Конфликтные ситуации в социальной работе могут возникать по вине работников социальной сферы, менеджеров, клиентов сферы социальной работы.
Конфликтные ситуации в социальной работе по вине работников социальной сферы возникают чаще всего вследствие проявления бездушия, формализма со стороны персонала, грубого обращения с посетителями, несправедливых обвинений в адрес посетителей в желании поживиться за счет государства и по другим обстоятельствам.
Конфликтные ситуации по вине менеджеров сферы социальной работы возникают вследствие ненадлежащей организации оказания помощи в ходе социальной работы, в частности, разворовывания бюджетных средств, отпущенных на оказание помощи в этой сфере, искусственного создания огромных очередей, обюрокрачивания организации помощи, в результате чего клиенты вынуждены неоднократно ходить в различные инстанции для решения одного вопроса. Конфликтные ситуации вызываются, например, издержками организации выдачи или подтверждения права на получение льгот и субсидий на оплату квартиры и услуг ЖКХ. Ввиду несовершенства программного обеспечения компьютерной информации посетители вынуждены приходить по 3 и даже по 4 раза в социальное учреждение за решением своего вопроса. Конфликтные ситуации вызываются, например, издержками производства единой транспортной карты и иными социальными картами: не считывает терминал кондуктор, нет пополнений в кассе ЖЭУ. И в этом случае посетители вынуждены приходить по нескольку раз, ждать и, главное, нести высокие и неоправданные транспортные расходы до упорядочивания ситуации. В этой связи социальный работник выступает объектом раздражения со стороны посетителя.
Вместе с тем конфликтные ситуации возникают и по вине посетителей вследствие неудовлетворительного состояния их физического и психического здоровья, неадекватного поведения в рамках взаимодействия с социальным работником.
Приведем в качестве примера наиболее распространенные виды конфликтных ситуаций такого рода.
Социальная помощь на дому одиноким пожилым и больным (от 80 лет и старше):
- недоверие социальному работнику;
) - жалобы на медлительность работы социального работника;
Жалобы на длительный срок обработки бесплатных лекарств;
Необоснованные обвинения социального работника в краже вещей и денег: фактически пользуясь состоянием человека, деньгами или вещами могут завладеть соседи, родственники;
Жалобы на опоздания социальных работников. Безработные:
- грубят, обижаются на социального работника, когда тот пытается предложить работу вместо того, чтобы оформить пособие по безработице;
Обвиняют социального работника в том, что тот бездушен, не считается с их страданием, невозможностью заниматься производительным трудом;
Конфликные ситуации, когда обращающемуся отказывают в пособиях по безработице или социальных выплатах в случаях, когда по закону он не имеет на них права.
Малоимущие, пенсионеры, ветераны труда - посетители отделов пособий и социальных выплат:
Социальный работник выступает объектом раздражения и озлобления со стороны посетителей в связи с бюрократической волокитой в сфере социальной работы;
Конфликтные ситуации возникают в связи с огромными человеческими потоками за оформлением тех или иных видов социальной помощи, когда посетители вынуждены занимать в учреждении очередь почти в 6 ч утра. Социальные работники физически не справляются с высокой нагрузкой. Посетители проявляют естественное раздражение и озлобленность.
Вопросы для самоконтроля
1. Проанализируйте определение конфликта английского социолога Э. Гидденса с позиции современных представлений.
2. Что общего и в чем различие в сущностных характеристиках конфликта и спортивного соревнования?
3. Охарактеризуйте понятие «предмет» конфликта.
4. Раскройте сущность понятия «объект» конфликта.
5. В чем принципиальные различия между предметом и объектом конфликта?
6. Сформулируйте определение конфликтной ситуации.
7. Какова элементная структура конфликтной ситуации?
8. Что такое образ конфликтной ситуации?
9. Каковы основные виды искажений образа конфликтной ситуации?
УЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛ 1 6 IV! Я 4 улулулулулулулулулул
Вопросы для обсуждения
1. Определите основные принципы индивидуальной работы с клиентом.
2. Проиллюстрируйте на примере реализацию социальной индивидуальной работы.
3. Расскажите об основных принципах функциональной индивидуальной работы.
Практические задания
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 10. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ
Вопросы для обсуждения
1. Определите этапы динамики группы. Группа и коллектив в социальной работе.
2. На примерах раскройте содержание теории поля, теории социального обмена и теории социальных систем.
3. Определите ситуации необходимости социальной работы с группой
Практические задания
1. В «доме для престарелых» «определите» основные методы проведения работы в группе по здоровому образу жизни.
2. На примерах вышеуказанных теорий проведите работу по любой тематике в группе женщин – жертв домашнего насилия.
Литература
5. Платонова Н. М., Нестерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы; Академия – Москва, 2013. – 400 c..
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 11. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В МИКРОСОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Вопросы для обсуждения
1. Определите понятие и функции микросреды. Приведите пример микросоциума.
2. Проиллюстрируйте принципы работы в микросреде.
3. Определите основные стратегии работы в контексте различных моделей социальной работы в микросоциуме.
Практические задания
1. В качестве специалиста определите функции социальных ролей в моделях локального развития, социального планирования и социальных акций.
2. «Создайте» микросоциум в группе и в качестве специалистов определите методы работы.
Литература
1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.
2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ; под ред.: В.В. Бахарева и др. ; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.
3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.
4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.
6. Платонова Н. М., Нестерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы; Академия – Москва, 2013. – 400 c.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 12. СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО–УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Вопросы для обсуждения
1. Проиллюстрируйте на примерах виды экономических и организационно– управленческих методов в социальной работе.
2. Определите основные ошибки при формулировке целей социального проектирования.
3. Определите основные принципы реализации экономических методов.
Практические задания
1. Создайте проект управления в системе кризисных центров для женщин. Определите основные цели и задачи.
2. Определите пути привлечения средств для реализации разработанного проекта.
Литература
1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.
2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ; под ред.: В.В. Бахарева и др. ; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011..
3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.
4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.
5. Циткилов П.Я. Технология социальной работы. – М.: Дашков и Ко, 2011.
6. Жиров М.С. и др. Профессиональная подготовка специалиста по социальной работе: компетентностный подход / рец.: В.В. Бахарв, И.М. Невлев. – Белгород: БелГУ, 2010.
7. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. – М.: Академия, 2010.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 13. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Вопросы для обсуждения
1. Определите специфику социологического подхода к технологиям социальной работы.
2. Разработайте социологическую модель клиента и социального работника.
3. Определите объективные показатели социальной защищенности населения.
Практические задания
1. Определите приоритеты «современного поколения» и разработайте модели работы с привлечением социолого–ориентированных методов.
2. Определите социологические параметры категорий семей для создания банка данных о неблагополучных семьях.
Литература
1. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М.: Академия, 2011.
2. Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики / НИУ БелГУ; под ред.: В.В. Бахарева и др. ; рец.: В.П. Бабинцев, И.М. Невлева. – Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011.
3. Фирсов М.В. Психология социальной работы. – М.: Академия, 2010.
4. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М.: Инфра–М, 2011.
5. Циткилов П.Я. Технология социальной работы. – М.: Дашков и К, 2011.
6. Юзефавичус Т.А. Проблемы социальной работы с молодежью. – М.: Академия, 2010.
7. Козырев Г.И. Социология семьи: любовь и расчет в брачно–семейных отношениях и не только… : учебное пособие для бакалавров и магистров – М.: Инфа–М. Серия: высшее образование, 2016.
8. Платонова Н. М., Нестерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы; Академия – Москва, 2013. – 400 c.
9. Бурдье П. Социология социального пространства. – СПб.: Алетейя, 2007.
10. Горшков М. К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки // Социс. – 2010. – № 12.
11. Горюнов А.В. Современная модель социальных изменений. Опыт экспликации // Социс. – 2011. – № 2.
12. Просвирнин А.А. Социолого - ориентированные модели в классификации теоретических моделей социальной работы: проблема научного обоснования // Информационная Мордовия (Саранск). – 2017. – №3(6). – С. 24-29.
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московский государственный техникум технологий и права
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
«Организация обеспечения деятельности учреждений органов социального обеспечения»
«Право и организация социального обеспечения»
Москва 2014
Разработчик:
Родионова Юлия Викторовна
Пояснительная записка
К основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены практические занятия, направленные на подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков, являющихся важной частью в профессиональной подготовки будущих специалистов.
Выполнение студентами практических занятий по дисциплине «Организация обеспечения деятельности учреждений органов социального обеспечения» направлено на:
Обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам данной дисциплины;
Формирование умений применять полученные знания по теории на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
Развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
Выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Практические работы по данной дисциплине для специальности «Право и организация социального обеспечения» составлены с учетом требований Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки студентов техникума по данной специальности. По дисциплине студенты должны иметь представление о правовых явлениях, представленных в следующих правовых институтах: социальная работа с лицами в трудной жизненной ситуации, работа учреждений социального обслуживания с гражданами пожилого возраста и инвалидами, организация работы по устройству детей сирот во временные приюты, организация социальной работы по устройству бездомных в приюты временного пребывания, организация работы органов, осуществляющих медицинскую помощь гражданам, организация работы органов, осуществляющих обеспечение граждан пособиями по безработице, организация работы территориальных и местных органов ПФР, научная организация труда, взаимодействие органов социальной защиты с общественными организациями и др. Современный специалист должен осознавать свою роль и место в современном обществе, быть способным к системной деятельности в профессиональной ситуации. Отрасль «Организация обеспечения деятельности учреждений органов социального обеспечения» способствует формированию статуса будущих специалистов.
Содержание практических работ способствует формированию профессионально значимых качеств. Практические работы направлены на единство интеллектуальной и практической деятельности и включают в себя задания, нацеленные на анализ, сопоставление, выявление, систематизацию материала и др. В процессе выполнения практических работ обобщаются и углубляются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике.
Продолжительность практического занятия - 2 академических часа.
Практическая работа «Трудная жизненная ситуация».
Цель: обобщить сущность категорий лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи:
Отражение специфики положения категорий лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Ход работы:
- Составить таблицу из шести колонок, посвящённую категориям лиц, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- Для рассмотрения в таблице выбраны следующие категории лиц, находящиеся в трудной жизненной ситуации: сироты, безнадзорные, лица без определённого места жительства (БОМЖ), лица, пережившие в семье жестокое обращение, одинокие лица.
Пример таблицы:
Нормативный источник, защищающий интересы категорий лиц |
Орган, защищающий интересы категорий лиц |
Предпринимаемые меры со стороны государства и компетентных органов |
Предложения по внедрению иных мер защиты интересов категорий лиц |
||
- Представить отчёт преподавателю о проделанной работе в виде заполненной таблицы.
Используемая литература: нормативно-правовые акты, информационная система Интернет.
Практическая работа ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ».
Цель:
Задачи:
Проанализировать основные понятия и принципы ФЗ;
Оценить сущность глав ФЗ.
Ход работы:
- Ответить на вопросы, анализируя ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»:
1) Исходящие данные документа (принят Государственной Думой, подписан Президентом, № ФЗ);
2) Список изменяющих документов с указанием последнего изменения (даты и номера ФЗ);
3) Указать понятия, используемые в ФЗ. Проанализировать указанные понятия (характеристику не писать);
4) Перечислить и дать характеристику принципов социального обслуживания;
5) Указать количество глав, статей в ФЗ (к каждой главе пишется наименование, в рамках каждой главы указывается количество статей);
6) Оценить значимость каждой главы ФЗ (проанализировать необходимость существования каждой из глав ФЗ в ФЗ, суть каждой из представленных глав. Какую роль играет в ФЗ).
Используемая литература: Консультант Плюс, Гарант.
Практическая работа ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ».
Цель: оценить уровень прожиточного минимума.
Задачи:
- проанализировать ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ от 24.10. 97 № 134-ФЗ;
Рассмотреть прожиточный минимум в РФ, региональный прожиточный минимум, прожиточный минимум МО.
Ход работы:
- Расчертить таблицу:
Прожиточный минимум на душу населения |
Для трудоспособного населения |
Для пенсионеров |
Для детей |
|
I квартал |
||||
II квартал |
||||
III квартал |
||||
IV квартал |
- Найти через Консультант Плюс нормативные акты, устанавливающие прожиточный минимум в РФ в I квартале, II III IV кварталах 2013г. Указать размер прожиточного минимума, заполнив таблицу.
- Расчертить таблицу:
Прожиточный минимум в РФ за II квартал 2014г.
- Найти через Консультант Плюс нормативный акт, устанавливающий прожиточный минимум в РФ во II квартале 2014г. Указать наименование данного нормативного акта, орган, издающий акт, дата нормативного акта. Указать размер прожиточного минимума, заполнив таблицу.
- Рассчитать размер между прожиточным минимумом II квартала 2013г. и II квартала 2014г.
Используемая литература: Консультант Плюс, Гарант.
Практическая работа «О минимальном размере оплаты труда».
Цель: проанализировать структуру ФЗ.
Задачи:
- оценить значимость статей ФЗ;
Оценить сущность МРОТ.
Ход работы:
- Ответить на вопросы, анализируя ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»:
1) Исходящие данные документа (принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, подписан Президентом, № ФЗ);
2) В какой срок Президент подписывает и обнародует ФЗ? Соблюдён ли срок?
3) Каким образом происходит одобрение ФЗ Советом Федерации?
4) Список изменяющих документов с указанием последнего изменения (даты и номера ФЗ, дата и номер Постановления Конституционного Суда РФ)4
5) Указать количество статей в ФЗ;
6) Указать размер МРОТ (федеральный, региональный, г. Москва). Достаточен ли размер МРОТ, установленный с 1 января 2014г.? Приблизительно распределите МРОТ на самые необходимые нужды человека. Сделайте вывод о размере МРОТ.
Используемая литература: Консультант Плюс, Гарант.
Практическая работа «Несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной реабилитации».
Цель: проанализировать работу социальных приютов.
Задачи:
Осветить структуру социальных приютов;
Выявить основные цели и задачи структурных подразделений социальных приютов;
Проанализировать Постановление Минтруда РФ от 29.03.2002г. № 25 «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»;
Оценить значимость устава социального приюта.
Ход работы:
- Проанализировать структуру социального приюта, рассмотренного в лекционном материале;
- Добавить структурные подразделения в представленную модель социального приюта. Прописать цели и задачи представленных структурных подразделений;
- Проанализировать Постановление Минтруда РФ от 29.03. 2002г. № 25. Ответить на вопросы по данному Постановлению:
1) Какое Постановление действовало до Постановления Минтруда РФ от 29.03. 2002г. № 25 (указать исходные данные)?
2) Указать наименование и год принятия самого старшего нормативно-правового акта, на основании которого были приняты Рекомендации?
3) Какие виды помощи оказывают учреждения несовершеннолетним?
4) На какое количество детей может создаваться учреждение в городе (районе)?
5) Что необходимо сделать после того, как несовершеннолетние зачисляются в учреждение приказом директора в качестве воспитанников?
6) Что относится к учреждениям?
7) Какое количество несовершеннолетних устанавливается в реабилитационной группе?
8) Какие структурные подразделения может включать социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних?
9) Для детей какого возраста предназначен социальный приют для временного проживания и социальной реабилитации?
10) Перечень отделений, существующих в учреждении, является исчерпывающим?
- Попытайтесь прописать ключевые положения устава своего социального приюта для несовершеннолетних.
- Представить отчёт преподавателю о проделанной работе.
Используемая литература: Консультант Плюс, Гарант.
Практическая работа «Лица БОМЖ».
Цель: проанализировать статус лиц БОМЖ.
Задачи:
Охарактеризовать лиц БОМЖ;
Выявить и оценить уровень социальной помощи, оказываемой лицам БОМЖ;
Внести предложения по оказанию социальной помощи лицам БОМЖ.
Ход работы:
- Дать определение лица БОМЖ, используя лекционный материал, информационный источник Интернет, собственные представления о лицах данной категории;
- Представьте, что вы организовали приют для лиц БОМЖ. Как сделать ваше предприятие успешным? Проанализируйте и ответьте на ряд вопросов:
1) За счёт каких средств должен сдержаться ваш приют (за основу возьмём недостаточную финансированность со стороны государства)?
2) Количество лиц БОМЖ в приюте (обоснуйте свою цифру)?
3) Какого характера мероприятия необходимо проводить в приюте, чтобы социально адаптировать лиц БОМЖ (мероприятия указать и пояснить каждое мероприятие)?
4) Подумайте и обоснуйте, какие возрастные категории лиц БОМЖ нуждаются в приоритетной социальной помощи?
- Представьте отчёт преподавателю о проделанной работе.
Используемая литература: лекционный материал, информационный источник Интернет.
Практическая работа «Деятельность пенсионных фондов».
Цель: проанализировать сущность нормативно-правовых актов о пенсионных фондах РФ.
Задачи:
Проанализироватьструктуру правовых актов;
Ход работы:
- Охарактеризуйте Положение о Пенсионном фонде РФ (России):
1) осветите список изменяющих документов (наименование акта, дата, №, редакция);
2) номер постановления ВС РФ;
3) количество пунктов Положения о Пенсионном фонде РФ (России);
- Проанализируйте Положение о Пенсионном фонде РФ (России) и ответьте на вопросы:
1) Управляющие скольких отделений ПФР входят в состав правления ПФР?
2) Где находится ПФР?
3) Находится ли в собственности ПФР и его денежные средства?
4) Какое отношение фермеры и адвокаты имеют к средствам ПФР?
5) Уполномоченные ПФР в районах и городах могут быть не застрахованы?
6) Каким учреждением является ПФР?
7) Средства ПФР направляются на выплату пособий по уходу за ребёнком в каком возрасте?
8) Какие сведения предприятия, организации, учреждения, банки могут не представлять уполномоченным ПФР в районах и городах, ревизионной комиссии ПФР?
9) К работе правления ПФР имеет отношение Банк России?
- Проанализируйте ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» от 7.05.1998г. № 75-ФЗ и выполните следующие задания:
1) Подготовлена редакция ФЗ с изменениями, не вступившими в силу. Укажите, когда эти изменения вступят в силу?
2) Укажите, какой последний нормативно-правовой акт включён в список изменяющих документов (дата, №, название)?
3) Составьте по основным понятиям ФЗ кроссворд (горизонталь, вертикаль, кроссворд заполнить, составить к кроссворду вопросы, используя основные понятия ФЗ).
Используемая литература: Консультант Плюс, Гарант.
Практическая работа «Трудовой стаж и трудовая пенсия».
Цель: проанализировать сущность нормативно-правовых актов о пенсиях.
Задачи:
Проанализировать структуру правовых актов;
Выявить основные понятия правовых актов.
Ход работы:
- проанализируйте ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ. Вы полните следующие задания (ответьте на вопросы):
1) Когда не будет применяться данный ФЗ? На основании какого нормативно-правового акта ФЗ не будет применяться (указать наименование, дату, номер)?
2) Укажите юридический статус нормативно-правовых актов, составляющих список изменяющих документов.
3) Укажите количество и наименование глав ФЗ.
4) Составьте кроссворд по основным понятиям ФЗ (горизонталь, вертикаль, кроссворд заполняется, составляются вопросы к кроссворду).
- Проанализируйте основные понятия ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ и заполните таблицу, соотнеся понятия ФЗ и их характеристики (часть характеристики определения):
определение |
|
1. обязательное пенсионное страхование |
…находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию. |
2. обязательное страховое обеспечение |
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. |
3. средства обязательного пенсионного страхования |
…которые уплачиваются в Пенсионный фонд РФ и персональным целевым показателем которых… |
4. бюджет Пенсионного фонда РФ |
…сумма денежных средств, которая определяется как произведение минимального размера оплаты труда… |
5. обязательные платежи |
часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для… |
6. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование |
…система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер… |
7. стоимость страхового года |
…для формировании денежных средств застрахованного лица и учитываемая… |
8. солидарная часть тарифа, страховых взносов |
форма образования и расходования денежных средств на цели… |
9. индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
…при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение… |
Таблица для заполнения:
определение |
Характеристика определения (часть характеристики определения) |
Используемая литература: Консультант Плюс, Гарант.
Практическая работа «Материнский капитал».
Цель: проанализировать ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006г. № 256-ФЗ.
Задачи:
Оценить значимость материнского капитала для лиц, имеющих правовое основание на получение материнского капитала, на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала;
Оценить размер материнского(семейного) капитала.
Ход работы:
- Укажите список изменяющих документов по отношению к ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006г. № 256-ФЗ. При составлении списка изменяющих документов указывается название ФЗ, дата, номер, редакция.
- Указать период действия ФЗ.
- Указать основания, когда мужчина приобретает право на получение материнского (семейного) капитала на основании ФЗ.
- Составьте таблицу размера материнского (семейного) капитала по годам с 2007г. по 2014г.
года |
сумма средств материнского капитала, руб. |
Рассчитайте разницу между размером материнского (семейного) капитала 2007г. и 2014г. Укажите данную разницу. Достойно ли возросла сумма материнского (семейного) капитала за период с 2007г. по 2014г.? Обоснуйте свою точку зрения.
- Какое из направлений распоряжения средствами материнского (семейного) капитала является наиболее оптимальным? Проанализируйте соответствующие статьи ФЗ и аргументируйте свою позицию.
Используемая литература: Информационная система Интернет, Консультант Плюс, Гарант.
Практическая работа «Социальная работа».
Цель: проанализировать сущность социальной работы.
Задачи:
Выявить положительную сторону социальной работы;
Оценить место, роль социального работника в социальной работе.
Ход работы:
- Проанализировать материал лекций: «понятие НОТ. Роль и место НОТ в сфере социальной защиты населения. Цели и задачи НОТ в сфере социальной защиты населения», «Подготовка рабочих кадров»;
- Ответить на вопросы:
1) Значимость социальной работы социальных служб в современном обществе;
2) Составьте личностный портрет идеального социального работника;
3) Опишите положительные и отрицательные составляющие социальной работы;
4) Как заинтересовать молодого специалиста окончившего учебное заведение, посвятить профессиональную жизнь социальной работе?
5) Готовы ли вы посвятить свою профессиональную жизнь социальной работе? Аргументируйте свою позицию.
Используемая литература: материал лекций: «понятие НОТ. Роль и место НОТ в сфере социальной защиты населения. Цели и задачи НОТ в сфере социальной защиты населения», «Подготовка рабочих кадров».
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые акты:
- ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.95 № 195-ФЗ.
- ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ от 24.10. 97 № 134-ФЗ.
- ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ.
- ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2.08.95 № 122-ФЗ.
- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 №120-ФЗ.
- ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» от 7.05.98 № 75-ФЗ.
- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
- ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 № 256-ФЗ.
10. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 29.03.2002 № 25.
11. Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 2122-1.
Учебная литература:
Основная:
- В.П.Галаганов Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации, М.: КНОРУС, 2012. -152 с. - (Среднее профессиональное образование).
- В.П.Галаганов Право социального обеспечения: учебник, М.: КНОРУС, 2010. -512 с. - (Среднее профессиональное образование).
- И.В.Григорьев Право социального обеспечения: краткий курс лекций, М.: Юрайт, 2013.-203 с.
Дополнительная:
- Э.Г.Тучкова Право социального обеспечения России. Практикум: учебное пособие, М.: Проспект, 2011. -192 с.
- Э.Г.Тучкова Социальное обеспечение в России на рубеже третьего тысячелетия и теоретические проблемы права социального обеспечения //Государство и право на рубеже веков, М.: 2001.
Интернет-ресурсы:
- Официальный сайт компании «Консультант Плюс», форма доступа - http://www.consultant.ru /
- Информационно-правовой портал «Гарант», форма доступа -
должен уметь :
- оперировать основными понятиями и категориями специальности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- категории и понятия социальной работы, специфику профессии;
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению практических занятий со студентами по дисциплине Теория и методика социальной работы»
Министерство образования Московской области
ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»
Гуманитарно-педагогический колледж
по выполнению практической работы
по общепрофессиональной дисциплине «Теория и методика социальной работы»
39.02.01 Социальная работа
2015 г.
ОДОБРЕНА Предметно-цикловой комиссией социально-экономических дисциплин (наименование комиссии) Протокол № __ от «___» __________20___г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии / специальности среднего профессионального образования _39.02.01 Социальная работа (код, наименование профессии/специальности) _______________________________________ |
Председатель предметно-цикловой комиссии __________________ / __А.Ю.Самошкина Подпись ФИО | Зам. директора по учебной работе __________________ / _____Е.Б. Титова____ Подпись ФИО |
Цели и задачи организации практической работы по предмету Теория и методика социальной работы:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь :
осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными ценностями социальной работы;
использовать технологии и методики социальной работы для преобразования ТЖС клиента;
собирать необходимую информацию, осуществлять анализ ситуации клиента при оказании социальных услуг и адресной помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
традиции российской и международной благотворительности;
основные современные концепции и модели социальной работы, их основания;
основные этапы истории развития социальной работы в России и за рубежом;
общие и частные технологии, методы социальной работы;
особенности объекта и субъекта социальной работы;
основные подходы, применяющиеся в социальной работе (субъект-субъектный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный и т.д.);
принципы деятельности социального работника;
Практическая работа призвана способствовать формированию общих и профессиональных компетенций:
Наименование результата обучения |
|
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
|
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
|
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
|
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
|
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
|
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
|
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
|
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
|
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
|
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
|
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. |
|
Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи. |
|
Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента. |
|
Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа. |
|
Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам. |
|
Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов. |
|
Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи. |
|
Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей. |
|
Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). |
|
Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС. |
|
Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей. |
|
Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска. |
|
Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска. |
|
Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж). |
|
Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска. |
|
Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска. |
Виды практической работы и время на её реализацию (14 часов)
Название темы | Виды практической работы | Время | Формируемые компетенции |
|
Отличия путей развития социальной работы в России и за рубежом. | Обсуждение информационных сообщений по вопросам преподавателя. | ОК 1, ОК 10. |
||
Социальная работа как система деятельности. | Написание сочинения-рассуждения на тему: «Целесообразность рассмотрения социальной работы как целостной системы». | ОК 1-4, ОК 6-9, ПК 1.2, ПК 2.2, ПК 3.2 |
||
Теории и модели социальной работы. | Сравнительный анализ социолого-ориентированных моделей социальной работы. | ОК 2, ОК 4, ОК 9. |
||
Методы познания в социальной работе. | Сравнительный анализ общенаучных и частно-научных методов, используемых в социальной работе. | ОК 2, ОК 5, ОК 9, ПК. 1.1-1.5, ПК 2.1-2.5, ПК 3.1-3.5 |
||
Модели социальной политики. | Рассмотрение основных положений «Конвенции о правах ребенка» и написание сочинения-рассуждения на тему: «Роль социальной политики государства в сфере защиты детства». | ОК 1, ОК 3, ОК 7, ПК 2.1-2.5 |
||
Социальная работа как область подготовки специалистов. | Составление профессиограммы современного социального работника. | ОК 1-11, ПК 1.1-1.5, ПК 2.1-2.5, ПК 3.1-3.5 |
||
Частные технологии социальной работы. | Рассмотрение теории и практики социальной работы в России и за рубежом. Составление обобщающей таблицы. |
Практические занятия.
Практическое занятие №1 «Отличия путей развития социальной работы в России и за рубежом». Цель: изучение исторического опыта социальной работы в различные периоды времени. Вопросы для обсуждения: Зарубежный опыт теоретического осмысления моделей социальной поддержки. Исторический опыт развития социальной работы за рубежом. Современная практика социальной работы за рубежом (на примере Англии, Франции, Германии, США). Время выполнение: выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий
|
||||||||
Практическое занятие №2 «Социальная работа как система деятельности». Цель: обоснование целесообразности рассмотрения социальной работы как целостной системы.
выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий
|
||||||||
Практическое занятие №3 «Теории и модели социальной работы». Цель: раскрыть содержание социально ориентированных моделей социальной работы. Время на подготовку и выполнение: выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий |
||||||||
Практическое занятие №4 «Методы познания в социальной работе». Цель: сравнительный анализ общенаучных и частно-научных методов, используемых в социальной работе. Определение области их применения. Время на подготовку и выполнение: выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий |
||||||||
Практическое занятие №5 «Модели социальной политики». Цель: определение основных приоритетов социальной политики в условиях реформировании российского общества. Время на подготовку и выполнение: выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий
|
||||||||
Практическое занятие №6 «Социальная работа как область подготовки специалистов». Цель: раскрыть значимость профессионализма социального работника в современном мире. Время на подготовку и выполнение: выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий
|
||||||||
Практическое занятие №7 «Частные технологии социальной работы». Цель : установление взаимосвязи теории и практики социальной работы. Время на подготовку и выполнение: выполнение 00 часа 90 мин.; Критерии оценки заданий
|
Заполнить таблицу по изученному материалу:
Страны | Теория | Практика |
Россия | ||
Германия | ||
Франция | ||
Англия | ||
Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова Теория и методика социальной работы: Москва Издательский центр «Академия» 2014 г.
Кравченко А.И. Социальная работа: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 416с.
Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России: Учебно-методическое пособие по специальности «Социальная работа». – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2011.
Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2001.
Костина Е.Ю. История социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, - 2003.
Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учеб. пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.
Никитин В.А. Некоторые проблемы разработки концептуальных основ теории социальной работы (Текст): Сборник научных статей. М.: АНО «СПО «СОТИС». 2008. – 144с.
Основы социальной работы: Учебник/ отв. Ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд.. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 395с.
Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 427с.
Фирсов М.В. история социальной работы в России: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.
Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 236с.
1. Какое понятие подходит под определение «Состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно»?
а) анархия;
б) стагнация;
в) аномия.
2.Какие компоненты согласно распространенной в России точки зрения соединяет в себе социальная работа (укажите все верные ответы):
а) учебную дисциплину;
б) структуру;
г) вид практической деятельности;
3.Вставьте пропущенные слова.
По убеждению российских специалистов в узком смысле слова социальная работа – это…., которая помогает людям либо организациям ….трудности (личные, социальные и ситуативные), но не только, а также преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции, ….. В широком смысле социальная работа может быть определена как …. деятельности, направленный на решение социальных проблем …., слоев и групп, а также на создание условий, благоприятствующих …. или улучшению способности людей к …. функционированию.
а) реабилитации;
б) осознать;
в) восстановлению;
г) деятельность;
д) социальному;
е) индивидов;
4. К разряду психолого-педагогических принципов социальной работы обносят:
а) гуманизм, справедливость, альтруизм;
б) историзм, социальную обусловленность, социальную значимость;
в) модальность, эмпатия, аттракция, доверие.
5. Укажите соответствие.
а) принципы социальной работы как науки;
б) принципы социальной работы как практической деятельности.
детерминизм;
отражение;
социальной справедливости;
4) демократизма;
развития;
6)конфиденциальности.
6. Особый способ понимания чувств другого человека, заключающийся в сопереживании его эмоционального состояния, в проникновении в его сопереживание, определяется как _________________.
7. Наделение социальных работников фасилитирующей функцией необходимо для реализации принципа:
а) демократизма;
б) самопомощи;
в) конфиденциальности;
г) социальной справедливости.
8. Среди перечисленных функций выделите ту, которая не относится к функциям государства как субъекта социальной работы:
а) социальное сопровождение клиента;
б) возрождение частной благотворительности;
в) социальная защита населения.
9. «Кейс-стади» означает буквально:
а) метод определения степени удовлетворенности клиента;
б) метод поощрения;
в) метод изучения случая.
10. Какой из ниже перечисленных принципов не относиться к принципам социальной политики?
а) принцип социальной справедливости;
б) принцип социального партнерства;
в) принцип конфиденциальности;
г) принцип индивидуальной социальной ответственности.
11 .В деятельности специалиста по социальной работе сбор средств на нужды клиента является разновидностью:
а) посреднической помощи;
б) материальной помощи;
в) верны ответы А и Б;
г) нет верного ответа.
12. Для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников объединения, может быть создана такая организационно-правовая форма общественных объединений, как:
а) общественное движение;
б) общественная организация;
в) орган общественной самодеятельности;
г) общественное учреждение.
13. Образовательная помощь специалиста по социальной работе отличается от образовательной деятельности педагога тем, что:
а) определяется не образовательными стандартами, а трудной жизненной ситуацией клиента;
б) осуществляется не в образовательном, а в реабилитационном учреждении;
в) используются другие формы обучения;
г) используются другие методы обучения.
14. Выражением активной политики занятости является такая форма помощи, как:
а) оказание информационно-посреднических услуг;
б) выплата пособий по безработице;
в) переобучение безработных граждан;
г) все ответы верны.
15. По каким вопросам предоставляется консультативная помощь в учреждениях социального обслуживания?
а) социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности;
б) психолого-педагогической помощи;
в) социально-правовой защиты;
г) по всем вышеперечисленным.
16. На каких принципах основывается социальное обслуживание в РФ:
1) адресность, 2) доступность, 3) добровольность, 4) гуманность, 5)приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; 6) конфиденциальность, 7) профилактическая направленность; 8)безвозмездность:
а) кроме (3) и (5);
б) пункты (1), (2),(3), (4), (5), (6), (7);
в) пункты (1),(2), (4), (6), (7), (8);
г) пункты (2), (3), (4), (5).
17. Что такое аномия?
а) состояние пьяного человека;
б) состояние общества, когда большая часть его членов негативно или нейтрально относится к существующим ценностям и нормам;
в) состояние ослабленных беременных женщин;
г) состояние инвалидов.
18. Кто впервые основал профессиональную школу социального обучения во Франции:
а) Мери Ричмонд;
б) Жаннет Шверин;
в) Алиса Соломон;
г) Мария Гахери.
19 .Виды помощи, которые оказывает социальный педагог:
а) посредническая
б) материальная
в) психологическая
г) образовательная
д) нет верного ответа
20. Виды помощи, которые оказывает специалист по социальной рабте:
а) посредническая
б) материальная
в) психологическая
г) образовательная
д) нет верного ответа
21. Виды помощи, которые оказывает учитель :
а) посредническая
б) материальная
в) психологическая
г) образовательная
д) нет верного ответа.
22. Применение такой формы работы как патронаж клиента способствует реализации принципа:
а) адресного подхода;
б) доступности;
в) всех перечисленных.
23. Один из признаков бытовой дезадаптации человека – это: а) неспособность к самообслуживанию; б) отклонения в поведении; в) отсутствие жилья.
24. Благотворительность означает оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам (слоям) населения
а) в широком смысле;
б) в узком смысле
25.Функцией социальной работы является:
а) диагностическая;
б) профессионально – подготовительная;
в) медицинская; г) экономическое прогнозирование
26. Критерием гуманизма в настоящее время признается:
а) благо, ценность человека как личности;
б) сочетание нравственности и культуры;
в) абсолютная свобода;
г) наличие гуманитарного образования
27. Способность к переживанию, сопереживанию другому человеку называется:
а) наблюдательность;
б) проницательность;
в) эмпатийность;
г) внимательность
28. Система действий, направленная на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности называется:
а) социальная реадаптация;
б) ресоциализация;
в) социальная реабилитация;
г) реорганизация
29. Устранение причин, условий, факторов, вызывающих социально – неблагоприятные отклонения – это:
а) реабилитация;
б) социальная профилактика;
в) социальная коррекция;
г) социальная защита
30. Работа с конкретными отклонениями, направленная на человека - это:
а) социальная профилактика;
б) социальная реабилитация;
в)социальная коррекция;
г)идентифкация
31. Термин «толерантность» означает:
а) неприязнь;
б) терпимость;
в) стабильность;
г) исключительность
32. К социально – экономическим методам социальной работы относятся:
а) установление льгот, единовременных пособий;
б) регламентирование;
в) информирование;
г) наказание
33. К организационно – распорядительным методам социальной работы относятся:
а) нормирование;
б) информирование;
в) поощрение;
г) приказ
34. К психолого – педагогическим методам социальной работы относятся:
а)метод критики и самокритики;
б)метод наблюдения;
в)инструктирование
35. Социальная реабилитация:
а) система мероприятий, направленная на восстановление и компенсацию нарушенных функций статуса человека;
б) деятельно по социально – экономической поддержке;
в) форма социальной защиты населения, направленная на поддержание достойных условий жизнеобеспечения;
г) защита от социальных рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства;
36. Методы, используемые в практической социальной работе:
а) методы анализа и синтеза;
б) методы научной абстракции;
в) методы индукции и дедукции;
г) социально – экономические
37. Социально – экономические методы, используемые в практике социальной работы:
а) введение системы минимальных социально – экономических гарантий;
б)нормирование;
в)инструктирование;
г)моделирование
38. Что представляет собой социальная работа на макроуровне :
а) совокупность мер по улучшению среды обитания людей;
б) разработка правил, норм поведения;
в) формирование государственной социальной политики;
г) на макроуровне социальная работа не используется.
39 . Каковы признаки трудной жизненной ситуации :
а) отсутствие средств к существованию;
б) нарушены возможности нормального социального функциони-
рования клиента;
в) социальные субъекты не могут сами справиться с ситуацией;
г) клиенты испытывают нужду в сторонней поддержке
40 . Какие проблемы жизнедеятельности человека обусловливают необходимость социальной работы :
а) состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы;
б) нехватка времени и средств для организации своего досуга;
в) старость;
г) девиантное поведение
41. Что означает адресная социальная помощь :
а) оказание социальной помощи на дому (по адресам);
б) оказание стационарной помощи (по определенному адресу);
в) помощь индивиду или группе индивидов, имеющих аналогичные проблемы;
г) выделение определенных средств конкретному лицу.
42. Как понимается принцип клиентоцентризма :
а) полная сосредоточенность на проблемах конкретного клиента;
б) признание приоритета прав клиента во всех случаях, которые
не противоречат интересам других и не нарушают их прав;
в) комплексная социальная помощь;
г) сосредоточение всех ресурсов на решении одной проблемы
43. Что подразумевает социальная адаптация как технология социальной работы :
а) помощь человеку с целью его интеграции в общество;
б) установление для человека границ допустимого поведения;
в) защита и восстановление прав человека;
г) оказание социально-медицинских услуг
44. Социальная реабилитация как вид социальной помощи подразумевает :
а) восстановление физических возможностей клиента;
б) восстановление психических возможностей клиента;
в) восстановление социальных возможностей клиента;
г) восполнение утраченных экономических ресурсов клиента
45. Общая классификация уровней социальной работы включает :
а) индивидуальный уровень;
б) уровень трудового коллектива;
в) групповой уровень;
г) социетальный уровень
46. На индивидуальном уровне социальная помощь оказывается , на -
пример , в случаях :
а) если человек стал жертвой насилия;
б) потери трудоспособности (инвалидизации);
в) отчуждения;
г) потери работы.
47. По какому признаку проводится социальная работа на групповом
уровне :
а) при наличии аналогичной или общей проблемы у членов группы;
б) при условии, что члены группы сами не могут решить проблему;
в) в случае угрозы физическому или психическому здоровью од-
ному из членов группы;
г) в случае согласия всех членов группы на получение социальной помощи.
48. Ситуации каких социальных групп чаще всего требуют вмешательства социального работника :
б) молодежные общественные организации и движения;
в) уличная или дворовая подростковая тусовка;
г) группы сверстников в школах (классы в школе)
49. Методы социальной работы классифицируются :
а) по направлениям и формам социальной работы;
б) по времени воздействия на ситуацию;
в) по объектам социальной работы;
г) по субъектам социальной работы
95. По объектам социальной работы выделяют методы :
а) работы в коллективе;
б) индивидуальной работы;
в) социальной работы с группой;
г) социальной работы в сообществе (общине).
50. Метод индивидуальной работы включает :
а) планирование помощи;
б) проведение реабилитации;
в) социальную терапию;
г) постановку диагноза
51. К групповым методам социальной работы относят :
а) рефлексотерапию;
б) референтометрию;
в) социометрию;
г) групповую дискуссию
52. В перечень методов социальной работы в сообществе (общине )
включают :
а) социальную диагностику;
б) развитие системы территориального управления;
в) социальное прогнозирование;
г) модификацию социального поведения.
53. Использование методов исследования жизненного пути предполагает :
а) изучение индивидуального развития от рождения до смерти;
б) уделение особого внимания критическим периодам в жизни;
в) анализ жизненных кризисов;
г) лонгитюдные исследования