеэкономической деятельности установлен законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Экспорт и импорт в РФ осуществляются без количественных ограничений. Эти ограничения вводятся лишь в исключительных случаях

Квоты устанавливаются на конкурсах или на аукционах. Под квотированием при импорте и экспорте попадают наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества. При импорте товаров под квотирование попадают: спирт этиловый и водка, а также порох, взрывчатые вещества, средства взрывания и пиротехнические изделия.

При экспорте товаров под квотирование попадают: в соответствии с международными обязательствами РФ: карбид кремния и текстильные товары, а также товары, содержащие драгоценные металлы и камни, янтарь и изделия из него. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока.

Важными финансовыми инструментами форсирования экспорта и защиты национальных производителей являются налоговые льготы и субсидии. Получаемая экспортёрами помощь в такой форме существенно повышает конкурентоспособность товаров, позволяя им продавать свою продукцию за рубежом по более низкой цене, чем на внутреннем рынке.

Экономические санкции являются крайней формой государственного ограничения внешней торговли. К экономическим санкциям относится, например, торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Чаще всего это делается по политическим мотивам. Очевидно, что эмбарго наносит экономический ущерб как стране, вводящей эмбарго, так и стране, против которой оно вводится. Кроме того, для третьих стран, не присоединившихся к эмбарго, возникает возможность получить дополнительный выигрыш.

За последнее время широкое распространение получили так называемые технические барьеры, представляющие собой административное регулирование, при котором происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др.

Несмотря на то, что как тарифные, так и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю в абсолютном большинстве случаев приводят к чистым потерям благосостояния, они широко используются практически всеми странами мира.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На современном этапе экономического развития можно выделить два направления внешнеэкономической деятельности предприятия: совместное предпринимательство и заключение внешнеторговых контрактов с иностранными контрагентами.

Правовые вопросы совместного предпринимательства определяются нормами торгового и гражданского законодательства того государства, где создается совместное предприятие. Заключение и реализация договора на внешнем рынке подчиняется правовому регулированию по следующим позициям: международные соглашения по ВЭД и нормы гражданского законодательства. Права и обязанности сторон по реализации внешнеэкономической сделки определяются теми законодательными актами, которые действуют по месту его заключения.

Внешнеторговый контракт - это договор о купле-продаже, поставке, проведении каких-либо работ, услуг, заключаемый двумя или более сторонами (контрагентами). Контракт является основным, базовым документом, определяющим меру материальной ответственности сторон за выполнение обязательств, поэтому от правильности его составления зависит конечный результат сделки. Контракт должен включать в себя следующие разделы: общие положения; предмет контракта; цена и стоимость контракта; сроки поставки товара; условия платежа; упаковка и маркировка груза; порядок подачи претензий; санкции и штрафы; форс-мажор и разрешение споров.

С целью единообразия в международной практике введен и действует выпущенный Международной торговой палатой сборник толкований международных торговых терминов «Инкотермс». Во избежание недоразумений между контрагентами в контрактах делается акцент на применение условий «Инкотермс» или, наоборот, оговорка об использовании специальных терминов. Российская Федерация является участником Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Знание и применение Конвенции позволяет использовать унифицированный правовой режим для контроля за договорами купли-продажи во внешнеэкономической деятельности предприятия.

Это важно, так как различные иностранные партнеры несут с собой национальные особенности в решении одних и тех же вопросов, в ряде случаев является проблематичным определение государства, правом которого регулируются отношения по конкретному договору. Поэтому при неурегулированности каких-либо позиций в договорах применяется Конвенция, независимо оттого, есть на нее ссылка или нет.

Критерием применения Конвенции при исполнении международных контрактов служит нахождение коммерческих предприятий - сторон договора в разных государствах, при этом государства должны быть участниками Конвенции. В настоящее время предприятие может осуществлять экспортно-импортные операции самостоятельно посредством реализации прямых договоров с иностранными партнерами или через посредников - другие предприятия, предоставляющие свои услуги по ВЭД. Выбор правовой формы ВЭД зависит от экономических возможностей и потребностей предприятия.

Реализуя свои цели во внешнеэкономической деятельности через другие предприятия, предприятие-экспортер (импортер) использует договоры поручения, договоры комиссии, договоры поставки. При заключении договора комиссии, при заключении контрактов с иностранными контрагентами выступает предприятие-комиссионер от имени предприятия-производителя (комитента) экспортируемого (импортируемого) товара. Помимо подписания договора комиссионер берет на себя обязательства реализовать этот договор при определенных условиях, в частности, как правило, за счет комитента.

В результате предприятие-комиссионер получает комиссионное вознаграждение в размере оговоренного процента от общей стоимости контракта по обоюдной договоренности сторон. Если речь идет о договорах поручениях, то предприятие-экспортер (импортер) поручает от своего имени заключить контракты другому предприятию за определенное вознаграждение. Разнообразие видов и форм внешнеэкономической деятельности предприятий должно способствовать повышению эффективности внешних связей государства в целом. Это позволит решить такие задачи, как увеличение валютных ресурсов и объемов торговли, улучшение структуры экспорта и импорта, погашение внешних долгов, расширение сфер сотрудничества, привлечение капитала и технологий в страну.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Внешнеэкономическая деятельность предприятий /Под. ред. Е.Г. Ищенко. –Новосибирск, 2010.

2. Внешнеэкономический бизнес в России: справочник /Под. ред. И.П. Фаминского. – М.: 2013.

3. Гражданский кодекс РФ.

4. Диденко Н.И. основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. –СПб.2011.

5. Конъюнктура российского рынка машиностроительной продукции //Внешняя торговля. –2012.

6. Лавров С.Н., Фролов Б.А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. –М., 2010.

7. Оболенский В.П., Асланова Т.О. Внешнеэкономические проблемы повышения конкурентоспособности российского производства //Проблемы прогнозирования. –2013.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - это комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства в лице его органов, преследующих цель формирования рамочных благоприятных условий хозяйствования для субъектов ВЭД, обеспечивающих их экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках, направленных на качественное совершенствование экспортного потенциала и реализацию стратегии экспортной экспансии на международные рынки товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности.

Цели государственного регулирования ВЭД заключаются в:

Формировании благоприятного правового климата для корректной, в рамках действующего законодательства и международных договоренностей, деятельности национальных хозяйствующих субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности как внутри страны, так и за ее пределами;

Создании условий экономического стимулирования внешнеторговых операций, в первую очередь именно их как источника поступления валютной выручки и формирования национального дохода государства, по приоритетным, согласно экономической концепции хозяйственного развития страны, направлениям;

Обеспечении условий эффективной внешнеэкономической деятельности каждого хозяйствующего субъекта, используя для этого разнообразные рычаги воздействия, как то: различные формы экономического и административного контроля (приоритет функций контроля поставлен нами в связи со спецификой формирования механизма трансформирования экономики России по пути перехода к рынку);

Координации участия страны в условиях глобализации мирового хозяйства в международном разделении и кооперировании труда и выходе ее на новые рынки, в первую очередь с конкурентоспособной наукоемкой продукцией, которая должна быть основой экспортного потенциала страны;

Совершенствовании структуры внешнеэкономической деятельности путем повышения удельного веса в экспортных операциях доли услуг (туризм, сервисное обслуживание, техническое содействие на коммерческой основе).

Регулировании торговых отношений на межстрановом и региональном уровнях, содействие отечественным экспортерам за рубежом, оказание им различного рода информационного, консультационного, юридического и другого содействия при проведении операций с зарубежными контрагентами, контроль за сохранением стабильного положительного сальдо во внешней торговле;

Регулировании платежного баланса страны в части операции, относимых к внешнеэкономической деятельности, и своевременном погашении внешней задолженности при жестком контроле за сохранением потенциалом национального самостоятельного, независимого от иностранных кредиторов, развития экономики, т.е. при контроле за точкой предельной величины внешних заимствований для страны;

Формировании имиджа страны и ее отдельных регионов во внешнеэкономической деятельности как добросовестного, действующего в рамках правовых норм и международных договоренностей государство, национальных и зарубежных партнеров на своей территории и других международных норм и правил зарубежных государств на их территории, пресекающих любого рода контрабандные или связанные с отмыванием «грязных» денег операции.

Обеспечении соблюдения приоритета национальных экономических интересов в процессе более глубокого участия страны в глобализирующемся мировом хозяйстве и межгосударственного регулирования его развития;

Содействии формированию многополярной геоэкономической модели мировой хозяйственной системы на основе последовательной реализации стратегии сотрудничества с различными регионами, международными организациями и группировками, союзами и отдельными корпорациями, в том числе с учетом их региональной ориентации.

В 2004 г. вступил в силу новый Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ). Указанный Закон, по своей сути, скрепляет большое число актов разного уровня, регулирующих внешнеторговую деятельность в Российской Федерации или аспектов, связанных с ней.

Внешнеэкономическая деятельность включает чисто внешнеторговые операции, связанные с движением товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности, а также ряд услуг, которые не оформляются внешнеторговыми контрактами (основным признаком является переход к права собственности от продавца к покупателю), например медицинские услуги, туризм, образовательные услуги и пр. К внешнеэкономической деятельности относится в современных условиях и так называемая виртуальная торговля, регулирование которой на государственном уровне только вступает в силу в ряде стран, где этот вид торговли получает поступательное развитие (Япония, США и др.)

Впервые в российском законе введены системные положения о торговле услугами, что являет собой наглядное свидетельство адаптации российской правовой системы к международному праву ВТО. Ограничения на внешнюю торговлю (ВТ) услугами могут быть реализованы только в виде запретов, ограничений на способ их оказания. Иностранным исполнителям предоставляется национальный режим. Государство может также применять ряд ограничений и запретов в целях обеспечения национальных интересов.

Внешнеэкономические связи нуждаются в регулировании со стороны государства. В централизованной экономике внешнеэкономическая деятельность подвержена особо л;гсткому воздействию и контролю государственных органов, существует государственная монополия внешней торговли, нарушение которой рассматривается как уголовное преступление. Но и в странах с рыночной экономикой государственное регулирование внешнеэкономических связей проявляется ощутимым образом. Внешнеэкономическая функция государства является продолжением его внутрихозяйственной функции, но реализуется в несколько отличной форме.

Основной целью вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы или требующих государственного

В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей. Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальны- " мл интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

Применительно к международной торговле, как главному объекту регулирования, правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики правительства - протекционизм и фритредерство.

Политика протекционизма направлена на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Характерными для протекционизма являются высокие таможенные тарифы, ограничение импорта.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Фритредерство предполагает отмену различного рода ограничений на пути импортных товаров, установление низких таможенных тарифов. В настоящее время часто наблюдается комбинация этих подходов.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень пошлин, которыми правительство облагает некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Таможенные тарифы дают представление о том, каким именно образом государство влияет на экспорт и импорт, способствуя или затрудняя ввоз и вывоз товаров.

Таможенные пошлины - это налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей. По объекту взимания таможенные пошлины бывают экспортные, импортные и транзитные (за транзитный провоз товаров). По способу взимания они делятся за адвалорные (с цены товара), специфические (с веса, объема, количества товаров) и смешанные.

Пошлины увеличивают цену товара и тем самым снижают его конкурентоспособность на том рынке, куда поставляется товар. Если государство не желает, чтобы товар из другой страны конкурировал, вытесняя аналогичный собственный товар, оно устанавливает высокие пошлины на ввоз такого товара в страну, в этом случае пошлина носит характер защиты внутреннего рынка от импорта заграничных товаров.

Пошлины также могут вводиться с целью получения дохода. Фискальные пошлины, призванные пополнять доход государственного бюджета, как правило, невелики и устанавливаются в отношении изделии, которые не производятся в стране.

Количественные или так называемые нетарифные ограничения представляют собой устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу. Наряду с видом и количеством иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены. Подобно таможенным пошлинам, количественные ограничения снижают конкуренцию на внутреннем рынке со стороны иностранных товаров. Количественные ограничения могут использоваться также с целью устранения торговых дисбалансов с отдельными странами, применяются в качестве ответных мер на дискриминационные действия других стран. Государственные ограничения на экспорт вводятся чаще всего применительно к товарам, в которых остро нуждается сама страна.

Существует несколько видов количественных ограничений.

Контингентирование представляет собой ограничение экспорта и импорта товаров определенным количеством или суммой (контингентом) на установленный период времени.

Квотирование - это ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определенного наименования.

При лицензировании государственные власти запретщают свободный ввоз или вывоз без наличия лицензии.. Лицензия выдается на определенное количество товара и действует в течение периода, указанного в ней. Обычно лицензия на экспорт и импорт выдается предприятиям, фирмам правительственными или уполномоченными на то специальными государственными органами.

В современной практике внешнеэкономического регулирования количественные ограничения используются в незначительной степени. Страны, владеющие особой техникой и технологией, применяемой в военных целях, ограничивают или запрещают вывоз так называемых «стратегических» товаров в определенные страны, где они могут быть использованы в ущерб экспортеру. Так, страны, входящие в блок НАТО, создали в 1949 году специальный Координационный комитет консультативной группы Североатлантического блока (КОКОМ), разрабатывающий списки товаров, не подлежащих экспорту в другие страны.

23-24 ноября 1992 года в Париже состоялся форум сотрудничества КОКОМ. В нем приняли участие 42 страны, в том числе Россия. На заседании было предложено отменить эти списки применительно к государствам бывшего СССР и странам Восточной Европы, но с условием, что они предпримут решительные шаги в целях недопустимости утечки информации об этих новых технологиях в третьи страны.

Помимо количественных ограничений существуют другие средства нетарифного ограничения. К ним относятся таможенные и консульские формальности, внутренние налоги, акцизные сборы, определенные стандарты качества, нормы упаковки, маркировки и ряд аналогичных мер. Одной из форм торговых барьеров служат государственные переговоры с экспортером о «добровольном» ограничении им поставок в данную страну.

Компании, экспортирующие продукцию, фактически вынуждены учитывать такие просьбы и идти на добровольные ограничения, чтобы избежать применения к ним и их товарам жестких торговых ограничений со стороны государств-импортеров.

В связи с ростом заинтересованности компаний в проникновении на зарубежные рынки наблюдается активизация деятельности государства в области форсирования экспорта.

Современная комплексная система форсирования сбыта товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, а также использование средств морального поощрения экспортеров. Основную роль в этой системе играют экономические инструменты - кредитные и финансовые.

Кредитные средства в целях формирования экспорта используются в основном в двух формах: путем предоставления экспортных кредитов на более благоприятных условиях по сравнению с условиями, действующими на внутреннем или международном рынке, и страхования экспортных операций, преимущественно экспортных кредитов, что позволяет частным банкам предоставлять их также на более благоприятных условиях.

Активная роль государства в предоставлении долгосрочных и среднесрочных кредитов объясняется тем, что коммерческие банки неохотно идут на финансирование, связанное с длительным вложением средств к большим риском.

Назначение государственного страхования экспорта заключается в том, чтобы максимально обезопасить и удешевить вывоз товаров, а следовательно, стимулировать ьнешнеэкокомическую деятельность компаний.

Важными финансовыми инструментами форсирования экспорта являются налоговые льготы и субсидии. Получаемая экспортерами помощь в такой форме существенно повышает конкурентоспособность товаров и стимулирует коммерческую, а иногда и производственную деятельность.

Продажа товаров на рынках других стран по более низким ценам, чем на внутреннем рынке, называется демпингом, при этом товары часто реализуются по цене ниже издержек производства. Прибегая к демпингу, экспортеры пытаются внедриться в рынок, увеличить объем продаж, вытеснить конкурентов. Для борьбы с демпингом во многих странах разработаны антидемпинговые законодательства. Нормы этого законодательства применяются в тех случаях, когда демпинг угрожает причинить ущерб торговле на внутреннем рынке. В этом случае страна-импортер имеет право облагать товар, помимо обычной пошлины, и антидемпинговой в размере разницы между внутренней его ценой в стране происхождения товара и экспортной.

Основными формами налоговых льгот для предприятий-экспортеров являются установление различного рода компенсаций, расширение круг? товаров, на которые распространяется льготный режим налогообложения, отсрочка уплаты налогов. Компаниям, экспортирующим продукцию, государство разрешает создавать необлагаемые налогом денежные фонды.

Субсидирование экспорта осуществляется, в основном, в определенных секторах международной торговли. Оно используется в первую очередь для форсирования сбыта сельскохозяйственных товаров и промышленных товаров, требующих при изготовлении крупных финансовых ресурсов (суда, авиационная техника и др.).

Государство вносит существенный вклад в повышение конкурентоспособности компаний, проводя мероприятия по совершенствованию технологии производства, созданию рациональной структуры производственных мощностей (налоговые льготы, премии по капиталовложениям, долгосрочные кредиты, финансирование НИОКР). Для снижения неблагоприятного влияния высоких издержек производства на уровень ц^к правительство использует субсидирование. В отличие от мероприятий по совершенствованию производства эффективность субсидирования ограничивается периодами его применения. В конечном счете, ?тд форма государственной поддержки оборачивается против пользующихся ею компаний. Фирмы-экспортеры заранее рассчитывают свои издержки с учетом предоставляемых им правительственных льгот. Уменьшение масштабов субсидирования приводит к снижению конкурентоспособности компаний. Компании становятся зависимыми от поддержки правительства и неспособными к ведению конкурентной борьбы без этой опоры, а невозможность получить в нужный момент субсидню становится равносильной банкротству.

Мз других мер государственного регулирования довольно ^сйствелными оказываются льготное кредитование и государственное страхование экспорта. Е основе расшире--111" государственной системы страхования экспорта ле-т л"Л1т политическая п экономическая неустойчивость. Эта система гарантирует в о.кой-то мере -сомпаних* от рисков, связанных с неплатежеспособностью покупателей, инфляционным ростом цен и др. По силе воздействия конкурентоспособность компаний в долгосрочном плане приоритет принадлежит государственным мероприятиям,.> направленным на совершенствование технологии произ- ": водства, а не на понижение цен за счет субсидий.

Желая способствовать экспорту, государственные орга

ны оказывают экспортерам помощь в выявлении перспек

тивных рынков, предоставлении различной информации,

организации торговых выставок и ярмарок в других стра-с

Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы. Внешнеторговая деятельность в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяется как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Предметом регулирования ВЭД являются:

1.Стимулирование национальных экспортеров.

2.Осуществление различных организационных мер для укрепления позиций национальных экспортеров на мировых рынках.

3.Содействие росту заграничных капиталовложений национальными фирмами.

Главной задачей государственного регулирования ВЭД является формирование ее законодательной базы, создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности.

Целью внешнеэкономической политики в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Воздействие государства на ВЭД осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства, а также через общепризнанные нормы международного права и международные договоры в области экономических отношений.

Ярким примером может послужить Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. На основе этого документа осуществляется примерно две трети всех международных торговых операций. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров стала частью российского права, что закреплено в статье 7 ГК РФ. Хотя в этой Конвенции отдается предпочтение диспозитивным нормам, ее положения обязательны для толкования условий внешнеторговых сделок, заключаемых российскими участниками ВЭД.

Все нормативные акты РФ, регулирующие деятельность граждан и юридических лиц во внешнеэкономической сфере, можно условно подразделить на общие и специальные . Общие являются нормативные акты, регулирующие отношения субъектов в целом, содержат общие принципы регулирования, которые в частности относятся и к внешнеэкономическим отношениям. Конституция Российской Федерации определяет права граждан на осуществление предпринимательской деятельности, в том числе во внешнеэкономической сфере, устанавливает гарантии их соблюдения. Гражданский кодекс РФ устанавливает понятия, виды условия совершения сделок, права и обязанности сторон. Некоторые нормативные акты финансового права также содержат нормы, регулирующие внешнеэкономические отношения, например, Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» регламентирует вопросы исчисления и уплаты НДС по экспортно-импортным операциям.

Вопросы внешнеэкономической деятельности освещаются так же и в нормативных актах иных отраслей права. В частности, Уголовный Кодекс РФ определяет действия лиц во внешнеэкономической деятельности как преступления (например, уклонение от уплаты таможенных платежей) и устанавливает ответственность за их совершение.

К числу важнейших ныне действующих законодательных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в России, следует отнести:

1.Конституцию Российской Федерации.

2.Федеральный Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 8 декабря 2003 г.).

4.Федеральный Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г.).

6.Единый таможенный тариф Таможенного союза (Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 года № 850).

8.Таможенный кодекс Таможенного союза.

Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

1.Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг.

2.Равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

3.Единство таможенной территории Российской Федерации.

4.Взаимность в отношении другого государства (группы государств).

5.Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации.

6.Выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

7.Гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

8.Обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

9.Исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации.

10.Обеспечение обороны страны и безопасности государства.

11.Обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности.

12.Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

13.Единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

В зависимости от характера воздействия выделяют экономические и административные методы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Административные меры – меры прямого ограничения экспорта или импорта. Административный метод регулирования ВЭД представляет собой систему организационно-правовых и специальных мер по ограничению, запрету, контролю над импортом или экспортом. Административные методы регулирования ВЭД включают в себя квотирование, лицензирование, эмбарго, валютный контроль, административные барьеры.

Экономические меры воздействуют через экономические интересы. Они связаны с использованием стоимостных категорий – кредиты, налоги, таможенные пошлины. При использовании экономического метода окончательное право выбора импортного или национального товара сохраняется за потребителем. К экономическим методам регулирования внешнеторговой сферы относятся страхование экспортных кредитов, налоговые поощрения участников ВЭД, снижение косвенного налогообложения, предоставление государственных гарантий по экспортным (импортным) кредитам.

Другой распространенной классификацией является деление методов регулирования ВЭД на тарифные и нетарифные.

К тарифным мерам одни специалисты относят таможенные пошлины и другие таможенно-тарифные меры, вторые – все виды таможенных пошлин, таможенные сборы и другие виды таможенных платежей.

Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенный тариф – это систематизированный в соответствии с ТН ВЭД свод ставок таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства.

Под таможенной пошлиной понимают обязательный платёж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Для смягчения действия тарифных ограничений, дополнительно применяют тарифные квоты – переменные таможенные пошлины, ставки которых зависят от объемов импорта товаров.

Достоинства таможенно-тарифного регулирования проявляются в том, что, во-первых, это очень гибкий механизм, позволяющий в минимальных, средних, максимальных размерах влиять на экспортно-импортные потоки товаров. Во-вторых, изменение таможенных тарифов позволяет в различных направлениях влиять на состояние импорта и экспорта различных видов товаров, увеличивая, сокращая, стабилизируя их потоки. В-третьих, таможенно-тарифное регулирование - это рыночный механизм, позволяющий достигать поставленных целей через влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров.

Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования – комплекс мер экономического, административного, технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих свободную торговлю между государствами.

1.Контроль таможенной стоимости.

2.Валютный контроль.

3.Финансовые меры.

4.Защитные меры.

5.Дополнительные таможенные обложения.

Основное отличие экономических мер от неэкономических (административных и технических) заключается в том, что применение вторых не нацелено на реакцию экономического механизма (рынка), который и генерирует прогнозируемые последствия их применения.

Особым видом нетарифных ограничений являются антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины. Общим условием их применения является то, что они могут применяться только тогда, когда ввоз иностранных товаров наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, либо отрицательно влиять на увеличение объемов их производства.

НДС, акцизы и другие налоги применяются как нетарифные меры регулирования ВЭД для обеспечения защиты интересов отечественных производителей и поддержания конкурентоспособности отечественных товаров.

К нетарифным ограничениям административного характера относятся:

2.Количественные ограничения: индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты.

3.Лицензирование.

4.Добровольные ограничения экспорта.

Из используемых административных мер эмбарго – наиболее жесткая торгово-политическая мера нетарифного характера. Эмбарго – запретительная внешнеторговая квота, квота равная нулю.

Примером постоянного открытого запрета может служить ввоз на территорию Российской Федерации печатной продукции, кино-, фото-, аудио- и видео материалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Перечень товаров, запрещенных к ввозу и вывозу дает Федеральный закон от 08 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Квотирование – количественное ограничение размеров импорта/экспорта с помощью глобальных (нераспределенных), индивидуальных (распределенных), сезонных, тарифных и других видов ограничений (квот). Оно используется для обеспечения сбалансированного развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка и выполнения международных обязательств.

Лицензирование – метод государственного регулирования экспортно-импортных операций, осуществляемый на основе выдачи полномочным государственным органом соответствующего разрешения (лицензии). Порядок применения лицензирования внешнеторговых операций в России определен Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другими федеральным законами и правовыми актами.

К нетарифным ограничениям технического характера относятся:

1.Национальные стандарты, системы сертификации продукции.

2.Требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами.

3.Требования экологического характера.

4.Требования к упаковке и маркировке товаров.

Основным международным документом, регулирующим применение технических барьеров, является Соглашение по техническим барьерам и торговле в рамках ВТО. Несмотря на то, что за национальными государствами закреплено право самостоятельно определять степень и порядок защиты жизни своих граждан, животных, растений или окружающей среды на своей территории, считается недопустимым, чтобы их действия в сфере установления технических барьеров препятствовали выработанным правилам международной торговли.

В соответствии с законодательством РФ государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.

Страница 1

Файл

Диссертационная работа, исследование. Целью диссертационной работы является системное исследование уголовно-правовых и криминологических проблем экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Социально-правовое и криминологическое исследование. Общая характеристика работы. Актуальность темы исследования.

Аналізу мінливості кількісних ознак клітин гібридів першого покоління від схрещування пшениці з житом

Біологічний факультет Кафедра генетики та молекулярної біології ЗВІТ Аналізу мінливості кількісних ознак клітин гібридів першого покоління від схрещування пшениці Альбатрос з житом Харківське (Тритикале) Тритикале — озима або яра злакова рослина

История мировых цивилизаций

История мировых цивилизаций - билеты с ответами по ИМЦ.

Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Концепция О.С. Газмана. Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом. Цель и принципы воспитания. Понятие «воспитание».

Государственный контроль качества образования

Закон Республики Башкортостан об образовании. Правовое регулирование дополнительного образования. Профессиональное обучение: понятие и правовое регулирование. Документы об образовании и об обучении. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности

Вам также будет интересно:

Ближайший рубль бум. «Рубль Бум. Отзывы и жалобы
уточняйте информацию об актуальном каталоге на июнь 2019 по телефонам: +7 800 333 01...
Должностная инструкция диспетчеру автомобильного транспорта Что должен знать диспетчер автомобильного транспорта
Диспетчер автомобильного транспорта. 1. Должность диспетчера автомобильного транспорта...
Пример составления характеристики с места работы (образец)
Диспетчер автомобильного транспорта. 1. Должность диспетчера автомобильного транспорта...
Методические рекомендации по оценке эффективности и качества работы
Основные термины и определения стандарт качества услуг – система требований к услугам в...