Основной бизнес

Основные рыночные структуры

Попечительский совет - что это такое?

Магазины "Светофор": отзывы покупателей и сотрудников, описание и ассортимент

Инструкция по складированию и хранению оборудования и запасных частей на складах и базах предприятий и организаций министерства газовой промышленности

Презентация "профессия портной"

Калифорнийские перепела: описание породы Температура и освещение

Ближайший рубль бум. «Рубль Бум. Отзывы и жалобы

Должностная инструкция диспетчеру автомобильного транспорта Что должен знать диспетчер автомобильного транспорта

Средние зарплаты кочегаров Должностная инструкция машинист кочегар котельной водогрейных котлов

Пример составления характеристики с места работы (образец)

Методические рекомендации по оценке эффективности и качества работы

Оплачивать ли счет-квитанции оплаты взносов на капремонт Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области"?

Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности

Профессия - спасатель мчс

Презентация на тему плавление и кристаллизация

К базовым ценностям социальной работы относятся. Тестовые задания по дисциплине: «Этика и деонтология социальной работы

По мнению большинства зарубежных специалистов, основой социальной работы является система профессионально-этических ценностей, которые находят свою практическую реализацию в процессе оказания помощи людям. В основе этических принципов социальной работы как условие полноценного существования общества, лежит идея взаимопомощи. Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшими среди них, согласно мнения американских ученых У.Фриндлера и Р.Епта, можно назвать следующие:

  • - Вера в ценность, достоинство и творческие возможности каждого индивида;
  • - Признание права каждого человека на собственное мнение и убеждения, возможность их выражать и воплощать в жизнь в той мере, в какой это не нарушает прав других людей;
  • - Неотъемлемое и неоспоримое право каждого человека самостоятельно принимать решения .

Кодекс этики социальной работы определяет систему ценностных регулятивов и ориентаций социального работника. Согласно ему квалифицированный социальный работник должен признавать:

  • - ценность и достоинство личности;
  • - право на уважение, автономность и конфиденциальность;
  • - право индивида и семьи на свой выбор;
  • - потенциальные возможности локальных общин;
  • - право на защиту в случае обиды, эксплуатации и насилия.

В структуре профессиональной деятельности выделяют также систему профессиональных знаний, необходимых для компетентной и ответственной организации процесса социальной работы. Социальные работники довольно долго пытались выяснить, какие знания являются необходимыми для эффективной практической деятельности. Это было связано с необходимостью внедрения университетской системы обучения социальной работе.

В 1956 году Национальная Ассоциация социальных работников США определила базовые для социальных работников знания, а именно:

  • - Знания о развитии человека и его поведении, особенно под влиянием социальной, культурной, экономической среды;
  • - Психологию оказания и получения помощи;
  • - Способы коммуникации людей, вербального и невербального поведения;
  • - Групповые процессы и взаимовлияние группы и индивида;
  • - Значение социокультурных факторов и их влияние на индивида, группу, общество: религия, духовные ценности, законы, социальные институты;
  • - Психологию межличностных и межгрупповых отношений;
  • - Общину, процессы, имеющие место в ней, способы развития и изменения, ее социальные службы и ресурсы;
  • - Социальные службы: структуру, организацию, методы работы;
  • - Себя как личность и те личностные отношения, которые могут влиять на профессиональную деятельность».

Кадушин выделяет пять уровней знаний, которые должен использовать социальный работник в процессе оказания помощи:

  • 1. Общие знания в сфере социальной работы.
  • - политика в сфере социальной помощи, социальные службы, социальные проблемы и институты;
  • - человеческое поведение и социальное окружение: развитие личности, социокультурные нормы и ценности, процессы жизнедеятельности в обществе;
  • - методы практической деятельности в сфере социальной работы: индивидуальная, групповая социальная работа, организация общины.
  • 2. Знання из отдельных отраслей социальной работы (например, социальная работа в исправительных учреждениях или медицинская социальная работа): цель, функции, методы профессиональной деятельности.
  • 3. Знання о конкретном агентстве: его функции, структура, нормативно правовая регуляция.
  • 4. Знания о типах клиентов, с которыми работает агентство.
  • 5. Знання о типичных особенностях установления контакта .

Как отмечает К.Майер, в отличие от базовых научных дисциплин, социальная работа как профессия стремится к использованию знаний, а не к знаниям ради знаний .Основные знания в области социальной работы заимствованы из различных отраслей фундаментальной и прикладной науки. Однако, особенностью социальной работы является особый характер действий или практической деятельности, связан с тем, что социальный работник не стремится развивать знания без конкретных целей. Знания и цели находятся в отношениях взаимозависимости: меняется цель - возникает потребность в новых знаниях, которые бы соответствовали новой цели. Но расширение знаний в пределах определенной цели может привести к изменению данной цели и к появлению новой.

Такой подход позволяет рассматривать профессиональные знания не как некую статическую конструкцию, а как динамический процесс постоянного и активного познания. Сфера профессиональных знаний социальной работы в этом случае представляет собой определенного рода пирамиду, в основе которой лежат фундаментальные и профессионально-теоретические знания. Над этой основой надстраиваются специализированные, конкретизированы и индивидуализированные знания, которые приобретаются социальным работником в процессе профессиональной практики.

Однако, профессиональный социальный работник характеризуется не своими знаниями, не своей концепцией или своими целями, а умением работать, используя эти знания, умения, навыки и средства для помощи тем, кто попал в трудную ситуацию .

Социальная работа, как и любая другая профессиональная деятельность, требует овладения определенной специальной базой знаний и умений, владение которой и определяет уровень профессиональной компетентности. Компетентный социальный работник должен владеть методами, приемами, технологиями социальной работы, а также умениями, необходимыми для их применения. По мнению Боуема, компетентная профессиональная деятельность предусматривает:

  • - Осознанный выбор знаний, необходимых для решения профессиональных задач;
  • - Единство профессиональных знаний и ценностей;
  • - Отражение этого синтеза в соответствующей профессиональной деятельности.

Таким образом, в основе профессиональных умений лежит организованная система знаний, однако запас теоретических знаний еще не обеспечивает успеха в социальной работе. Для эффективного осуществления социальной работы нужны соответствующие навыки. Социальный работник, в частности, должен уметь:

  • - Целенаправленно и с пониманием слушать других;
  • - Собирать информацию, чтобы подготовить социальную историю, оценку, отчет;
  • - Формировать и поддерживать профессиональные отношения, направленные на оказание социальной помощи;
  • - Наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, используя знания по теории личности и диагностические методы;
  • - Направлять усилия клиентов на решение их проблем и завоевать их доверие;
  • - Обсуждать деликатные проблемы с необходимым вниманием и поддержкой, вызывая у клиента доверие;
  • - Творчески решать проблемы клиента;
  • - Определять момент приостановления терапевтической помощи клиенту;
  • - Проводить исследования и интерпретировать их результаты;
  • - Быть посредником и вести переговоры между конфликтующими сторонами;
  • - Обеспечивать связь между различными организациями;
  • - Сообщать о социальных нуждах государственным организациям, частным, общественным или законодательным органам, обеспечивающих финансирование соответствующей деятельности .

Социальный работник должен уметь просто и грамотно говорить и писать, учить других, внимательно и доброжелательно реагировать на эмоциональные и кризисные ситуации, служить образцом в профессиональных отношениях, объяснять сложные психосоциальные явления, эффективно организовывать свою работу, искать источники и средства для оказания помощи другим, оценивать собственное поведение, вести работу в группе, решать конфликтные ситуации, применять на практике знания социальной психологии.

В зарубежной научной литературе нет единого мнения относительно компонентов профессиональной компетентности социальных работников. Среди них чаще называют:

  • - Компетентность восприятия, которая предусматривает проведение наблюдения, анализа, постановку диагноза.
  • - Компетентность взаимодействия, то есть успешное установление взаимоотношений и осуществления деятельности. Сюда входит анализ ситуации, понимание случаев, обмен информацией, объяснение, анализ с последующим выводом, который в свою очередь должна быть средством оказания помощи и содействия в дальнейшем самостоятельном решении проблемы;
  • - Коммуникативная компетентность - установление контакта с клиентом, налаживание доверительных, доброжелательных отношений;- Рефлексивная компетентность, т.е. реконструкция процесса предоставления помощи, целью которой является убедиться в правильности сделанного или того, что можно было сделать. Это поможет спланировать дальнейшие действия и предотвратить возможные ошибки.

Такая модель формирования профессиональной компетентности предусматривает три уровня обучения социальных работников:

  • - когнитивный уровень обучения: сообщение знаний и их рациональноеобсуждения;
  • - прагматический уровень обучения: тренировка методов работы, поведенческий тренинг, отработка безопасного образа деятельности;
  • - эмоциональный уровень обучения: самосознание, рефлексия личного опыта.

Соответственно выделяют три уровня профессиональной компетентности социальных сотрудников:

  • - Научно-методологический;
  • - Профессионально-практический;
  • - Личностный.

Зарубежные специалисты выделяют несколько ведущих тенденций в формировании профессионально компетентных социальных работников, которые определились на современном этапе.

Во-первых, это необходимость интеграции знаний из различных научных и учебных дисциплин в процессе профессиональной подготовки социальных работников. Деятельность в различных сферах общества, с различными категориями населения по решению самых разнообразных проблем требует от социальных работников знаний и умений по психологии, педагогики, социологии, биологии, медицины, гериатрии, философии, юриспруденции и др.

Во-вторых, это необходимость интеграции теории и практики. Концепции профессиональной компетентности социальных работников в процессе своего развития характеризовались разными подходами. Одни из них первоочередное внимание уделяли знаниям в области теории социальной работы, другие - практической деятельности, формированию профессиональных умений. Однако в последнее время все четче просматривается тенденция к сочетанию теоретического и практического компонентов в профессиональной подготовке социальных работников. Преодоление разрыва между теорией и практикой обеспечивается благодаря введению в учебные планы супервизии.

С ее помощью становится возможным внедрение и анализ традиционных и новых методических подходов к организации и проведению практики, установление партнерских взаимоотношений между учебным и социальными агентствами, повышения эффективности практического обучения студентов.

Для наглядного представления практического использования этики социального работника рассмотрим этика его взаимоотношений с клиентом - пожилым человеком.

Хронические и психические заболевания, делающие человека беспомощным, в основном распространены в глубокой старости.

Когда нуждающийся в помощи старый человек состоит в браке, основным субъектом его поддержки является супруг. Поскольку мужчины имеют меньшую продолжительность жизни и традиционно женятся на женщинах моложе себя, наиболее частыми бывают случаи, когда престарелый мужчина находится на попечении жены. Жены, ухаживающие за беспомощными мужьями, нередко испытывают упадок духа, чувство изолированности, одиночества, страдают от экономических проблем и перегрузок, связанных с чрезмерной усталостью и ответственностью. Поэтому старые люди, опекающие своих супругов, нуждаются в пристальном внимании к собственным нуждам, в периодическом отдыхе от забот, конкретной помощи и эмоциональной поддержке. Физическое напряжение часто сопровождается ощущунием сильной тревоги, боязнью потерять спутника жизни, с которым прожито вместе много лет.

Люди преклонного возраста, являющиеся полностью одинокими или живущие отдельно от своих близких, попадают в очень сложное положение, когда их настигают беспомощность или затянувшаяся болезнь. Им необходимо особое внимание со стороны социальных служб.

Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и собственное мироощущение. Во взаимоотношениях с пожилым клиентом социальный работник выступает активной стороной, устанавливающей и развивающей контакты. Психосоциальный подход является неотъемлемой частью практической социальной работы с пожилыми людьми. Цель этого подхода - поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. Оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оценивается потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Необходимо учитывать как сильные стороны, так и ограниченные возможности каждой личности в каждой ситуации, стремиться к их совершенствованию, находя пути здорового роста. Необходимо полное понимание людей в контексте существующей действительности и использование этих знаний для того, чтобы помочь им развивать и усиливать свой потенциал.

Каждая встреча - беседа с пожилым человеком индивидкальна, вместе с тем, можно дать и некоторые общие рекомендации:

  • - Идя на встречу с клиентом, социальный работник обязан настроиться на желание установить контакт с еще незнакомым ему человеком. Желательно не иметь “лишней” информации (ибо это может затруднить объективность оценки), но знать фамилию, имя, отчество, возраст клиента, наличие родственников.
  • - Хорошо, если встреча происходит в отдельном помещении (кабинете), в котором мебель расположена так, чтобы клиент мог свободно разместиться, желательно спиной к двери - этим самам ограничивается поле его зрения. Идеальный вариант посадки социального работника и клиента - друг против друга или чуть наискосок, чтобы видеть лицо собеселника.
  • - Необходимо проявить доброжелательность и заинтересованность с первых минут встречи. Контакт становится оптимальным, если социальный работник при общении использует “зеркало отношений” - улыбку, заинтересованное выражение лица, спокойные жесты и т.д.
  • - В начале беседы уместно использовать поддерживающие реплики.
  • - Обращаться к клиенту по имени и отчеству, тем самым поддерживая его достоинство и подчеркивая свое уважение.

Аккуратность, подтянутость, точность, доброжелательность и обязательность - вот черты, привлекающие к социальному работнику пожилых людей, вызывающие к нему доверие. Милосердие - это словл отражает способность сочувствовать человеку, его страданиям, соболезновать переживаниям, понимать боль. Напыщенность, равно как и подчеркиваемая снисходительность здесь явно неуместны.

Наблюдательность, способность быстро принимать решения, выдержка, умение владеть собой - качества, необходимые в общении с пожилыми людьми.

Таким образом, нравственное поведение социального работника определяется душевными качествами его личности.

Честность, умение говорить правду о положении клиента, о затруднениях, ошибках, умение “держать слово”.

Совесть как чувство моральной ответственности за свое поведение. Совесть выполняет функцию регулятора поведения, побуждая человека к творческим поискам решения и предостерегая его от формального подхода к выполнению моральных и профессиональных норм.

Объективность в оценке проблем клиента и его качеств.

Справедливость. Симпатичен клиент социальному работнику или нет - это не должно отразиться на количестве и качестве тех благ и услуг, которые клиенту необходимо предоставить. Справедливость должна проявляться и по отношению к коллегам - каждое действие коллеги должно получать справедливую оценку, без преувеличения или преуменьшения его заслуг или недостатков.

Тактичность - умение выстороить свои действия таким образом, чтобы не поставить невольно человека в неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить ее.

Внимательность и наблюдательность необходимы социальному работнику в его повседневной практической деятельности.

Терпимость (толерантность) - моральное качество, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей.

Выдержка и самообладание, терпение. Даже если клиент раздражен и позволяет себе выплеснуть негативные эмоции на социального работника, то социальный работник не имеет права ответить тем же. Более того, он не должен терять самообладания, иначе, отдавшись во власть собственных эмоций, не услышит того, что говорит клиент, не сможет воспринять информацию и правильно оценить ее.

При работе с системой семьи одним из вопросов, привлекающих особое внимание, является изменение жизненного цикла. Всякое такое изменение нарушает организацию семьи и вызывает противодействие. Часто это происходит из-за неспособности пойти на необходимые изменения, предназначенные для стабилизации шаткого жизненного равновесия. Дж. Хейли (1980 г.), например, применяла свой подход к семьям, в которых молодые люди не могли «покинуть дом», а Э. Картер и М. Макголдрик (1980 г.) внесли огромный научный вклад в этот вопрос изданием своей работы о цикле семейной жизни.

3.3. Организационные аспекты социальной работы

3.3.1. Организационные модели социальной работы

Организации, оказывающие социальные услуги, имеют ряд отличительных черт. Прежде всего, они работают с теми людьми, которые являются как бы «непосредственным материалом» в их производственном процессе. Конечный результат, служащий обоснованием существования такого рода организаций, заклю- чается в защите, упрочении и повышении благосостояния людей, которых они обслуживают.

Существуют две организационные модели, по которым можно составить представление о взаимосвязях между этими компонентами. Централизованная форма применяется в тех случаях, когда текущая работа является повседневной, повторяющейся, хорошо освоена персоналом, цели четко определены, а исходный материал стабилен и однороден. Децентрализованная модель больше подходит для организаций, имеющих дело с разнообразным исходным материалом или решающих нетрадиционные задачи. В этих условиях сотрудники должны иметь возможность действовать по своему усмотрению, поскольку заранее сложно предусмотреть все варианты их действий.

В случаях, когда на запросы клиентов приходится реагировать немедленно, при личном общении, необходим демократический стиль руководства, предусматривающий участие в обсуждении проблем и рассредоточение полномочий при принятии решений. Если же ставится задача воздействовать на поведение клиента, то нужны особенно широкая свобода выбора и применение наиболее эффективных средств. Решения в этих случаях зависят от способности персонала правильно учитывать изменившиеся об-

стоятельства, а управление должно заключаться в помощи сотрудникам найти себя в контексте организационных и профессиональных задач. Чем больше та часть вложений в программу, которая отводится на работу с кадрами, тем вероятнее достижение цели.

3.3.2. Теоретические аспекты организации служб, оказывающих социальные услуги

С организациями, оказывающими различного рода социальные услуги, связано множество часто противоречащих друг другу теорий, представляющих различные взгляды на деятельность социальных служб.

Классическая школа. Принятая классической школой теория организации ставила во главу угла формальную структуру. В классическом очерке о бюрократии М. Вебер предложил идеальную модель формальной, разумно организованной структуры, выведенной из юридических и рациональных посылок. По его мнению, бюрократическая структура представляет собой наиболее эффективное средство мобилизации ресурсов и власти. Юридическая власть рассматривается им как основа полномочий, которые находят свое формальное выражение в четко обозначенной иерархии учреждений и осуществляются с применением наиболее целесообразных процедур. Организация управляется на основе установленного порядка, базирующегося на конкретных знаниях. Идеальной бюрократической структуре присущи единона- чалие, высокий уровень специализации, внеличностные отношения между ее членами и некие априорные качества, необходимые для получения прерогатив, связанных с должностью.

Школа научного управления. Отцом школы научного управления, которая рассматривает организации как эффективные инструменты производства товаров и предоставления услуг, счи- тают Ф. Тейлора. Его последователи пытались вывести точные законы, управляющие деятельностью каждого работника, основываясь на точном анализе, экспериментах и измерениях параметров деятельности организации. В рамках этой методики изуча- лись затрачиваемое время и операции, чтобы определить, какое сочетание работника и машины является оптимальным для выполнения задачи. Полученные результаты определяли необходимые организационные мероприятия. Основная задача организа-

торов заключалась в том, чтобы заставить наемного работника сосредоточиться на порученном ему конкретном задании.

Школа человеческих отношений. Школа человеческих отношений возникла как реакция на теорию Ф. Тейлора. Она подчеркивала роль неформальных социально-психологических компонентов организации. Школа человеческих отношений приобрела известность в 50-60-х годах. В центре внимания этой школы были поведение человека, неформальные групповые связи внутри организации, всячески подчеркивалась роль рабочего коллектива и его воздействие на эффективность организации. Считалось, что организаторы производства должны внимательно относиться к неформальным организациям, т. е. к тем социальным отношениям, которые возникают между работниками в естественно сложившихся группах. Упор делался на людей, а не на машины, на согласие, а не на механическую исполнительность.

Современные теории. Теория научной организации труда и теория человеческих отношений подчеркивали каждая лишь одну из граней организационной работы. Современные же теории стремятся интегрировать формальные и неформальные механизмы деятельности организаций таким образом, чтобы в результате отследить типы их взаимовлияния. Считается, что функциональная организация - это сложный синтез динамичных структурных и межличностных процессов, где переплетаются элементы рациональности и эффективности. Основной современной школой является структуралистская, или системная. Соответствующий подход рассматривает организацию как социальную систему, состоящую из взаимосвязанных частей (подсистем), взаимодействующих и уравновешивающих друг друга. Сторонники структурализма считают, что всякая деятельность нацелена на сохранение и защиту системы, которая имеет политическую природу и подвержена конфликтам и деформациям. По их мнению, распределение власти является главным источником конфликтов, поскольку именно оно находится в центре социальных процессов, регулирующих распределение ресурсов и контроль над ними, контроль над людьми, принятие решений, выработку политики и формирование целей организации.

3.3.3. Цели и деятельность организаций по оказанию социальных услуг в современном обществе

Цели организации. Организации, занимающиеся социальными услугами, призваны выполнять задачи, совпадающие с основными функциями общества. Как определяются их цели, которые могут быть программными и тактическими? Официальные цели представляют собой переложение законодательства и политической линии в области социальной поддержки на язык программных действий. Официальные, программные цели содержат ценностные предпочтения, а также идеологические и теоретические представления о проблемах и нуждах людей. Организация формулирует для себя цели, и исходя из этого ее будут оценивать и спрашивать с нее отчет. Они обозначают спектр человеческих проблем и потребностей, находящихся в сфере юридических прерогатив организации, а также наиболее целесообразные стратегические способы, позволяющие добиваться результата.

Поскольку необходимо удовлетворить запросы различных контингентов клиентов, организации обычно имеют несколько целей. Они могут быть совместимыми либо несовместимыми, и иногда им умышленно придается расплывчатая, неопределенная форма, позволяющая примирить различные интересы.

Цели организации подразделяют на два типа в зависимости от их функционального предназначения. Транзитивные (переходные) цели включают воздействие программы или услуги на внешнюю среду, иначе говоря, изменение или сохранение определенной ситуации. Эти цели, обыкновенно составляющие основной смысл существования организации, сосуществуют с рефлексивными целями , обеспечивающими выживание организации. Эти последние цели принимают форму мотива, побуждающего всех членов вносить адекватный вклад. Так, переходная цель общинного центра может заключаться в сокращении юношеской преступности в районе путем создания условий для отдыха и учебы. Чтобы поддержать собственное существование как организации, центру необходимо иметь рефлексивную цель, заключающуюся в изыскании средств и других необходимых ресурсов. Для достижения успеха организация должна поддерживать динамичное равновесие между этими целями, хотя оценивать ее будут прежде всего в связи с транзитивными целями, поскольку через них организация отрабатывает выданный ей обществом мандат.

Организации социальных услуг существуют в меняющемся мире общины. Приходится изыскивать, удерживать и отстаивать поступление средств из государственных и частных источников по мере того, как интересы и приоритеты общины смещаются с одной проблемы или потребности на другую. Изменяются юридические требования, регулирующие деятельность организаций. Новую направленность получают методы оказания услуг, при- чем это не всегда совпадает с желаниями потребителей. Ощущая в этих условиях угрозу своему существованию, социальные организации вынуждены изучать внешнюю среду и приспосабливаться к бесчисленным вариантам давления извне. Решающее влияние остается за теми кругами, от которых зависит непосредственное выделение финансов, среди государственных источников - это Министерство здравоохранения и социальных услуг, департаменты социального обеспечения в штатах, общинные советы психического здоровья. В частном секторе средства поступают от различных программ, фондов и за счет взносов клиентов. Юридическое узаконение своей деятельности организация полу- чает через государственные акты или от частного попечительского совета. Органы, наделяющие организацию юридическими прерогативами, дают оценку ее деятельности и подтверждают ее целесообразность.

Организация, оказывающая социальные услуги, не может существовать без клиентов. Клиентура заслуживает всяческого внимания в плане ее сохранения и расширения. Еще один важнейший фактор, от которого зависит успех многих программ, - наличие вспомогательных услуг. Так, например, агентство по обслуживанию детей нуждается в больнице для лечения своих клиентов, а центр, действующий в общине, обращается к ближайшим церквям в поисках добровольцев для выполнения своих программ. Среди таких вспомогательных форм взаимодействия между организациями может быть взаимное направление клиентов и выделение обученного персонала.

Возможные формы взаимоотношений организаций с внешней средой образуют некий континуум. На его первоначальном этапе агентства почти не соприкасаются между собой, и, следовательно, у них нет необходимости принимать во внимание существование друг друга. Некоторые организации в этой ситуации могут установить между собой устойчивое взаимодополняющее

сотрудничество. Это мирная, стабильная среда. Промежуточный вариант характеризуется определенным уровнем нестабильности и конкуренции, в результате чего при планировании собственных действий приходится учитывать возможные шаги или противодействие других организаций. Чтобы достичь большей предсказуемости поведения партнеров, можно попытаться заключить соответствующее соглашение, создать совместные или координирующие органы типа планового совета общины. В определенных же случаях агентства могут обнаружить, что находятся в весьма неустойчивом окружении с постоянно меняющимся характером взаимоотношений, нестабильностью в распределении сфер влияния и ресурсов. Ход событий малопредсказуем, а полу- чение средств сопряжено с острой конкуренцией. В такой ситуации цели и характера услуг, оказываемых агентством, могут претерпеть значительные изменения. Создание в рамках общины координационных структур способно снизить неустойчивость и стабилизировать деятельность конкурентов на той территории, где они функционируют. При этом взаимодействие, доверие и сотрудничество между организациями в значительной мере зависят от того, достигается ли согласованность в отношениях между агентствами под нажимом сверху (со стороны финансирующей организации или законодательного органа) или же на добровольных началах.

Таким образом, можно выделить четыре типа отношений между организациями:

- добровольные, нерегламентированные;

- добровольная координация на основе соглашений;

- регламентированные отношения (вынужденные контракты без согласования механизма принятия решений);

- обязательная регламентированная иерархическая координация.

Отношения, основанные на принципе добровольности, оставляют каждому участнику право выйти из соглашения, если потери для него будут превосходить получаемые выгоды. В тех случаях, когда связи носят обязательный характер, вышестоящая организация может настаивать на том, чтобы агентства взаимодействовали независимо от их желаний, и сделать их взаимодействие условием одобрения их бюджета. Агентство, существование которого зависит от данного источника средств, лишено

выбора и должно участвовать в соглашении, даже если это противоречит его интересам. Если же между участниками возникнут острые разногласия, такое обязательное соглашение может оказаться подорванным, распасться или уступить место иерархической системе, в которую будут принудительно объединены отдельные программы.

Наиболее регламентируемым является такой тип отношений, когда диктуются связи и цели. Так, окружной совет по психиатрическим больницам может наблюдать за программами услуг на своей территории, иметь право определять потребность в услугах, решать вопросы об их предоставлении, заключать контракты и давать дотации на определенных условиях, оценивать программы и планировать дальнейшую работу. Отдельные агентства зависят от центра в отношении ресурсов и должны подчи- няться его требованиям, но взамен получают большую предсказуемость в смысле предоставления финансовых средств, клиентуры и дополнительных услуг от других организаций в данном районе. Таким образом, окружение, в котором действует социальная организация, оказывает на нее значительное воздействие.

3.3.4. Организационная структура социальных служб

Разделение труда и координация являются ключевыми аспектами внутренней организационной структуры и предполагают целенаправленный контроль за ходом работы, который позволяет поддержать ее эффективность. Организационная структура представляет собой административный механизм, предназначенный для того, чтобы сбалансировать дифференциацию, порожденную разделением труда, с интеграцией и координацией, необходимыми для выполнения поставленных задач. Одним из важнейших аспектов структуры является централизация - комбинация сосредоточения и распределения полномочий в принятии решений внутри организации. Концентрация власти в высшем эшелоне отражает высокую степень централизации. Чем больше количество персонала, участвующего в принятии решений, и чем больше сфер, в которых это участие осуществляется, тем более децентрализованной является организация. Организации со строго централизованной иерархией получили название бюрократических. Организации с децентрализованной или коллегиальной структурой с упором на совместный процесс руководства назвали небюрократическими.

Отметим, что по мере роста организаций и повышения уровня квалификации их персонала высшим руководителям становится все труднее держать в своих руках все функции, связанные с принятием решений. Таким образом, децентрализация отчасти порождается необходимостью; она культивирует качества, необходимые для того, чтобы организация могла успешно приспосабливаться к различным ситуациям, прививает людям чувство сопричастности к ее целям. Более активное участие работника в принятии решений понижает чувство отчужденности от труда, неудовлетворенность работой, вызывает уважение к руководителям, повышает производительность труда и улучшает взаимные контакты.В социальных организациях проблема власти и стиля руководства осложняется неопределенностью целей программ и применяемых методов, частой сменой персонала и клиентов и неустойчивостью окружающей среды. Эти организации представляют собой «свободно сконструированные системы», компоненты которых не слишком точно и тщательно подгоняются друг к другу. Деятельность сотрудников контролируется слабо. Руководители зависят от своих подчиненных в получении информации, необходимой для направления работы организации. Для достижения успеха здесь полезнее профессионализм, чем бюрократи- ческий контроль. В социальных организациях нельзя заранее предсказать, как будут развиваться отношения между сотрудником и клиентом, и это обстоятельство можно преодолеть только на основе взаимодействия между сторонами, а не опираясь на официальную административную структуру. Общий успех такой организации зависит от чувства профессионального долга и здравого смысла сотрудников, работающих непосредственно с клиентами.

Подводя итоги, можно сказать, что учаcтие в принятии решений соответствует потребностям персонала, способствует эффективности существующих процедур, улучшает моральное состояние сотрудников и их удовлетворение результатами своего труда, облегчает решение стоящих перед организацией задач, стимулируя производительность и качество труда, сводя до минимума возможные сбои в работе. Сопричастность приносит радость от работы, улучшает общее настроение, повышает сплоченность сотрудников, и заинтересованность персонала в клиентах и результативность работы с ними, точность информации, необходимой для принятия решений.

3.4. Особенности технологии оказания социальных услуг

Отличительная черта социальных организаций состоит в том, что они обслуживают людей, помогая им измениться, развиться или сохранить себя. Способы действий здесь могут быть так же разнообразны, как и сам исходный материал и будущие результаты. Задачи, требующие решения для достижения целей, и необходимые действия представляют собой технологию. Технология - действия, совершаемые индивидом над объектом в целях его изменения с применением или без применения орудий и механических приспособлений. Объектом или «сырьем» могут служить живое существо, в том числе и человек, или неодушевленный предмет. Этот взгляд на деятельность организации включает несколько компонентов: изменчивый или устоявшийся характер задач, предсказуемый диапазон поиска в нестандартных ситуациях, однородность или разнородность исходного материала. Сравнение социальных организаций может проводиться исходя из таких посылок, как особенности клиентов, с которыми им приходится работать; знания, используемые в процессе этой работы; характер взаимодействия между сотрудником и клиентом; контроль, осуществляемый клиентом по отношению к используемым процедурам, а также организация и последствия деятельности персонала.

Стандартизация задач рабочего процесса становится возможной, когда они носят рутинный, предсказуемый характер, а исходный материал единообразен. В других случаях задачи могут вытекать из конкретной ситуации и потому быть весьма разнообразными. Поиск альтернативных решений приходится вести в широком диапазоне, без достаточной определенности, а исходный материал весьма разнороден. Главным в технологии социальных услуг становится адекватная оценка клиента и его потребностей. Существовала точка зрения, что в принципе все клиенты одинаковы, разница заключается лишь в характере и степени их немощности и необходимых услугах, и потому все действия организации должны исходить из этих особенностей. Потребности людей могут различаться по типам (отсутствие пищи, жилья, медицинской помощи) и степени (от необходимости оказания широкой помощи до минимальной и от долгосрочной до временной). Исходя из этих вполне определенных категорий, могут планироваться и осуществляться весьма конкретные меры.

Другой подход диктуется скорее различиями, нежели сходством клиентов. Клиенты рассматриваются как индивиды, чьи неповторимые черты, характеристики и цели должны находиться в центре внимания, так что планировать действия нужно в каждом отдельном случае, а не для целых категорий. Очевидно, в этих условиях для эффективного вмешательства необходимы разносторонняя подготовка персонала и широкий диапазон профессионального мастерства.

Социальный работник стремится к адекватной реакции на конкретную потребность клиента. Если задача ему знакома, его действия будут быстрыми, не требующими долгих раздумий. В незнакомых условиях поиск подходящего решения потребует времени. Он может быть рутинным, в форме обращения к литературе или к руководителю, а может быть и неформальным, основанным на интуиции, на методе проб и ошибок, на опыте, профессиональном суждении и т. д. Во внимание должны быть приняты возможные изменения в техническом исполнении и в исходном материале. Клиент и ситуация могут восприниматься как нечто стабильное, единообразное и доступное для понимания, а могут рассматриваться как явления многоплановые, нестабильные, недостаточно понятые. Точно так же технология вмешательства может быть рутинной и лишь слегка видоизменяться, а может предусматривать нестандартные ситуации и поиск новых решений.

Организации стремятся привести в соответствие применяемую ими технологию и структуру. Когда задачи, исходный материал и события можно предвидеть, есть возможность планировать действия заранее и отдельные работники в меньшей степени нуждаются в самостоятельности. И напротив, организации, часто встречающиеся с исключительными ситуациями, касающимися их клиентов или методов помощи, в меньшей степени могут заранее конкретизировать свои действия. Поэтому координация должна осуществляться скорее через взаимодействие, обратную связь и взаимное согласование, нежели путем централизованного контроля.

Тестовые задания по курсу «Этика социальной работы»

1. Необходимость формализации этических нормативов профессиональной деятельности в сфере социальной защиты обусловлено:

Регулированием норм поведения между людьми;

Стремлением привнести в разнообразные отрасли профессиональной

Деятельности критерии этической оценки;

Реформированием экономики, падением нравственности, крушением системы ценностей.

2. Функциями морали и права являются:

Нормы поведения принятые в обществе;

Ценностные установки.

3. Нормы регуляции поведения между людьми в первобытном обществе носили:

Социальный характер;

Биологический характер;

Благотворительный характер.

4. Орда – это:

Общество умнейших;

Общество сильнейших;

Общество слабейших.

5. Основными ценностями общества-орды признавались:

Жестокость, подавление слабых соплеменников;

Сила, ловкость;

Милосердие, благотворительность.

6. В основе ценностей первобытного общества можно выделить:

Инстинкт;

Интуиция;

Индивидуальность.

7. Моральные отношения в первобытном обществе носили:

Индивидуальный характер;

Коллективный характер;

Смешенный характер.

8. Отношения в первобытной орде строились:

На социальном равенстве;

На подчинении интересов индивида интересам коллектива;

На подчинении интересов коллектива интересам индивида.

9. Обеспечение безопасности, выживания, продолжения рода в первобытной орде было вызвано:

Чувством долга и совестью;

Инстинктом самосохранения;

Чувством коллективизма.

10. С появлением огня в первобытном обществе осталось неизменным:

Отношение к старикам и детям;

Чувство патриотизма, верности;

Жертвоприношение.

11. С появлением огня нравственные законы усваиваются членами сообщества:

В процессе воспитания;

В процессе обучения:

В процессе обучения и воспитания.

12. Проявление первых форм взаимопомощи людей относится:

К периоду зарождения христианства на Руси;

К первобытному обществу;

К Древней Руси.

13. К первым видам социальной помощи относятся:

Подача милостыни пришедших с миром;

Предоставление приюта и пищи пришедших с миром;

Оказание медицинской помощи пришедших с миром.

14. Какие устанавливаются в Ветхом Завете критерии и нормы:

Этические и экономические;

Моральные и социальные;

Этические и социальные.

15. «Золотое правило этики» гласит:

- «… во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними …»;

- « Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово»»;

- «найти такое душевное настроение, мягкое и простое, которое сумело бы без усилий сочетать со всеми действиями разума, со всеми сердечными эмоциями идею истины и добра».

16. В какой пословице нашло отражение «золотого правила этики»:

Долг платежом красен;

Беду скоро наживешь, да не скоро выживешь;

Как аукнется, так и откликнется.

17. Конфиденциальность в этике социальной работы – это:

Принцип;

Критерий моральности;

Результат творческого подхода к деятельности.

18. Термин «этика» был впервые упомянут в работе:

Демокритом;

Платоном;

Аристотелем.

19. Объектом этики социальной работы является:

Этический кодекс;

Профессиональная мораль;

Этическое сознание специалиста.

20. Совесть – это:

Профессионально-значимое качество личности специалиста;

Функция этики социальной работы;

Правило этикета в социальной работе.

21. Предметом этики социальной работы не являются:

Этические отношения;

Этические действия

Профессиональный долг.

22. Основными принципами этики социальной работы являются:

Интеллект, субъективность клиента, инновационность и др.;

Конфиденциальность, доброжелательность, бескорыстие и др;

23. Деонтология социальной работы – это:

Совокупность внешних форм поведения и общения специалиста;

Совокупность требований к личностным качествам специалиста;

Учение о должном поведении специалиста.

24. Основными этическими ценностями социальной работы являются:

Человек, общество, справедливость, свобода, равенство и др.;

Социальная работа, клиент, социальная служба и др.;

Клиент, социальная группа, социальный институт, общество и др..

25. Под критерием моральности понимается:

Совокупность представлений о добре и зле;

Ответственность за клиента;

Честность и открытость.

Профессиональная мораль;

Нравственные убеждения;

Этическое сознание.

27.Основными группами функций этики социальной работы являются:

Личностно-ориентированная;

Рационализирующая.

28. Учение о профессиональной морали – это:

Профессиональный этикет;

Профессиональная этика;

Профессиональная ответственность.

29. Профессионально-этическая регламентация предполагает:

Разработку и введение должностных инструкций;

Введение дополнительных нормативно-правовых актов;

Разработку этического кодекса.

30. Целью этики социальной работы является:

Обеспечение и поддержание структуры профессиональной деятельности;

Поддержание правовых отношений социального работника и клиента;

Обеспечение и поддержание содержания и целей профессиональной деятельности.

31.Основными критериями моральности деятельности являются:

Соблюдение интересов клиента;

Содействие социальному прогрессу;

Соблюдение интересов профессиональной групп.

32. Формула принципа «не навреди» предположительно принадлежит:

Гиппократу;

Демокриту;

Эскулапу.

33. Социальные функции этики социальной работы направлены:

Соблюдение специалистом требований поведения и общения в социуме;

Удовлетворение интересов клиента социальной службы;

Удовлетворение потребностей социума в конечном результате деятельности.

34. Этикет в социальной работе – это:

Совокупность обычаев и традиций социальной работы;

Форма общественного сознания;

Требования к внешним формам поведения и общения.

35. Принцип этики социальной работы – это:

Основное качество личности специалиста;

Основное содержательное требование к поведению и действиям специалиста;

Основное направление деятельности социальных служб.

36. Основными специфическими профессиональными ценностями в социальной работе являются:

Человек, условия, цели деятельности, результаты;

Этические кодексы, принимаемые государством;

Материально-техническая база.

37. Альтруизм – это:

Направленность личности специалиста;

Статус личности клиента;

Деонтологический критерий.

38. Профессиональная этика социальной работы является:

Набором профессиональных и прочих норм;

Этическим кодексом;

Учением о профессиональной морали.

39. Термин деонтология введен в научный обиход:

Б.Спинозой;

И.Бентамом;

Л.Фейербахом.

40. «Внешний « уровень этики социальной работы предполагает оценивание с позиции общественной морали:

Социальной работы как социального института;

Деятельности социального работника;

Деятельности социальной службы.

41. Нравственно-гуманистические функции этики социальной работы направлены на:

Обеспечение приоритета интересов клиента относительно интересов общества;

Соблюдение прав клиента;

Формирование профессионально значимых черт личности специалиста.

42. Основой любой профессии является:

Наличие диплома об образовании;

Призвание;

Размер заработанной платы.

43.Основными структурными элементами этической деятельности являются:

Нравственная потребность;

Легитимизация;

Этическое сознание.

44. Функции кодекса социального работника направлены на:

Создание единой морально-нравственной основы профессиональной деятельности;

Формирование личностно-нравственных качеств;

Содействие в повышении роли социальной работы в обществе.

45. Профессиональная мораль в социальной работе - это:

Качественная характеристика отношений социального работника и его клиента;

Форма общественного сознания совокупной профессиональной группы;

Совокупность личностных черт и качеств специалиста по социальной работе.

46. Профессионально-этический кодекс социального работника – это:

Ценностный ориентир;

Критерии моральности;

Совокупность правил и норм поведения, требований к личности специалиста.

47. Идеал в социальной работе – это:

Представления о совершенном состоянии специалиста, клиента, социальной работы;

Предмет профессионально-этического кодекса социальной работы;

Цель, которую ставит перед собой специалист по социальной работе.

48. Этическое сознание специалиста по социальной работе предполагает наличие и сочетание:

Этических знаний специалиста и потребностей общества;

Этических знаний, этических убеждений, этических потребностей;

Этически знаний и этических потребностей.

49. Этика социальной работы – это:

Учение о профессионально-этическом кодексе;

Учение о профессиональном долге специалиста;

Учение о профессиональной морали специалиста.

50. Уровни этической оценки:

Интернальный, интерактивный, экстрогенный;

Интернальный, медианный, экстернальный;

Императивный, медианный, категориальный.

51. Уровень этической оценки социальной работы, на котором происходит оценивание социальной работы в целом как социального института:

Средний;

Внешний;

Внутренний.

52. Уровень этической оценки социальной работы связанный с оценкой поведения и действий конкретных социальных работников и социальных служб с точки зрения этических стандартов:

Средний;

Внутренний;

Внешний.

53. Качества, неприемлемые для специалиста по социальной работе:

Терпение;

Эмоциональная неустойчивость;

Наблюдательность.

54. Основными компонентами поведения и облика социального работника не являются:

Компетентность и профессиональное совершенствование;

Этические действия;

Исследовательская работа и учеба.

55. Группа функций, связанная с выполнением задач возложенных на социальную работу и её профессионально-этическую систему обществом и государством:

Нравственно-гуманистическая;

Социальная.

56. Группа функций, направленная на оказание непосредственного влияния на эффективность и качество работы специалиста в процессе его деятельности:

Социальная;

Профессионально-практическая;

Нравственно-гуманистическая.

57. Группа функций направленная на оказание морально-нравственного воздействия на личность специалиста и его клиента, на отношения, возникающие в процессе социальной работы:

Нравственно-гуманистическая;

Социальная;

Профессионально-практическая.

58. Этический принцип, в основе которого лежит взаимное доверие и уважение между клиентом и социальным работником:

Бескорыстие;

Честность и открытость;

Полнота информирования клиента о предпринимаемых действиях.

59. Этический принцип, направленный на неразглашение информации предоставленной клиентом, без его согласия:

Доброжелательности;

Уважения прав клиента на принятие самостоятельного решения;

Конфиденциальности.

60. Эта функция направлена на потребность в регулировании поведения и действий социального работника:

Регулятивная;

Стабилизирующая;

Воспитательная.

61. Эта функция способствует устранению и сглаживанию противоречий, возникающих между субъектом и объектом социальной работы:

Информационная;

Коммуникативная;

Разрешения противоречий.

62. Эта функция направлена на улучшение организации социальной работы, требуя выполнения своих обязанностей:

Организационная;

Превентивная;

Стабилизирующая.

63. Эта функция приобщает социального работника к системе общественных ценностей и морали:

Социальная;

Социализирующая;

Воспитательная.

64. Кто в 996 году поручил православной церкви заботу о нуждающихся и определил средства на их содержание и поддержку:

Великий киевский князь Владимир;

Князь Владимир Мономах;

Князь Мстислав.

65. Структурный элемент этической деятельности направленный на действия социального работника включающий в себя специфические нравственные мотивы такие как делать добро, оказывать помощь нуждающимся и т.д.:

Средства;

Мотивация;

Действия.

66. Структурный элемент этической деятельности, в основе которого лежит правовое обоснование, на которое социальный работник опирается в своей деятельности:

Действия;

Мотивация;

Легитимизация.

67. Совокупность представлений о добре и зле, справедливости как содержании моральных требований к профессиональному поведению и действиям, это:

Этические принципы;

Критерии моральности;

Этические стандарты.

68. Основой личности социального работника является:

Призвание;

Уровень моральности;

Нравственность.

69. Призвание – это:

70. Уровень моральности - это:

Потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали;

Органичное сочетание своеобразных духовно нравственных качеств личности специалиста и его способности к социальной работе;

Мера соответствия нравственных представлений и ценностных предпочтений массовым этическим суждениям.

71.Нравственность – это:

Органичное сочетание своеобразных духовно-нравственных качеств личности специалиста и его способности к социальной работе;

Потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали;

Мера соответствия нравственных представлений и ценностных предпочтений массовым этическим суждениям.

72. Компонентом нравственного сознания не является:

Этическое сознание;

Нравственные знания;

Нравственная потребность.

73. Наивысшей степенью нравственного сознания является:

Моральная норма;

Личностно-нравственные качества;

Нравственная потребность.

74. Нравственные убеждения – это:

Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;

Профессиональная мораль специалиста;

Основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали.

75. Нравственные знания – это:

Основы знаний об этике, морали и нравственности;

Отражение социального бытия и деятельности, возникающей в процессе профессиональных отношений;

Содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач.

76. Нравственная потребность характеризуется:

Личной ответственностью социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий;

Наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики;

Отсутствием предрассудков и предубеждений в отношении клиента.

77. К профессионально значимым качествам социального работника не относятся:

Нетерпение и раздражительность;

Толерантность.

78. Это качество личности социального работника характеризуется потребностью поступать в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости:

Совесть;

Объективность;

Тактичность.

79. Это качество личности социального работника предполагает умение его предвидеть все объективные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие клиентом, коллегами и другими людьми:

Выдержка и самообладание;

Честность;

Тактичность.

80. Это качество личности социального работника характеризуется уважительным отношением к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей:

Доброта;

Эмпатия;

Терпимость.

81. Это качество личности социального работника проявляется в заботе о человеке, создании благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, в умении вовремя и в должной мере оказать необходимую помощь:

Справедливость;

Доброта;

Оптимизм.

82. Это качество личности социального работника нацелено на выполнение объективно необходимых действий, связанных с осознанием своего профессионального долга, преодоления самого себя, своей слабости:

Оптимизм;

Стремление к самосовершенствованию:

Сила воли.

83. Отсутствие этого качества личности у социального работника будет расценено как невнимательность, недостаток опыта и желания помочь:

Творческое мышление;

Коммуникабельность;

Оптимизм.

83. Это качество личности социального работника направлено на сохранение внешнего спокойствия и умение контролировать собственные эмоции:

Адекватность самооценки;

Внимательность и наблюдательность;

Выдержка и самообладание.

84. Это качество личности социального работника связано с умением анализировать свою деятельность, давать беспристрастную оценку своим действиям и поведению, видеть свои ошибки и пути их решения:

Стремление к самосовершенствованию;

Самокритичность;

85. Это качество личности социального работника связано со стремлением к профессиональному росту, приобретению практического опыта, новых теоретических знаний и повышению своих моральных качеств:

Выдержка и самообладание;

Самокритичность;

Стремление к самосовершенствованию.

86. Отсутствие этого качества личности у специалиста по социальной работе может привести к неуверенности и колебанию клиента, к его растерянности и угнетенности, плохому настроению:

Терпимость;

Выдержка и самообладание;

Внимательность и наблюдательность.

87. Порождение несбыточных надежд у клиента связано с проявлением такого качества личности специалиста по социальной работе как:

Равнодушие;

Нечестность;

Черствость.

88. Качества, касающиеся личного здоровья человека, мешающие выполнению профессионального долга:

1. повышенная раздражительность;

2. агрессивность;

3. брезгливость.

89. Документ, «Этика социальной работы: принципы и стандарты» был принят в г. Коломбо:

1. 1996 году,

2. 1976 году,

3. 1994 году.

90. Международная декларация об этических принципах не преследует цели:

1. определить области этических проблем в практике социальной работы;

2. изучить проблемы кодификации профессионально-этических систем;

3. определить пути выбора методов решения этических проблем.

91. Основными стандартами этического поведения в документе «Этика социальной работы: принципы и стандарты» в разделе «Международные этические стандарты социальной работы» являются:

1. стремление понять уникальность каждого человека и те условия, которые определяют поведение человека и характер оказываемых ему услуг;

2. изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности специалиста по социальной работе;

3. повышение морально-нравственных качеств личности специалиста.

92. Стандарты поведения социального работника по отношению к клиентам нашли отражение в документе:

1. «Этический кодекс социальных работников»;

2. «Международная декларация об этических принципах в социальной работе»;

3. «Международные этические стандарты социальных работников».

93. «Международная декларация об этических принципах в социальной работе» является составляющей частью документа:

1. «Международные этические стандарты социальной работы»;

2. « Этика социальной работы: принципы и стандарты»;

3. «Профессиональный кодекс социального работника».

94. Основными проблемными областями, нашедшими отражение в документе «Международная декларация об этических принципах в социальной работе» не являются:

1. сам факт социального работника в качестве помощника и в качестве контролера;

2. конфликт между обязанностью социального работника защищать интересы клиента и необходимостью действовать эффективно и рационально;

3. социальный работник должен поддерживать участие общественности в формировании социальной политики и развития активной деятельности всех социальных институтов.

1. свод нравственных норм и правил, принятых обществом и приведенных в исполнение;

2. этические обязательства социального работника перед своей профессией;

3. комплекс норм, предписаний, постановлений и профессиональных обязанностей.

96. Основными функциям профессионально-этического кодекса социального работника являются:

1. создание единой морально-нравственной основы профессиональной деятельности;

2. предохранение социального работника от действий, наносящих вред клиенту;

3. приобщение специалиста к системе общественных ценностей и морали.

97. К требованиям профессионально-этического кодекса относятся:

1. должен быть доступен, понятен, защищать права специалиста;

2. должен базироваться на принципах, отражающих сущность профессиональной деятельности специалиста;

3. должен являться устойчивой, замкнутой системой, не обязан отражать перемены в обществе.

98. Основой этического кодекса социального работника является:

1. моральная норма;

2. функции;

3. этические знания.

99. Конкретные требования, предъявляемые к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда - это:

1. моральные нормы;

2. моральные правила;

3. моральные принципы.

100. Общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах - это:

1. моральные качества;

2. моральная норма;

3. моральные требования.

Профессионально этические значимые ценности социальной работы.

Их сущность и Типология

Изучением ценностей занимается философская наука аксиология.

Ценности социальной работы. Высшими ценностями является человек и общество. Соц.работа считает высшей ценностью человека вообще.

Такие ценности как Человеческая свобода, которая дает человеку реализоваться, справедливость, защищенность, индивидуальность и социальность, гуманистический смысл социальной работы. Различия дают возможность реализироваться.

Ценности – специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества

В систему ценностей профессиональной социальной работы входят ценности различных групп. В ней представлены ценности абсолютные и относительные; истинные и мнимые (ложные); позитивные и негативные; признанные и непризнанные; непреходящие и ситуативные; субъективные и объективные; обыденные и профессиональные; индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечеловеческие; действительные и потенциальные; терминальные и инструментальные; материальные, духовные и т.п. Все эти группы ценностей, являясь ценностями профессиональной социальной работы, одновременно представляют собой составную часть ценностной системы и ресурсов общества. В социальной работе они выступают как и цели, и мотивы, и средства, и условия, и процесс, и конечный результат деятельности. Соц.работники наряду с проф. Ценностями являются носителями и реализаторами общечеловеческих ценностей (мир, труд, равенство, справедливость, человек)

Ценности современной профессиональной социальной работы имеют различную масштабность и значимость, в связи с чем в их системе представлены ценности различных уровней:

Общечеловеческие - признаваемые большинством современного человечества;

Социетальные - признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе;

Профессиональные - имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности;

Индивидуальные - ценности специалистов, их клиентов, других личностей.

Иерархия ценностей:

Человек и общество;

Свобода;

Защищенность;

Справедливость;

Коллективизм;

Равенство.

Можно выделить специфические ценности в профессиональной социальной работе, реализация которых оказывает существенное влияние на ее эффективность. Специфические ценности социальной работы не имеют самостоятельного значения для общества как основного заказчика деятельности. Однако для той части общества, которая непосредственно включена в профессиональную социальную работу, в первую очередь для представителей профессиональной группы социальных работников и их непосредственных клиентов, утверждение этих ценностей в общественном и индивидуальном сознании социальных работников представляет большую важность. Среди специфических ценностей социальной работы следует в первую очередь выделить такие, как благо человека и общества, права и индивидуальность человека, профессионализм, гуманистический смысл деятельности, социальный статус человека, его возраст и пол и др.


Т.е. социальная работа может быть определена как особый вид социальной деятельности, направленной на формирование, осмысление и реализацию гуманистических ценностей и идеалов с целью преобразования социальной реальности и создания социальной ситуации, в которой возможным станет достижение гуманистического идеала и подлинного благополучия личности и общества, обеспечение их плодотворного сотрудничества и взаимодействия.

24. основные методы практич. Сц раб.

Научный метод - это способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели. Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. В связи с этим классификация методов социальной работы производится:

✓ по направлениям и формам социальной работы,

✓ ее объектам-,

✓ субъектам.

Задача социальной работы - сформировать в процессе развития и совершенствования методов новый стиль мышления граждан, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в социуме. Развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности направлено на использование специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

2. Методы по направлениям и формам социальной работы подразделяются на следующие виды:

организационные;

социально-психологические",

социально-педагогические-,

социально-медицинские-,

социально-экономические и др.

Организационные методы - это приемы и способы деятельности, используемые в области социальной работы для решения организационных задач. Закрепляют права, полномочия, обязанности, а также меру ответственности различных звеньев управления, органов социальной защиты, социальных служб за конечный результат. Их типы:

✓ организационно-распорядительные;

✓ организационно-координационные;

✓ организационно-инструктивные;

✓ организационно-технические и др. Социально-неихологические методы подразделяются на несколько групп:

методы психологического исследования:

Наблюдение систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях;

Эксперимент активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта;

диагностические - выявление и изменение индивидуально- психологических особенностей личности;

психогенетические - выявление происхождения индивидуальных психологических особенностей человека, роли генотипа и окружающей среды в их формировании. Наиболее известный и информативный из них - метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействие среды на личность:

лонгитюдные - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла личности;

методы исследования жизненного пути - изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти;

психологической помощи - повышение психологической компетенции человека: выявление уже существующих или формирование новых ресурсов, позволяющих человеку решить стоящие перед ним задачи, преодолеть трудности и жизненные кризисы. Включают в себя методы:

Психологической коррекции (психотерапевтические) и реабилитации, цель которых - помочь человеку, имеющему нервно-

психические и психосоматические заболевания, острые или хронические психические травмы; психогигиены и психопрофилактики - предоставление психологической помощи практически здоровому человеку с целью предотвращения психосоматических заболеваний;

полифунщиональные методы - предполагают необходимость изменения содержания и форм работы в зависимости от целей и задач социальной работы.

Социально-экономические методы - совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей; определяются пути неудовлетворения (натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др.). Их цель - формирование оптимальных социальных нормативов; создание эффективной системы социальной защиты населения; повышение социальной мобильности, результативности работы государственной социальной службы. В социальной работе используются следующие экономические методы.

✓ статистические;

✓ математические;

✓ метод принятия оптимальных решений (анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов этих действий);

✓ балансовый;

✓ индексный;

✓ выборочный;

✓ технологический анализ рядов динамики и др.

Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три их основные группы.

✓ методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);

✓ организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);

✓ стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).

3. Методы по объектам социальной работы подразделяются на:

индивидуальные (социальный работник - клиент);

групповые (в группе семей и через семью);

общинные (работа в микросоциальной среде).

Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни.

В процессе работы этим методом социальный работник должен:

✓ установить первичную связь и определить потребности клиента в социальных услугах;

✓ изучить и уяснить проблему;

✓ мотивировать необходимость социальной помощи;

✓ концептуализировать проблему;

✓ определить и исследовать предполагаемое решение;

✓ выбрать стратегическое направление;

✓ реализовать решения проблемы и др.

Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой клиентов (семьей), так и в группе - с каждым из ее членов отдельно.

Социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение социального пространства индивидуума, развитие его умения решать личные проблемы с помощью социальных связей.

Важное значение в социальной работе является обучение клиента выходу из состояния одиночества (самоизоляции от общества), которое само по себе является предпосылкой дтя возникновения социальных проблем, и привития ему навыков работы в группе и с группой (коллективом).

Теории, регулирующие методы соиисиьной работы с группой-.

теория поля - рассматривает группу как некую общность индивидов, имеющих определенную цель и изменяющиеся в зависимости от обстоятельств внутригрупповые интересы;

социального обмена - предлагает использовать некоторые идеи бихевиоризма в групповом контексте:

социальных систем - предлагает изучать социальные системы в малых группах, поддерживать традиции внутри них и приспосабливать системы к своему окружению.

К групповым методам могут быть отнесены.

✓ совместная работа над определенными проблемами и задачами:

✓ диагностические и коррекционно-групповые процедуры, объекты которых - социально-психологические явления, влияющие на поведение и деятельность людей.

Методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их оптимизацию, ул учшение, развитие-.

групповая дискуссия , применяемая в практике руководства коллективами. Ее цель - дать возможность высказать свои позиции, быстрое и продуктивное решение групповой задачи; воздействие на мнения, позиции и установки участников дискуссии;

деловая игра - воссоздание предметного и социального содержания проблемной ситуации и ее решения;

модификация социального поведения - выработка новых жизненных навыков и привычек, позволяющих человеку адаптироваться к непривычному для него окружению (например, социальный работник учит клиента как знакомиться с новыми людьми, завязывать отношения, общаться с представителями органов власти и др.);

социально-психологический тренинг активные методы групповой психологической работы с целью развития коммуникабельности. Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Например, общиной можно считать жителей одного села, одного квартала, компактно проживающих представителей другой национальности и др. Социальная община характеризуется:

✓ относительной устойчивостью;

✓ более или менее одинаковыми условиями и образом жизни;

✓ общностью массового сознания, социальных норм, ценностных систем и интересов.

4. Методы но субъектам социальной работы подразделяются на следующие виды:

✓ применяемые отдельным специалистом;

✓ коллективом социальной службы;

✓ органом управления социальной работы

Введение

Социальная работа относится к типу профессий «Человек-Человек», а значит, предполагает высокий уровень общения клиента со специалистом. В виду такой деятельности специалист должен обладать высокими нравственными качествами, моральной устойчивостью, умением контактировать с людьми и располагать их к общению.

В своей практике специалист по социальной работе сталкивается с людьми разного социального статуса, уровня дохода, образования и т.д. Независимо от того, к какой категории людей относится клиент социальной работы, ему необходимо оказать квалифицированную и своевременную помощь.

Основной ценностью социальной работы является человек и общество в целом. Главная цель социальной работы - способствовать благу человека, его развитию и благополучию. Для реализации данной цели осуществляется социальная поддержка и защита населения, оказывается помощь. Все это основывается на базе гуманизма, т.е. признания жизни человека высшей ценностью общества.

Низкий престиж и статус социальной работы в нашей стране, не высокая заработная плата работников в данной сфере, все это приводит к тому, что профессия социального работника не популярна в социуме.

Однако даже, несмотря на все материальные трудности и моральную неудовлетворенность, специалист по социальной работе должен быть глубоконравственным и духовно развитым.

Ценности социальной работы

Ценности - это определенный набор критериев, которым следует человек в процессе своей жизнедеятельности. Каждый человек в решении той или иной ситуации руководствуется теми ценностями, которые он усвоил в течение жизни.

Специалист социальной работы усваивает профессиональные ценности в ходе прохождения обучения. Так, Г.П. Медведева отмечает, что ценности современной профессиональной социальной работы имеют различную масштабность и значимость, в связи с чем они могут быть представлены как ценности различных уровней:

глобальные - признаваемые большинством современного человечества;

социетальные - признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе;

профессиональные - имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности;

индивидуальные - ценности специалистов, их клиентов, других личностей .

К примеру, между общечеловеческими ценностями можно выделить главные такие, как человек, его права, жизнь, мир, свобода, равноправие и так далее. На уровне социума данные значения могут быть иначе иерархизированными. Система ценностей социальной работы, кроме специфицированных вышеназванных ценностей, содержит пол и возраст личности, ресурсы государства, а.также мастерство самого работника. Ценности детерминируют все виды отношений, состояние и деятельность человека и общества в наличной действительности, которая служит определенной основой, условием и средством жизнедеятельности человека и общества, частичной реализации их ценности уже в настоящем. Поэтому актуальные ценности, присвоенные обществом, профессиональной группой и каждым индивидом и реализуемые ими в профессиональной и повседневной деятельности, могут рассматриваться как определенный базис для реализации ценности человека.

Очевидно, что если не сложилась иерархия ценностей, реализация которых может способствовать созданию благоприятных условий для творческой самореализации каждой человеческой личности, провозглашение человека высшей ценностью может считаться лишь формальным актом, отнюдь не влекущим за собой и не гарантирующим фактической реализации ценности человека ни в настоящем, ни в будущем. Поэтому необходимо, чтобы в общественном сознании утвердилась не только ценность человека во всей ее многозначной целостности сама по себе, но и определенная целостная система ценностей и приоритетов, иерархизированных по признаку своей роли в реализации ценности человека.

Профессиональные ценности в то же время не существуют вне и независимо от общественных ценностей. Профессии признают, поддерживают и защищают определенные, избранные социетальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и гарантирует ей признание .

Профессиональные ценности направляют работника на исполнение и соблюдение конкретных задач, на профессиональную ответственность за собственную работу. Социальные работники сталкиваются с человеческим мучениями и трудностями. Именно из-за этого существенным в этой специальности является гуманизм, уважение человека в любом случае.

Личностно-возрастные закономерности подчеркивают связи ценностных ориентации с особенностями личности, ее мировоззрением, интересами, идеалами, потребностями, жизненным опытом, социальным окружением, положением и статусом в социуме на макро- и микроуровнях и др. Это показатель динамичности развития личности, ее изменений (иногда не в лучшую сторону).

Исследователи выделяют три группы качеств социального работника:

Психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

Психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала;

Психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния .

В первую категорию относятся требования, необходимые в профессиональной работе, к психическим действиям: восприятию, памяти, воображению, мышлению, психическим состояниям (изможденности, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию сознания); эмоциональным (выдержанность, индифферентность) и качествам воли (упорство, очередность, импульсивность). Некоторые из данных эмоциональных причин являются основополагающими, так называемым каркасом специалиста, а остальные служат лишь поддержанию имиджа работника.

Ко 2й группе достоинств относятся психоаналитические ценности, направленные на улучшение работника как личности, как сотрудника. Это такие ценности, как самоконтроль, самокритичность и еще стрессоустойчивые свойств - физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключиться и управлять эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и др. В частности, третья группа качеств связана и базируется на некоторых психологических теориях коммуникаций (самопредъявление или самопрезентация) .

Таким образом, ценности социальной работы в большинстве носят общечеловеческие ценности. В своей деятельности специалист социальной работы в первую очередь должен руководствоваться принципами гуманизма, чтобы оказывать помощь другим людям. На протяжении всей жизни социальный работник должен заниматься саморазвитием личности во всех - направлениях: психологическом, педагогическом, социологическом. Результат работы социального работника напрямую зависит от тех ценностей, которыми он руководствуется.

Вам также будет интересно:

Презентация на тему комплексные числа
1.История развития числа. Докладчик: А вы знаете, что нас с вами в древние времена скорей...
Готовые шаблоны для презентаций
Данные шаблоны можно использовать для создания презентаций к урокам и внеклассным занятиям...
Отношение вектора к его модулю
Длина направленного отрезка определяет числовое значение вектора и называется длиной...
Конспект образовательной деятельности
Н.Е. Паштакова, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 41 «Солнышко» комбинированного...
Тема урока: Описание сирени на основе музыкальных впечатлений Прочитайте что вы представили увидели услышали
Выдержка из текста: Ход урока: 1. Орг. момент: Начнём урок с маленького слова - Еж. Какие...