Основной бизнес

Пример составления характеристики с места работы (образец)

Методические рекомендации по оценке эффективности и качества работы

Оплачивать ли счет-квитанции оплаты взносов на капремонт Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области"?

Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности

Институт наставничества на предприятии

Работа с реестром позиций планов закупок

Мое дело — обзор онлайн бухгалтерии или электронный документооборот через интернет

Как открыть ооо самостоятельно

Эпилепсия и трудоустройство: имеет ли право работодатель уволить сотрудника из-за приступа

Число разных групп бактерий в природе

Современники золотого века русской литературы Издание журнала современник год

Что такое лояльность? Программа лояльности. Как распознать лояльного сотрудника на этапе собеседования Что такое лояльность персонала

ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем Демонстрационный тест по обществознанию

Магазины "Светофор": отзывы покупателей и сотрудников, описание и ассортимент

Инструкция по складированию и хранению оборудования и запасных частей на складах и базах предприятий и организаций министерства газовой промышленности

Калининградские истории, орнитологическая станция "фрингила". Биологическая станция "рыбачий" Птицы на куршской косе

Полевой стационар является подразделением первой в мире орнитологической станции, основанной в Росситтене (ныне поселок Рыбачий) еще в 1901 году профессором И. Тиннеманом. Свое название стационар получил в честь птицы зяблика (на латыни «фрингилла»), располагаясь на пути сезонных миграций различных пернатых.

Следует отметить, что стационар «Фрингилла» функционирует не круглогодично, а сезонно. Осенью и весной над национальным парком «Куршская коса» пролетают миллионы птиц. Они направляются в теплые страны Южной Европы и Африки. В это время работники станции расставляют огромные сети для ловли пернатых, регистрации и кольцевания.

Маршрут протяженностью - 0,5 км;
- Расположение - 23-й км косы;
- Маршрут проходит по территории полевого стационара Биологической станции Зоологического института РАН по кольцеванию птиц и изучению их миграционного состояния, организованной в 1956 г. в поселке Рыбачий. Лев Осипович Белопольский стал ее первым директором. Экскурсию по полевому стационару "Фрингилла" проводят квалифицированные специалисты-орнитологи.





Впервые рыбачинские ловушки были сконструированы в 1957 г. сотрудником биостанции Янисом Якшисом.



Концевая камера.




Садок для переноса птиц из ловушки в лабораторию.



Рыбачинские ловушки действуют круглосуточно на протяжении 7 месяцев в году и рассчитаны в первую очередь на отлов мелких певчих птиц. Наиболее многочисленные из них: зяблики, чижи, корольки, пеночки, славки, синицы, скворцы, дрозды.
Попадаются также ястребы, дятлы, кукушки, совы (ночью).


Благодаря программе, разработанной на Биостанции, отлов и кольцевание птиц стали сопровождаться их детальным прижизненным обследованием, позволяющим очень быстро, за считанные секунды, регистрировать их размеры, массу тела, величину жировых резервов, состояние линьки и стадию полового цикла.

Сегодня полевой стационар Биостанции «Фрингилла» - излюбленное место посещения туристов, путешествующих по Куршской косе. До 1990-х гг. количество визитеров на Биостанцию исчислялось сотнями за сезон; впоследствии, с развитием специальных туров из Германии, - многими тысячами.



Куршская коса - узкая полоска суши в заливе Балтийского моря между российской Калининградской областью и литовской Клайпедой. Она едва различима на картах, но притягивает тысячи туристов уникальным ландшафтом. Это Национальный парк под охраной ЮНЕСКО, где деревья причудливо изгибаются (здесь говорят "танцуют"), а ветер северных морей "шевелит" текучие песчаные дюны. Но интересна она не только видами и атмосферой: косу называют "птичьим мостом" - здесь проходит Беломоро-Балтийский путь миграции. Весной и осенью через этот небольшой участок суши пролетают около 2 млн птиц в сутки.

В одном из самых узких мест косы - чуть больше 400 метров - находится уникальная орнитологическая станция с самыми большими ловушками для птиц в мире.

"Птиц мы не любили, жить нам не хотелось"

Это наше советское изобретение, - гордо показывает Леонид Соколов на конструкцию из сетей, лебедок и тросов. Ее масштабы - 15 метров в высоту, 35 в ширину и 75 в длину.

Леонид Соколов - ученый-орнитолог Зоологического института в Санкт-Петербурге. Вот уже 43 года весь "перелетный" период - с апреля по ноябрь - он работает здесь. Профессиональную увлеченность выдает соломенная шляпа, украшенная значками в форме птиц и соколиным пером.

Первая станция кольцевания птиц на Куршской косе появилась в 1901 году, и создал ее немец Иоганн Тинеман. Профессор с богословским образованием, он хотел быть пастырем, но в одной из поездок по Пруссии так был восхищен местным птичьим разнообразием, что забросил служение и переквалифицировался в орнитолога.

Немцы кольцевали здесь птиц 43 года, но ловили совсем не так: они сыпали еду на землю, сажали туда манную птицу, потом дергали за веревку, и сети падали сверху. Это был старый неудобный метод. Мы решили ловить как рыбу. В 1957 году поставили пробную ловушку, и за осень в нее залетело 10 тыс. птиц. Стало ясно, что метод работает, а ума у птиц не намного больше, чем у рыб.

Первое время на станции работало восемь ловушек, сейчас их две: одна "смотрит" на север и в сентябре-октябре будет ловить летящих на зимовку птиц. Другая - весенняя - развернута в противоположную сторону и работает в основном в апреле.

Когда в 1980 году было четыре ловушки, мы поставили рекорд - 9 тыс. за день, - рассказывает орнитолог. - Это был кошмарный день, птиц мы не любили в этот день, и жить нам не хотелось, но всех окольцевали. Нас было восемь сотрудников. То есть один человек физически может тысячу окольцевать, но после этого он уже не человек: ничего не может и еще во сне кольцует.

Птичке не тяжело

За 60 лет в ловушки ученых попало 3 млн птиц примерно 250 видов. Но станция не только для науки - за год через ее сети проходят тысячи туристов. В прошлом году здесь побывало 25 тыс. человек, в этом - уже больше 30 тыс. Много приезжает иностранцев, особенно объятых ностальгией немцев.

Кто повыше - остаемся здесь, мелкие - со мной в лабораторию, - командует Леонид Викторович. Перед ним толпа туристов из разных городов России: дети и взрослые с большим интересом слушают влюбленного в свою профессию доктора наук.

Соколов начинает с демонстрации "бус" из колец разных размеров: для королька и для лебедя. Они выполнены из легкого алюминия, поэтому: "Не волнуемся! Птичке не тяжело".

Орнитолог аккуратно защелкивает колечко, проверяет, чтобы оно свободно "гуляло" по лапке, и переходит к регистрации. Синица попалась молодая - "желторотик", около полутора месяцев. Будь птица постарше, орнитолог смог бы определить и записать в книгу ее пол, но в этом возрасте самцы и самки выглядят одинаково. Эта синица уже живет без родителей и в октябре полетит во Францию, рассказывает Соколов. Вместо календаря у нее наблюдательность: она изучает долготу дня.

Как только день начнет сокращаться - это сигнал: пора рвать когти! Перед этим будет много кушать, запасая жир.

Запас жира тоже оценивается при регистрации. Для этого ученый дует птице на брюшко: между перьев под тонкой кожей хорошо различимы желтый жир или красные мышцы. Мелкие певчие птицы свои запасы жира тратят экономно - одного грамма им хватает на 200–300 километров полета.

Теперь крыло измеряем. Оказывается, чем длиннее миграция, тем длиннее крылья. Эта летит во Францию - крыло 75 миллиметров, а ласточка в ЮАР летит - 130 миллиметров, в два раза почти длиннее. И последняя операция: делаем из нее мороженое! - Леонид Викторович помещает синицу в свернутое в виде вафельного рожка приспособление для взвешивания. - Вот, почти 16 граммов. А ястреба мы в бутылку от кетчупа засовывали.

После всех процедур птицу отпускают. Первые 10 минут она пытается снять кольцо на ближайшей ветке, но потом привыкает и летает с ним всю жизнь.

Зяблик с нашим кольцом 12 лет возвращался из Франции в эту ловушку, 40 раз мы его ловили. То есть птицы точно находят свой километр, и никто не знает, как они это делают. Нобелевская премия обещана тем, кто разгадает.

Зяблик - самый массовый вид на косе, в некоторые дни орнитологи ловили их по 6 тыс. в день. Название станции - "Фрингилла" - так и переводится с латыни: "зяблик".

Зачем зимовать в Антарктиде

Повторно попавших к орнитологам птиц записывают в отдельный журнал.

В основном наши, но и иностранцы залетают. Вот 3 апреля попалась синица лазоревка из Литвы, а вот королечек из Дании, - Соколов листает журнал. - И мы сразу туда письма пишем электронные и обмениваемся информацией.

Данные эти для орнитологов крайне важны: они позволяют проследить пути миграции птиц и уже привели к неожиданным открытиям.

Американские птицы обычно летают только между Северной и Южной Америками, но этих, видно, штормом занесло в Атлантический океан - две небольшие индиговые овсянки (цвета джинсов) добрались сюда. Значит, они пролетели над океаном без остановки 3,5 тыс. километров, и ушло у них на это четверо суток.

Почти 4 тыс. километров без остановки пролетает китайская кукушка, чтобы попасть на родину в Африку. Малый веретенник восемь суток машет крыльями, чтобы добраться из Аляски в Новую Зеландию - 11,5 тыс. километров.

Но самый дальний мигрант - полярная крачка. Эта достаточно небольшая птица гнездится в Арктике, а зимовать летит, непонятно зачем, в Антарктиду. 35 тыс. километров летит туда и 35 тыс. километров обратно. Зачем? Питается она рыбой. Не обязательно в Антарктиду пилить.

Этот вопрос пока без ответа.

"Умных не кольцуем"

Леонид Викторович показывает туристам специальные "карманы", не дающие птицам выбраться наружу: "Глупые летят прямо туда, а умных мы и не кольцуем".

Орнитолог перечисляет когда-либо окольцованных "Фрингиллой" птиц, начиная с самой крошечной - четырехграммового королька.

Вот такая кроха ночью летит из Швеции через Балтийское море 400 километров без остановки. Дальше идут зяблики, синицы, покрупнее - дрозды, скворцы. За ними хищники - ястреб-перепелятник очень любит наши ловушки: по 25 ястребов за день ловили.

"Мелочь", по словам ученого, летит на высоте 1–2 километра, а, к примеру, гуси - 6 километров и выше.

У меня был как-то в группе военный летчик из Мурманска и уверял, что они встретили гусей на восьми километрах. Вы можете себе представить? Там минус 50 за бортом и разреженный воздух, а гуси летают.

Почти все птицы попадают в широкую ловушку сами, но одну ученым приходится заманивать. Орнитолог показывает туристам фотографию ушастой совы. Она, по его словам, интересна тем, что путешествует всего раз в жизни - пока молодая и глупая. Молодняк еще не умеет ловить мышей под снегом, поэтому на первую зиму летит туда, где меньше снега и больше еды, - в Западную Европу. Все путешествие записано в генах.

Выбираем хорошую лунную ночь в октябре либо в апреле, берем с собой студентку-помощницу и прячемся под сосной, из кармана достаем научный прибор для заманивания сов, - Соколов под хохот туристов достает из кармана резиновую мышь. - Даем студентке, чтобы она пищала, и та пищит, если хочет зачет или курсовую.

За ночь, по словам орнитолога, хорошая студентка способна заманить не 5, не 10, а сотню сов.

А мы читаем, что сова - мудрая птица. Сказки это все! Наивная и доверчивая. Когда к нам знатоки "Что? Где? Когда?" прилетали - у них же сова мудрость символизирует, - мы говорим: ребята, ну кого вы взяли? Обалдели, что ли? Ворону надо брать!

Как вороны катаются на попе

Серую ворону, говорит Соколов, вы не заманите ни мышкой, ни сыром, ни колбасой. Эта птица научилась раскалывать орехи, закладывая их в стыки рельсов или под колеса машин. Вот интеллект!

Вороны же и развлекаются интеллектуально. Очень любят кремлевские купола: поднимаются, садятся попой и съезжают. Любят кататься. Возникла проблема: купола покрыты сусальным золотом, они сдирают его коготками и выносят за пределы Кремля. А это криминал.

За помощью к орнитологам, вспоминает Соколов, обращалась целая правительственная делегация во главе с тогдашним премьер-министром Николаем Рыжковым. К тому моменту перепробовали уже многое: и холостыми выстрелами отпугивали, и соколов на охрану нанимали. Был даже особо изощренный способ.

Услышали, что можно криками ужаса отпугивать. Поймали несчастную ворону, драли ей перья, она орала благим матом, записали на диктофон и по Кремлю с утра этот ор включали. Но ворона - любознательная птица, все слетелись посмотреть: кто так дико орет? Ворон стало в Кремле только больше, - рассказывает байку Соколов.

Рыжкову он тогда посоветовал оставить Кремль воронам, а самим переехать в другое место.

Поймать серую ворону непросто, но именно она стала первой окольцованной немецкими орнитологами птицей Куршской косы. Правда, ловили ученые не сами, а выкупали птиц у местных жителей - "кусателей ворон".

Дикие племена куршей, жившие на этой территории с давних времен, ловили ворон не для науки, а на еду. А "кусателями ворон" их прозвали за оригинальный способ умерщвления пойманной птицы - укусом в голову.

Из ворон готовили фирменное блюдо: здесь подавалась копченая ворона. Сейчас вам только рыбу копченую дадут, а у них ворона была. Кстати, серую ворону можно кушать, у нее белое мясо, как у курицы, - говорит орнитолог.

Ворон курши не только коптили, но и солили на зиму бочками. Некоторые рестораны Калининградской области и сейчас включают в меню "Куршскую ворону", заменяя основной ингредиент мясом кролика.

Почему зяблик возвращается

Леонид Викторович предостерегает своих слушателей от неразумного кормления перелетных птиц. Обманутые хорошим прикормом осенью, они часто отказываются от планов зимовки и остаются в городах, где о них потом забывают.

Сейчас на помойках стали оставаться скворцы, грачи, которые раньше всегда улетали. Помните картину "Грачи прилетели"? Так вот теперь грачи всю зиму по помойкам лазят и никуда не собираются лететь.

Решение отказаться от зимовки может стать для птиц смертельным. Соколов привел пример с утками, которые перестали улетать из Москвы и Санкт-Петербурга во Францию из-за хорошей кормежки от добродушных пенсионеров.

1991–1992 год, кризис в стране. Зарплаты не платят, пенсии закончились, пенсионеры перестали кормить уток. И все уточки зимой дали дуба. Сейчас опять много уток. Откуда они взялись? Оказывается, среди уток 70% верят пенсионерам и остаются, а 30% не верят - и правильно делают. Вот эти 30% неверящих улетели во Францию и Голландию в 1990-х годах, выжили, вернулись и восстановили нам всю популяцию.

Перед учеными "Фрингиллы" стоит несколько задач, и одна из них связана с предотвращением эпидемий. Птицы, по словам Соколова, настоящее бактериологическое оружие, они способны разносить вирусы на огромные расстояния. Именно они принесли в Россию чисто африканское смертельное заболевание - лихорадку Западного Нила.

Сейчас орнитологи берут у птиц капельку крови и отправляют в Институт гриппа в Санкт-Петербурге. Так выяснилось, что у ласточек есть антитела гриппа, которым мы от них уже заразились, - H5N1.

Основная же задача, для которой станция создавалась, - выяснить, куда птицы летят зимовать и как находят дорогу обратно. Вопрос ориентации и навигации птиц, по словам ученого, до сих пор остается открытым.

С рыбами более-менее разобрались: рождается малек из икринки, сразу делает химический анализ ручья и запоминает характеристики воды. Пять лет плавает в океане, а затем идет вдоль берега и, как только находит знакомые молекулы, движется в этом направлении и находит родной ручей. Но в воде-то эти молекулы сохраняются, она стабильна. А здесь-то как сохранить? С июля по март все в воздухе перемешается. С рыбами разобрались, а с птицами - нет.

Известно, что для ориентирования птицы могут использовать магнитное поле Земли. Но как это позволяет зяблику 40 раз возвращаться точно на 23-й километр "Фрингиллы", ученым пока не удалось установить.

Дарья Решетникова

Биологическая станция "Рыбачий" является филиалом Зоологического института Российской академии наук в С.-Петербурге. Структура станции включает 10 научных работников – биологов и 12 административных и технических сотрудников. Кроме того, на станции проводят исследования и выполняют квалификационные работы студенты и аспиранты различных университетов.

Станция расположена в двухэтажном здании в пос. Рыбачий. На станции имеется база для экспериментальной работы и вольера для содержания подопытных птиц. Банк орнитологических данных содержит информацию по половозрастной структуре, морфологическим показателям, линьке более чем 3 миллионов особей, относящихся к 200 видам птиц. Ежегодно банк данных пополняется 30–40 тысячами записей.

В 11 километрах к юго-западу от Рыбачьего с 1957 года работает полевой стационар "Фрингилла". В настоящее время отлов птиц производится в две большие Рыбачинские ловушки для отлова перелётных птиц. Отлов проводится непрерывно с 1 апреля по 1 ноября. Стационар обслуживают сотрудники Биологической станции и добровольные помощники.

Куршская коса – узкая полоса суши, имеющая 97 км в длину и от 400 м до 3,6 км в ширину – отделяет Куршский залив от Балтийского моря. Коса ещё с конца XIX века была известна как место огромной концентрации мигрирующих птиц. Цепь песчаных дюн, достигающих в высоту 68 м, протянулась с северо-востока на юго-запад, что соответствует основному направлению миграции птиц в этой части Европы. Ежегодно в период миграций более 10 миллионов птиц разных видов, которые в дневное время избегают лететь над открытыми водными пространствами, используют Куршскую косу как своеобразный сухопутный мост. В отдельные осенние дни количество птиц, пролетающих над косой, может достигать 500 тысяч.

Значение Куршской косы для исследования миграций птиц было открыто в конце XIX в., когда её впервые посетил знаменитый немецкий орнитолог Иоганнес Тинеманн. В 1901 г. он основал в поселке Росситтен (ныне Рыбачий) первую в мире орнитологическую станцию для изучения миграций птиц (Vogelwarte Rossitten). Тинеманн руководил работой станции до 1929 г., после чего её возглавил Эрнст Шюц.

Росситтенская станция была первой в мире организацией, которая начала массовое кольцевание птиц. Уже в 1931 г. Э. Шюц и О. Вайгольд опубликовали первый в мире атлас миграций птиц. Вторая мировая война прервала орнитологические исследования на Куршской косе. Они возобновились лишь в 1956 году, когда профессор Лев Осипович Белопольский основал в Рыбачьем Биологическую станцию Зоологического института. Станция была создана решением Президиума Академии наук СССР с целью изучения миграций птиц и продолжения научной традиции, начатой трудами немецких ученых.

Под руководством Л.О. Белопольского, который был энтузиастом массового отлова и кольцевания птиц, сотрудник станции Янис Якшис построил в 1957 году первую большую Рыбачинскую ловушку. Она основана на том же принципе, что и Гельголандская ловушка, но отличается от неё нежёстким каркасом и огромными размерами (ширина входного отверстия до 30 м, высота до 15 м). Большая Рыбачинская ловушка напоминает огромный рыболовный трал, закрепленный на земле и открытый для перелетных птиц. Из-за огромных размеров птицы не воспринимают ловушку как источник опасности. Они влетают в ловушку и в большинстве случаев самостоятельно достигают приёмных камер, откуда их можно брать руками. В одну стандартную Рыбачинскую ловушку могут попасться до нескольких тысяч птиц в день. С 1957 г. были пойманы уже более 3 миллионов птиц. Ежегодно с помощью этого метода отлавливают и кольцуют в среднем около 30-40 тысяч птиц.

Чаще всего отлавливаются различные воробьиные птицы, в частности зяблик, чиж, желтоголовый королёк, пеночка-весничка, большая синица, скворец и другие. Среди неворобьиных птиц чаще других попадаются ястреб-перепелятник, ушастая сова, большой пёстрый дятел и кукушка. Каждый год ловушки работают круглосуточно с 1 апреля до 1 ноября. Это делает возможным проведение уникального мониторинга биоразнообразия, численности, сроков миграции птиц, а также половозрастной структуры и состояния различных видов птиц, гнездящихся в северной и северо-восточной Европе.

В ловушки попадаются не только пролетные птицы, но и особи, гнездящиеся на косе. Многие из них неоднократно отлавливаются в течение сезона или даже ряда последовательных лет, что делает возможным регулярный мониторинг местных популяций. К настоящему времени в банке данных Биостанции содержатся сведения о 9000 дальних находках окольцованных нами птиц и 30 000 повторных отловах на месте кольцевания. Массовый отлов птиц в большие ловушки, их прижизненная обработка и кольцевание до сих пор является одним из направлений деятельности Биологической станции "Рыбачий". Основная цель – изучение различных аспектов годового цикла птиц, особенно миграции.

На базе Биологической станции «Рыбачий» осуществляются работы по гранту РНФ № 17-14-01147 (2017–2019 гг.) «Сенсорные системы ближней и дальней навигации у птиц» .

Краткая аннотация гранта . Экспериментальные работы указывают на то, что по крайней мере некоторые виды птиц способны к высокоточной навигации, при этом пересекая большие расстояния. При этом до сих пор остается малоизученным вопрос, какие «координаты», т.е. навигационные природные факторы, помогающие в определении местоположения, используют птицы для навигации. Широко принятый в литературе концептуальный подход «карты и компаса» (Kramer 1953) предполагает двустадийность решения любой навигационной задачи: сначала животное определяет свое местоположение относительно цели (стадия «карты»), а затем следует в компасном направлении, ведущем к цели (стадия «компаса»). Природные источники информации для этих стадий могут быть разными. Исследования последних 60 лет выявили компасные механизмы: птицы используют звездные, солнечные и магнитные ориентиры для выбора и поддержания направления (Wiltschko & Wiltschko 2015; Чернецов 2016). Однако сенсорная природа «карты» (системы определения местоположения) остается наименее изученным вопросом. Данный проект нацелен на выявление природы карты и деталей работы навигационных сенсорных механизмов у птиц. В нашем проекте мы опираемся на самые современные экспериментальные работы, включая наши собственные научные достижения в этой области. В современной литературе сосуществуют две гипотезы − магнитная и ольфакторная (запаховая) − объясняющие сенсорную природу навигации птиц. Однако они не являются взаимоисключающими. Более того, некоторые исследователи предполагают, что позиционирование на разных географических масштабах и/или у видов разных экологических групп может осуществляться с помощью разных сенсорных систем. Данный проект направлен на комплексное изучение роли как обоняния, так и магниторецепции для навигации у птиц. При этом мы планируем экспериментально проверить две упомянутые гипотезы на разных географических масштабах (от единиц до тысяч километров), а также попытаемся выявить взаимодействие этих двух сенсорных систем.

Во время весенних и осенних перелетов птицы избегают длительных полетов над открытой водой. Куршская коса – это своеобразный мостик для отдыха, во время их перелёта. Пролетая над ним птицы чувствуют себя в безопасности, им всегда есть где укрыться от непогоды или опуститься на кормежку. На Куршской косе проходит беломоро-балтийский миграционный путь птиц (более 300 видов), которые летят из Финляндии, Карелии, Прибалтики в Южную Европу и Африку. Неудивительно, что в XIX веке здесь была основана орнитологическая станция для изучения птиц и их перелётов. А в 1901 году здесь впервые в мире начали кольцевать птиц.

Самая распространённая птица на Куршской косе - зяблик. Кстати, и орнитологическую станцию назвали "Фрингилла" - латинское название зяблика. Сегодня это - крупнейшая в Европе станция кольцевания птиц. Сейчас 2/3 всех птиц, кольцуемых в России, получают "птичьи паспорта" на станции "Фрингилла" на Куршской косе. Ознакомимся с процессом кольцевания птиц.

По песчаной тропе, ведущей вдоль живописного соснового леса, мы вышли к деревянным избушкам:

Экскурсию вел известный орнитолог, доктор биологических наук - Леонид Соколов:

В 1957 году на "Фрингилле" была установлена первая ловушка для поимки птиц, сконструированная сотрудником станции Янисом Якшисом. Она получила название "рыбачинская ловушка", так как была похожа на рыболовный трал, закрепленный на земле и открытый навстречу низколетящим птицам. Ловушки позволяют контролировать многолетнюю динамику численности гнездящихся и пролетающих птиц, изучать их физиологическое состояние и проводить многие другие исследования.

Сейчас здесь установлено 2 ловушки: одна направлена на юг, а другая на север. Иногда функционируют четыре:

На территории Куршской косы установлены самые высокие в мире ловушки.

Ширина входа в ловушку до 30 метров, высота до 15 метров:

Длина ловушки более 60 метров:

В конце ловушки находится маленький вольер, оттуда и вылавливают птиц орнитологи:

Осенью через косу пролетает до одного миллиона птиц в день, а в ловушки попадает до нескольких сотен, а иногда и тысяч птиц. Был случай, когда за один день в ловушки попалось около 9 тысяч птиц.

Пока экскурсовод рассказывал про повадки птиц, в ловушку залетела птичка. Орнитолог проследовал за ней. Негромкими хлопками он подгонял птицу все дальше и дальше:

Пока она не залетела в вольер:

Немного подождав пока птица успокоится, наш экскурсовод продолжил свой увлекательный рассказ. Ворона, как оказалось – одна из самых умных птиц. Были случаи, когда ворона, после безуспешных попыток самой расколоть грецкий орех, выбрасывает его на дорогу и ждет, когда это за нее сделает проезжающий автомобиль.

Процесс ловли птицы оказался очень быстрым. Орнитолог осторожно прошел в вольер:

И вот уже зяблик в руках орнитолога:

По словам Леонида, за все 20 с лишним лет, в течение которых он занимается кольцеванием птиц, еще ни одна не погибла в его руках:

Пока мы слушали рассказы орнитолога, наш друг Александр тем же способом, что и Леонид Соколов, загнал в ловушку птицу пеночку, по словам орнитолога, прилетевшую сюда из Африки:

Домик орнитолога. Здесь происходит кольцевание птиц:

Леонид рассказывает и показывает на наглядном примере размеры колец, которыми кольцуют птиц. Для аиста – самое большое кольцо:

Для филина – свой размер:

После того как птица поймана, все ее параметры записывают в специальный журнал:

В нашем случае зяблик оказался уже окольцованным. Новое кольцо не надевают, а записывают номер со старого кольца:

Зяблик, тем временем, успокоился, видимо, поняв, что сам он на процесс повлиять не сможет. Записывают название птицы на латыни и пол:

Смотрят крылья:

Измеряют длину крыла и тоже записывают в журнал:

Птица накапливает жир перед перелетом, т.к. жир - это своеобразный бензин для птиц. Проверяют, есть ли ожирение. Для этого сильно дуют на грудку. Если под перьями она желтовато-белого цвета, то это жир, а если красноватая, как в нашем случае - то жира нет.

Для взвешивания птицы применяют способ, который маленькие дети называют "мороженое". Он наглядно виден на следующей фотографии:

После взвешивания птицы наш экскурсовод-орнитолог задал вопрос: "А знаете ли вы, почему самцы, чаще всего, крупные и яркие, а самки серенькие и маленькие?" И не дожидаясь ответа, сам разъяснил: "Природа, она, ведь, не дура и если что-то делает, значит это зачем-то нужно. Самцу что главное? Потомство оставить - генетическую информацию передать в как можно большем объёме. А что для этого нужно? - Привлечь к себе больше внимания. Поэтому, девушки, не расстраивайтесь, если ваш самец не живёт с вами постоянно, а ищет других самок. Это не он такой плохой, а природой ему так положено. Поэтому лишь бы деньги приносил в дом, а сам - пусть гуляет, где хочет. Но вот если и денег не приносит... ну, тогда стоит задуматься о смене самца." Вот такое интересное оправдание полигамии.
Далее он продолжил: "А для самки что главное? - Не только потомство высидеть, но и защитить его, пока оно не окрепнет! И об этом, смотрите, тоже природа позаботилась...". Леонид извлёк откуда-то птичье гнездо, и бережно поместил туда зяблика:

После всех проведенных процедур Леонид отпустил птицу на волю и она, немного очумевшая от того, что с ней проделали, улетела прочь. На этом экскурсия закончилась.
Немного познавательной информации на стендах:

И традиционное фото после экскурсии:

В последние десятилетия кольцевание в значи­тельной степени концентрировалось на орнитоло­гических станциях. В настоящее время в разных частях света ф /нкционирует свыше 300 таких станций. Одни из них работают круглый год, дру­гие - только в периоды перелета птиц. Самая первая орнитологическая станция, осно­ванная Гетке на Гельголанде, теперь является филиалом станции в Вильгельмсхафене (Германия).

В 1901 г. И. Тинеманн, один из пионеров изуче­ния перелетных птиц, основал орнитологическую станцию на Куршской косе. В поселке Рыбачий, была от­строена советская орнитологическая станция.

На юге Германии функционирует станция Радолфцелл на берегу озера УнтерЗе. В ГДР действует известная орнитологическая станция на острове Рюген.

В Великобритании первостепенное значение имеет станция на острове Фэр-Айл, между Орк­нейскими и Шетландскими островами. Среди дру­гих британских станций следует отметить остров Малл в заливе Ферт-оф-Форт в Шотландии, Скокхолм в Уэльсе, Сперн в Йоркшире, Гиб­ралтар-Пойнт в Линкольншире и Данджнес в Кенте.

В Швеции наиболее значительны две вышеупо­мянутые станции - Оттенбю и Фальстербу. Они находятся в ведении Шведского орнитологичес­кого общества и его местного филиала - Сконского орнитологического общества. Швед­ское орнитологическое общество располагает также орнитологической станцией на острове Капри в Италии, где с 1956 г. ведутся наблюдения во время весеннего перелета. Основательные исследования перелетных птиц проводятся также на мысе Торхамнс-Удде в Блекинге, у Квисмаре-на в Нерке и на острове Хаммарен в северной ча­сти озера Венерн.

В Финляндии самые крупные станции - Сигнильшер, Логшер, Тауво и Вальсорет. В Норве­гии в первую очередь надо отметить станцию Сту-ре-Фердер, затем Ретванген, Йомфруланн; весь­ма известна также станция на острове Утсира. Датское орнитологическое общество проводит исследования перелетных птиц в районе мыса Блованс Хук на западе Ютландии. Значительные результаты были получены также на островах Кристиансё близ Борнхольма и Хесселе севернее Зеландии. (На Кристиансё в настоящее время наблюдения не ведутся.) Кроме того, надо отме­тить еще орнитологическую станцию на мысе Скаген.

В Нидерландах действует десять орнитологи­ческих станций. В Бельгии работа по изучению перелетных птиц сконцентрирована на станции Звин в северо-западной части этой страны. В Венгрии функционируют орнитологические станции на берегах озер Веленце и Киш-Балатон. В Румынии одна орнитологическая станция, кото­рая в 1968 г. переместилась с побережья Чер­ного моря в глубь страны. В Швейцарии успешно работает орнитологическая станция в Земпахе.


Во Франции биологическая станция в Камар­ге - крупнейшая из орнитологических станций Средиземноморья. Это важный центр экологических исследований, но основное внимание там уделяется птицам. В Италии насчитывается около 30 станций по кольцеванию птиц, а в Испании изучением перелетных птиц прежде всего занима­ются два научно-исследовательских стационара, расположенные в дельте Гвадалквивира.

В США работа по кольцеванию птиц сосредо­точена в заповеднике Патуксент (штат Мэри­ленд), который подчинен Службе рыбы и дичи. Соответствующую деятельность в Канаде ведет Служба дичи. Обе упомянутые государственные организации применяют одинаковые кольца, и обо всех повторных встречах птиц информация направляется в Патуксент. В Австралии Государ­ственная организация научных и промышленных исследований в основном контролирует деятель­ность по кольцеванию птиц на всем материке, однако пять других организаций тоже ведут по­добные работы, но только в соответствующих штатах.

В Южной Африке действуют три орнитоло­гические станции и Институт орнитологии Аф­рики при университете Кейптауна.

В крупных масштабах систематическое изуче­ние перелетных птиц проводится в Болгарии, Ис­ландии, Югославии, Польше, Португалии, странах бывшего СССР, Чехословакии, Австрии, Эфиопии, Гане, Кении, Либерии, Нигерии, Зимбабве, Сенегале, Уганде, Заире, Замбии, Кипре, Филиппинах, Ин­дии, Индонезии, Израиле, Японии, Малайзии, Таиланде, Турции, Новой Зеландии и некоторых других странах.

Орнитологические станции занимаются не только кольцеванием птиц. Наблюдения за самим перелетом и связанными с ним явлениями тщательно ведутся также и после мечения птиц и дают важную дополнительную информацию. На орнитологических станциях некоторых стран, прежде всего Швеции, Дании и России, обычно ведутся систематические подсчеты численности пролетающих птиц в течение продолжительных ин­тервалов времени т. е. во время дневных пере­летов.

В итоге за последние десятилетия науке был предоставлен исключительно ценный материал, который до сих пор лишь частично удалось обра­ботать. встречах окольцованных птиц. Этот показатель сильно колеблется для разных групп птиц. Для относительно крупных птиц, имеющих охотничье-промысловое значение, он относительно ве­лик. По данным Спенсера в Англии доля повторных встреч белолобого гуся составляет 31,8%, серого гуся - 24,3, широконоски - 23,3, хохлатой чернети - 20,2, большого баклана - 19,6 и шилохвости - 14,5%.


Повторные встречи окольцованных птиц (возвраты колец)

В чем выражается результат огромной работы по кольцеванию птиц в сугубо количественном отношении?

О том, насколько незначительна частота повторных встреч мелких птиц, можно судить по следующим примерам. Для 13 видов воробьиных эта величина варьирует от 0,3 до 0 %, а для шести других видов из этого же отряда - от 1,1 до 1,7%. Очень малы показатели для пеночки-веснички (0,31%), камышевки-барсучка (0,38%), серой славки (0,46%), черноголового чекана (0,50%), белопоясной каменки (0,55%), черноголовой славки (0,59%) и тростниковой камышевки (1,18%).

Возможность обстоятельно иссле­довать ночные перелеты птиц впервые появилась только с применением радиолокации, что позво­лило исключить воздействие на наблюдения погодных условий. Еще в годы второй мировой войны было замечено, что перемещения даже небольших воробьиных птиц фиксируются на экранах радиолокаторов. С помощью этой тех­ники можно изучать как ночные, так и дневные перелеты независимо от характера облачности и освещенности в радиусе примерно 90 км и на высотах до 7 тыс. м. Материалы исследований, независимо выполненных в Швейцарии, Велико­британии и США в 1950-х годах, существенно изменили представления о масштабах и характере ночных перелетов.

Дело еще не дошло до того, чтобы на экранах радиолокаторов определять виды перелетных птиц, но с помощью этого устройства вполне воз­можно устанавливать их размеры и. приблизи­тельное число особей в стае. Поскольку фиксируется каждый взмах крыльев, то по этим движениям можно распознать, является ли птица представителем отряда воробьиных или, напри­мер, одним из мелких куликов.

Наблюдения за ночными перелетами

Птицы, совершающие перелеты по ночам, сами выдают свое присутствие: в это время все пространство наполняется криками пролетающих пернатых. На это явление люди, вероятно, давно обращали внимание, однако в античной и средневековой литературе о нем упоминается мало.

Сведения о птицах, разбившихся ночью у маяков, ясно показывают, что очень большое число видов совершает в основном ночные пере­леты. Естественно, такие перелеты труднее изу­чать, чем дневные. Вначале исследователи удовле­творялись тем, что опознавали голоса пролета­ющих птиц, а также отмечали повторяемость и направление ночных миграций. Эта методика была усовершенствована в США благодаря при­менению техники, регистрирующей крики птиц на расстоянии, вчетверо превосходящем возмож­ности человеческого слуха, с соответствующей записью на пленку.

Еще в 1881 г. американцу У. Скотту удалось получить довольно интересные результаты при изучении ночного пролета птиц на фоне луны , но лишь в 1945 г. этот метод был взят на вооруже­ние со значительно более совершенной техникой. Он дал ценную информацию о структуре, повто­ряемости, направлении и сроках ночных переле­тов, а также об их погодных условиях.

Вам также будет интересно:

Презентация
Портной - ремесленная профессия по обработке текстиля, специалист по пошиву одежды. Портной...
Калифорнийские перепела: описание породы Температура и освещение
Калифорнийский перепел славится своей популярностью среди птицеводов, занимающихся...
Ближайший рубль бум. «Рубль Бум. Отзывы и жалобы
уточняйте информацию об актуальном каталоге на июнь 2019 по телефонам: +7 800 333 01...
Должностная инструкция диспетчеру автомобильного транспорта Что должен знать диспетчер автомобильного транспорта
Диспетчер автомобильного транспорта. 1. Должность диспетчера автомобильного транспорта...