Основной бизнес

Оплачивать ли счет-квитанции оплаты взносов на капремонт Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области"?

Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности

Институт наставничества на предприятии

Работа с реестром позиций планов закупок

Мое дело — обзор онлайн бухгалтерии или электронный документооборот через интернет

Как открыть ооо самостоятельно

Эпилепсия и трудоустройство: имеет ли право работодатель уволить сотрудника из-за приступа

Число разных групп бактерий в природе

Современники золотого века русской литературы Издание журнала современник год

Что такое лояльность? Программа лояльности. Как распознать лояльного сотрудника на этапе собеседования Что такое лояльность персонала

ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем Демонстрационный тест по обществознанию

Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ

Картирование потока создания потребительской ценности Этапы картирования

Презентация "профессия портной"

Калифорнийские перепела: описание породы Температура и освещение

Надбавки за классное руководство. Вознаграждение за классное руководство

Здравствуйте! Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации 6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника. Статья 60. Запрещение требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором [Трудовой кодекс РФ] [Глава 10] [Статья 60] Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Статья 60.2. Совмещение профессий (должностей). Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором [Трудовой кодекс РФ] [Глава 10] [Статья 60.2] С письменного СОГЛАСИЯ работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности). Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Работник ИМЕЕТ ПРАВО ДОСРОЧНО ОТКАЗАТЬСЯ от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" 2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их ДОЛЖНОСТНЫХ обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает: ... выполнение ДОПОЛНИТЕЛЬНО возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.)..." А если обязанности вести классное руководство не предусмотрены Вашим трудовым договором и должностной инструкцией, их выполнение возможно только с Вашего согласия за дополнительную оплату.

Рекомендация эксперта
Напишите заявление на имя директора школы, что в связи с большой часовой нагрузкой и во избежание ухудшения качества выполняемой работы Вы просите отменить Вам классное руководство с_____ (дата)

размер шрифта

ПРИКАЗ Минпроса СССР от 05-01-77 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ... Актуально в 2018 году

Б. Дополнительная оплата труда за классное руководство, проверку тетрадей и письменных работ

60. Учителям IV - X (XI) классов школ (в том числе и при исправительно-трудовых учреждениях) и преподавателям педагогических и культурно-просветительных училищ производится дополнительная оплата за классное руководство в размере 10 рублей в месяц.

Дополнительная оплата за классное руководство не производится:

В школах-интернатах всех типов (за исключением классов, укомплектованных приходящими учащимися), санаторно-лесных, специальных школах с особыми условиями воспитания, вечерних (сменных) средних общеобразовательных школах, работающих по учебному плану в течение 28 учебных недель; заочных школах (отделениях);

В классах работающей молодежи, организованных при общеобразовательных школах;

В классах вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ, укомплектованных из учащихся профессионально-технических училищ;

На курсах и других учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации рабочих и других категорий работников.

61. Учитель или преподаватель может осуществлять классное руководство только в одном классе.

В вечерних (сменных) средних общеобразовательных школах при наличии у учителя неполной учебной нагрузки или невозможности назначить классным руководителем другого учителя допускается доплата за классное руководство одному учителю за два класса. В тех случаях, когда в связи со сменностью работы учащихся или по другим причинам занятия проводятся с частью учащихся класса в разное время, то есть имеет место деление класса на две группы, доплата за классное руководство производится как за один класс.

62. Учителям I - III классов общеобразовательных школ и школ-интернатов всех типов и наименований за проверку тетрадей учащихся производится дополнительная оплата в размере 5 рублей в месяц. Эта оплата производится только основному учителю независимо от объема педагогической нагрузки.

Если в I - III классах уроки по русскому языку в национальных школах и родному языку в русских школах ведет другой учитель, доплата за проверку тетрадей производится в том случае, когда он имеет учебную нагрузку в этих классах в объеме не менее 24 часов в неделю.

В малокомплектных школах учителям I - III классов доплата за проверку тетрадей производится на класс-комплект.

Учителям I - III классов, ведущим индивидуальные занятия с учащимися на дому, в больнице или санатории, дополнительная оплата за проверку письменных работ не производится.

63. Учителям IX - XI классов школ и школ-интернатов (в том числе ведущим индивидуальные занятия с учащимися на дому, в больнице или санатории), а также преподавателям педагогических (в том числе заочных) и культурно-просветительных училищ производится дополнительная оплата за проверку письменных работ по русскому и родному языкам и литературе в размере 10 рублей, математике - 8 рублей, иностранному языку и стенографии - 6 рублей в месяц.

Преподавателям педагогических училищ производится дополнительная оплата за проверку письменных работ по черчению и технической механике (конструированию) в размере 6 рублей в месяц.

64. Дополнительная оплата за проверку письменных работ учителям и преподавателям, указанным в пункте 63, производится с учетом установленных норм учебной нагрузки.

Если учитель или преподаватель имеет по предметам, по которым установлена дополнительная оплата за проверку письменных работ, более или менее 18 часов в неделю, то доплата соответственно увеличивается или уменьшается.

Пример. Учитель русского языка в VI - VII классах имеет учебную нагрузку в объеме 24 часов в неделю. Доплата за проверку письменных работ учащихся у этого учителя составит:

10 руб. x 24 = 13 руб. 33 коп.
18

Одновременно с распределением учебной нагрузки на 2012/2013 учебный год решается вопрос, какие педагоги будут классными руководителями. За эту работу им полагается доплата. Об особенностях ее назначения и выплаты – в статье.

Ф.И. Семиткин, консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения

Назначение классного руководителя

Для исполнения функций классного руководителя действующим законодательством не установлено каких-либо норм времени работы в день, неделю, месяц. Порядок выполнения указанной работы определяется общешкольными планами и графиками, личными планами педагога в зависимости от конкретных обстоятельств и мероприятий, связанных с воспитательной работой.
Вознаграждение за классное руководство не должно пересчитываться в течение учебного года в связи с изменением количества обучающихся детей в классе, поскольку уменьшение или увеличение этой выплаты является изменением существенных условий трудового договора, которое допускается только после предупреждения работника не менее чем за два месяца.
Кандидатуры педагогических работников, которые в следующем учебном году будут классными руководителями, должны утверждаться одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года, с тем чтобы каждый педагог знал, руководителем какого класса в новом учебном году он будет.
При этом не рекомендуется снимать с педагога по инициативе работодателя функции классного руководителя в следующем учебном году, за исключением случаев сокращения числа классов. Хотя учителя могут отстранить от классного руководства, если он плохо выполняет эту работу.
При недостаточном количестве педагогов или отсутствии желания у некоторых руководить классом данные обязанности могут возлагаться на одного педагогического работника с его согласия в двух классах. Это может быть временная мера - на период болезни другого педагога, поскольку каких-либо ограничений по исполнению функций классных руководителей более чем в одном классе не установлено. Размер вознаграждения в таких случаях определяется с учетом количества обучающихся в каждом классе.
При необходимости обязанности по классному руководству могут также возлагаться на учителей из числа руководящих и других работников общеобразовательного учреждения.

Размер доплаты

Вообще говорить о каком-то определенном размере вознаграждения за руководство классом сейчас нельзя, поскольку оно состоит из двух частей.
Первая выплачивается за счет средств субсидий из федерального бюджета. Пунктом 3 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета… (утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1238) установлено, что за классное руководство педагогу выплачивается 1000 руб. в месяц в классе с наполняемостью не менее той, которая установлена для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями. Если речь идет о школах, расположенных в сельской местности, то это не менее 14 человек. Для классов, наполняемость которых меньше установленной, размер средств уменьшается пропорционально численности обучающихся.
Вторая часть вознаграждения выплачивается педагогам за счет средств субъектов Российской Федерации. Причем каждый субъект в меру собственных финансовых возможностей устанавливает свой размер выплаты. К примеру, Москва платит по 160 руб. за каждого ученика в классе, а какие-то регионы ничего не платят.
На этом основании есть смысл говорить о правилах выплаты именно 1000 руб., выделяемых из федерального бюджета.
При этом расчет средств федерального бюджета, предоставляемых каждому субъекту РФ на выплату педагогам вознаграждения за исполнение функций классного руководителя, производится на 12 месяцев года с учетом районных коэффициентов к заработной плате, а также отчислений по страховым взносам, в том числе на травматизм. Такие разъяснения приведены в .
Но следует иметь в виду, что в разные годы районные коэффициенты были установлены как органами государственной власти, так и решениями органов власти субъектов РФ. В результате в одной и той же местности размер этих коэффициентов может быть разный. Следовательно, по-разному он применяется и для выплаты вознаграждения за руководство классом.
К примеру, по мнению Министерства образования Новосибирской области, в данном регионе для выплат из средств федерального бюджета применяется районный коэффициент в размере 20 процентов, который утвержден постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 г. № 534 . А для выплат из средств областного бюджета - коэффициент в размере 25 процентов, который утвержден постановлением Администрации Новосибирской области от 20 ноября 1995 г. № 474 .
А вот процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях на данное вознаграждение не начисляется.

Порядок выплаты вознаграждения

О том, что собой представляет вознаграждение за классное руководство, указано в Рекомендациях по применению законодательства РФ при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений. Они даны ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ, направлены в профсоюзные организации письмом Минобрнауки России от 25 апреля 2006 г. № АФ-100/03 .
В них, в частности, сказано, что по своей правовой природе вознаграждение за классное руководство является не компенсационной выплатой, как зачастую пытаются толковать понятие «вознаграждение», а составной частью заработной платы педагога со всеми вытекающими последствиями, то есть:

  • вознаграждение за классное руководство выплачивается одновременно с выплатой зарплаты педагогическим работникам;
  • выплата за классное руководство, как и другие доходы налогоплательщика, учитывается при исчислении НДФЛ.

Если приказом образовательного учреждения о возложении на педагога функций классного руководителя, изданным в соответствии с пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196), не оговорено иное, то указанное вознаграждение выплачивается и в периоды школьных каникул, а также отмены учебных занятий по другим основаниям. Об этом сказано в письме Минобрнауки России от 23 ноября 2006 г. № 03-2443 .

Расчет среднего заработка

Вознаграждение за выполнение функций классного руководителя является составной частью зарплаты педагогов, поэтому оно должно учитываться при исчислении среднего заработка для оплаты ежегодных основных и дополнительных отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, а также дополнительных отпусков в связи с обучением.
На это указано, к примеру, в письме Минобрнауки России от 23 ноября 2006 г. № 03-2443 .
Ведь в подпункте «м» пункта 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 , прямо сказано, что доплата за классное руководство включается в расчет среднего заработка педагогам.
Тем не менее есть случаи, когда проверяющие считают, что субсидии из бюджета выделяются только на вознаграждение, а не на отпускные.
Однако Минфин России в письме от 8 июня 2007 г. № 12-02-03/2507 указал, что выплата среднего заработка, размер которого исчислен с учетом доплаты за классное руководство педагогам, за период ежегодного оплачиваемого отпуска, произведенная из целевых средств бюджетного финансирования, не может быть классифицирована контролирующими органами как нецелевое использование бюджетных средств.
Такое же мнение и у арбитров (постановления ФАС Дальневосточного округа от 29 июня 2007 г. № Ф03-А59/07-1/2247 , от 5 октября 2007 г. № Ф03-А59/07-1/3602 , определение ВС РФ от 9 декабря 2009 г. № 25-Г09-21).

Важно запомнить

Выплата вознаграждения за классное руководство финансируется из федерального бюджета, а иногда еще и из регионального. При этом она является составной частью зарплаты и, соответственно, облагается НДФЛ и страховыми взносами.

Занятие в сфере образования никогда не отличалось высоким уровнем заработной платы, и правительство РФ поставило перед собой задачу повысить зарплату педагогам в 2019 году.

А пока что статистика продолжает показывать, что избегают работы в школе именно из-за низкой оплаты труда.

Даже стимул, в виде дополнительных проплат не влияет на показатели, поскольку доплаты мизерные, а критерии выполнения далеки от жизни.

Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08. 2008 была произведена реструктуризация оплаты труда бюджетников. В данном постановлении упоминается термин «стимулирующие выплаты». Изучим его подробнее.

В чем заключается данная господдержка

Стимулирующие выплаты – это доплаты материального характера, которые назначаются некоторым работникам в качестве вознаграждения за успехи и достижения на трудовом поприще. Перечень достижений оговаривается трудовым договором или законодательством.

Например, отметим следующие выплаты :

Все виды доплат прописываются в трудовых договорах или в приказе , который утверждается руководителем. Осуществляется привилегия без ущерба правам работника. Премия или доплата не вычитается из зарплаты.

Такой вид мотивации давно используется на частных предприятиях в качестве премиальных, но у государственных служащих стимул появился недавно. Теперь воспитатели детских садиков, санаториев, преподаватели учебных заведений смогут довольствоваться этой привилегией.

Законодательная основа

Опираясь на статью 129 Трудового кодекса РФ и положения Постановления Правительства «О введении новых систем оплаты труда…» от 05.082008 №583, зарплата педагогов с 1 декабря 2008 года будет формироваться с таких частей:

  • базовая ставка;
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие доплаты.

В понятие «базовой ставки» входит расчет труда, который зависит от нескольких факторов: квалификации и отработки взятого количества часов. Компенсация выплачивается исходя из трудовых условий. Критерии и объем поощрения четко формулируются деловыми бумагами отдельного учреждения (детсад, школа, гимназия, лицей).

Проплаты стимулирующего характера формируются в соответствии с аналогичным списком, на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 №818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…»:

Основные критерии оплат устанавливаются и прописываются каждым учебным заведением отдельно, но при работе над документом нужно следовать условиям законодательства. Приказ Минтруда России от 26.04.2013 №167н рекомендует устанавливать требования индивидуально для каждого преподавателя в трудовом документе. Список для учителей указан в письме Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.

Условия получения

Мы уже упоминали, что список условий разрабатывается руководством, опираясь на требования Трудового кодекса.

Основные критерии , которые регламентированы государством по отношению к педагогам :

Немного иначе начисляются стимулирующие проплаты воспитателям дошкольных учреждений и учителям подготовительных и младших классов . Их финансирование осуществляется из средств, которые выделяют из фонда учебного заведения: 60% идет на выплаты квалифицированному персоналу, остальные 40% – остальному штату.

Касательно критериев, то здесь берут во внимание эффективность проведения факультативов и кружковых занятий, их число, разработка и внедрение учебных программ образования и воспитания, эффективное взаимодействие с воспитанниками.

Библиотекарей тоже не обделили вниманием и прописали пару-тройку условий:

  • активное формирование библиотечного фонда;
  • развитие и сохранение фонда;
  • справочно-библиографическая работа;
  • повышение профессионализма;
  • постоянная работа с читателями.

Так же в учет идут награды, ученые степени.

К сожалению, некоторые случаи показывают, что критерии требуют доработки. Например, такой пункт как добросовестное выполнение обязательств, качество труда может быть истолковано сотрудниками по-разному, поэтому желательно вносить больше ясности и конкретики.

Бывает и так, что параметры указаны четко, но не представляется возможным адекватно оценить результат.

Предусмотрены ли доплаты руководителям

А что же руководители учебных заведений? Государство позаботилось и о них. Требований больше и регулируются предложениями Минобрнауки.

При назначении премии руководителям школ и ДОУ оценивают такие параметры:

Оценочный лист — как он работает

Оценочным листом называют документ, в котором четко обозначены вышеперечисленные задачи для начисления мотивации к работе с использованием бальной системы.

Срок выполнения этих задач тоже устанавливается в оценочном листе, например, за неделю, месяц, год.

Оценочный лист выглядит как список критериев с обозначением общих положений, порядком стимулирования и оценивания результатов сотрудников учебного заведения. Кроме того, отводится место для выставления баллов, полученных в процессе работы. Баллы ставятся за выполнение определенного пункта, соответственно, невыполнение – снимает дополнительные отметки.

Другими словами, этот документ служит основанием для начисления надбавок и содержит итог работы учителя.

Порядок начисления и расчета

Мы уже говорили о том, что представляет собой оценочный лист. Этот документ является основой при начислении доплат.

Чтобы определить размер мотивации , используется система баллов. Каждый критерий оценивается количеством баллов и записывается в уже известный нам оценочный листок. Чем больше пунктов будет соблюдено, тем больше баллов получит учитель.

Денежные вознаграждения корректируются каждым учреждением исходя из его бюджета. Различие состоит в том, что в школе А вознаграждение может составить 900 р., а в школе Б за такие же критерии начислится только 400 р.

Распределяется стимулирующая оплата в несколько способов:

В данную комиссию предоставляют оценочный лист, который подвергается детальному анализу на объективность, после чего обобщаются данные для предложений доплаты сотрудникам.

  1. Происходит суммирование баллов, которые заработал каждый педработник.
  2. Высчитывают стоимость одного балла. Для этого общий бюджет, отведенный для этих целей, делят на количество набранных баллов всеми сотрудниками заведения.
  3. Дальше следует простая математика: стоимость одного балла умножается на общее количество баллов, набранных учителем.

После согласования всех моментов, утверждается решение и директор образовательного заведения подписывает приказ о соответствующих выплатах .

Частота доплат зависит от работодателя и может быть установлена как на каждый месяц, так и четверть, семестр, год.

Поддержка классного руководства в рамках национального проекта "Образование" с 2014 г. прекращена в том числе в связи с тем, что учреждения обязаны перейти на эффективный контракт. По сути, произошла передача полномочий из федерального бюджета, так как большинство регионов посчитали необходимым взять на себя объем дополнительной нагрузки в виде доплат учителям, чтобы обеспечить более плавный переход к эффективному контракту.

Классные руководители могут рассчитывать на доплату

Проблема доплат за классное руководство характерна не только для России. Всего полгода назад во Франции шли ожесточенные дебаты по поводу изменений закона об основной школе и гимназии, внесенные в парламентскую комиссию по культуре. Особенно бурно обсуждалась ликвидация доплаты за классное руководство. Высказывались мнения, что такую доплату не только нельзя отменять, а наоборот, необходимо поднять ее размер до минимальной заработной платы, установленной на государственном уровне.
Разработчики изменений, прежде всего, ссылались на то, что по новой редакции указанного французского закона директор учебного заведения сам назначает зарплату своим сотрудникам в зависимости от их эффективности. Таким образом, устанавливая оклад, руководитель вправе учесть все факторы, в том числе и выполнение функции классного руководителя. На эти аргументы директор одного французского лицея ответил так: "Я не бухгалтер, я педагог. Я не хочу этим заниматься. Определять зарплату? На это есть государство!"
В России и раньше некоторые регионы доплачивали классным руководителям 600 и более рублей в месяц сверх федеральной тысячи. Для экономически развитых регионов такая статья расходов затруднений не вызывает, и они без труда продолжают повышать ее по сравнению с другими текущими выплатами.
Дотационные регионы вынуждены вместо усредненной федеральной цифры в тысячу рублей применять дифференцированный подход, то есть при определении размера доплаты учитывать:
- наполняемость класса;
- фактическую численность учеников;
- нагрузку на педагога.
Таким образом, в большинстве регионов поддержка учителей продолжена, и с первого января 2014 г. поменялся лишь источник финансирования. Лишь в некоторых регионах до сих пор продолжаются дебаты между профсоюзами и департаментами образования.
По мнению отдельных руководителей, отмена доплаты за классное руководство не приводит к ухудшению ранее установленных условий оплаты труда работников. В частности, доведение средней заработной платы педагога до средней заработной платы по экономике региона, согласно майским указам Президента РФ, как с данной выплатой, так и без нее, подлежит безусловному исполнению.
У лидеров профсоюзов свои аргументы. Прежде всего они ссылаются на то, что классное руководство - это работа, не входящая в круг должностных обязанностей учителя, и при уменьшении выплат за эту функцию велика вероятность того, что работник может отказаться от классного руководства. В итоге целое направление нацпроекта, финансируемое в течение 8 лет государством, по сути дела сводится на нет.
С большой долей вероятности можно предположить, что аргументы профсоюзов рано или поздно будут приняты во всех российских регионах, ведь передача полномочий по назначению доплат за классное руководство из центра в регионы произошла отнюдь не в негласном порядке, как заявляют некоторые региональные руководители.
В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), доплаты за классное руководство упоминаются в описании целевой статьи 02 2 0000 "Подпрограмма "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы".
В целях единства бюджетной политики в регионах были приняты нормативные акты с учетом Указаний N 65н. Например, в Указаниях о порядке применения целевых статей классификации расходов бюджетов для составления областного бюджета начиная с бюджета на 2014 год, утвержденных Приказом Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области от 01.08.2013 N 140, упомянута выплата "ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных учреждений". На Белгородчине указанная выплата отражается по соответствующему направлению 2306 по целевой статье 02 2 0000 "Подпрограмма "Развитие общего образования" государственной программы Белгородской области "Развитие образования Белгородской области на 2014 - 2020 годы".

Дифференцированный подход к расчету

Одно из условий доплаты за классное руководство даже в экономически развитых регионах - наполняемость класса не менее той, которая установлена для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями. Если установлены основания для уменьшения доплаты, то в нормативном акте должен быть установлен и порядок расчета.
Чаще всего региональные власти узаконивают уже сложившийся порядок, например установленный Письмом Минобразования России от 08.02.2006 N 17ю-50-93 "О расчете размера вознаграждения за выполнение функций классного руководства в классах с пониженной наполняемостью". Как правило, в расчетах используют свойства пропорций (см. пример 1). Для наглядности установим допущение, что доплата за классное руководство составляет по-прежнему 1 тыс. руб.

Пример 1. Предположим, что учитель муниципального образовательного учреждения выполняет функции классного руководителя с плановой наполняемостью класса 24 человека. При этом занятия посещают 20 человек. Размер доплаты за классное руководство будет рассчитываться следующим образом: 1000 руб. : 24 чел. x 20 чел. = 833,33 руб.
Однако 833,33 руб. классному руководителю можно доплатить только в том случае, если он отработал полный месяц. Если же предъявлен листок нетрудоспособности, то доплата будет меньше.
Например, в январе 2014 г. классный руководитель в результате болезни отсутствовал 4 рабочих дня. Общее количество рабочих дней в январе 2014 г. при 6-дневной рабочей неделе - 20. Таким образом, отработка составила 16 дней (20 дн. - 4 дн.), а размер вознаграждения за выполнение функций классного руководителя - 666,67 руб. (833,33 руб. : 20 дн. x 16 дн.).
В бухгалтерском учете операции по начислению заработной платы будут отражены следующими записями:
Дебет счета 0 40120 211 "Расходы по заработной плате"
Кредит счета 0 30211 730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате"
- начислена заработная плата работникам образовательного учреждения, в том числе и вознаграждение за выполнение функций классного руководства.
С начисленного вознаграждения в 666,67 руб. будет удержан НДФЛ в сумме 87 руб. (13% с округлением до целых рублей). Удержание НДФЛ отражается следующим образом:

Кредит счета 0 30301 730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц".
Из кассы учреждения следует выплатить 579,67 руб. (666,67 руб. - 87 руб.) Отметим, что, как правило, вознаграждение за классное руководство выплачивается вместе с заработной платой:
Дебет счета 0 30211 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"
Кредит счета 0 20134 610 "Выбытия средств из кассы учреждения".
Кроме того, в бухгалтерском учете необходимо отразить начисления страховых взносов и прочие стандартные для заработной платы проводки.

Наполняемость классов должна определяться на установленное локальным нормативным актом конкретное число каждого месяца, например на 1-е, 5-е и т.д. Показатель наполняемости класса не более 25 учеников установлен в соответствии с:
- п. 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (далее - Типовое положение N 196);
- п. 2.3.1 Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44.
Количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения (п. 27 Типового положения N 196). Как правило, для сельских школ характерен показатель наполняемости 14 человек. Соответственно, если нагрузка на классного руководителя возрастает, то региональными (муниципальными) нормативными актами может быть предусмотрено увеличение доплаты за классное руководство.
Отметим, что при расчете доплат за классное руководство в рамках национального проекта "Образование" ни о каком превышении до 1000 руб. в месяц речи не шло, в том числе и в сельской местности. Наполняемость классов рассматривалась как условная норма для расчета объема субсидий субъектам РФ с учетом реально складывающейся наполняемости классов.
При этом порядок, установленный на федеральном уровне, не исключал возможности принятия иного решения на уровне субъекта РФ. Таким образом, и до 1 января 2014 г. выплата вознаграждения в повышенном размере за счет средств субъекта РФ нередко осуществлялась в случае фактического превышения по каким-либо причинам установленной нормативно-правовыми актами наполняемости классов.
Также на увеличение размера доплаты за классное руководство влияют районные коэффициенты к заработной плате, установленные за работу:
- в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями.
Причем оснований для отказа работникам в выплате районных коэффициентов быть не может, так как отказ противоречит ст. 317 Трудового кодекса РФ.
В то же время не может быть и переработки по времени, затраченному на классное руководство и подлежащему оплате. Дело в том, что для выполнения функций классного руководителя действующим законодательством не установлено каких-либо норм времени работы в день (неделю, месяц). Порядок выполнения указанной работы определяется:
- общешкольными планами и графиками;
- личными планами педагогического работника.
Указанные мероприятия зависят от конкретных обстоятельств и мероприятий, связанных с воспитательной работой, и нормированию не подлежат.
Другой пример, когда "обратное" правило не работает, - классное руководство одновременно в двух классах и противоположное ему возложение обязанностей классного руководства на двух педагогических работников в одном классе. Поскольку каких-либо ограничений по выполнению функций классных руководителей более чем в одном классе не установлено, то обязанности по классному руководству могут возлагаться на одного работника (с его согласия) в нескольких классах:
- при недостаточном количестве педагогических работников, в том числе временно в связи с болезнью педагогического работника;
- при отсутствии желания у отдельных педагогических работников выполнять работу по классному руководству.
Размер доплаты за классное руководство в таких случаях определяется с учетом количества обучающихся в каждом классе. В то же время имеющаяся практика возложения функций по классному руководству в одном классе (классе-комплекте) на двух и более педагогических работников с целью разделения между ними вознаграждения за классное руководство не имеет правовых оснований и применяться не должна.

Источник финансирования на суть выплаты не влияет

Согласно п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 (далее - Постановление N 213), при расчете среднего заработка учитывают все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующем учреждении, независимо от источников этих выплат. Таким образом, доплата за классное руководство является составной частью фонда оплаты труда и учитывается при расчете:
- оплаты за период временной нетрудоспособности;
- среднего заработка;
- при начислении ежегодного основного и дополнительного отпуска;
- компенсации за неиспользованный отпуск;
- дополнительных отпусков в связи с обучением;
- трудовых и прочих пенсий.
Кроме того, в 2014 г. вознаграждение за классное руководство по-прежнему учитывают при определении среднего заработка, который сохраняется за педагогическими работниками по основному месту работы, при направлении в образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов:
- с отрывом от основной работы;
- для повышения квалификации.
Сохранение среднего заработка в указанном случае предусмотрено п. 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610).

Локальные нормативные акты

Порядок начисления вознаграждения должен регулировать соответствующий приказ по учреждению. Размер и порядок выплаты вознаграждения определяют также:
- в коллективном договоре;
- положении об оплате труда (другом локальном нормативном акте учреждения);
- трудовом договоре с работником.
При регулировании в коллективном договоре вопросов, связанных с возложением на педагогических работников функций классного руководителя, нередко принимают за основу порядок распределения учебной нагрузки (п. 66 Типового положения N 196). В частности, в локальных нормативных актах могут быть предусмотрены положения, связанные с осуществлением следующих функций классного руководителя:
- при возложении на педагогических работников с их согласия функций классного руководителя учитываются обеспеченность общеобразовательного учреждения соответствующими кадрами, а также другие условия работы в данном общеобразовательном учреждении;
- выполнение возложенных в начале учебного года обязанностей по классному руководству не должно прекращаться по инициативе работодателя в течение учебного года, за исключением случаев сокращения количества классов;
- в целях обеспечения стабильности выплаты вознаграждения за классное руководство оно не должно пересчитываться в течение учебного года с увеличением или уменьшением количества обучающихся в классе, поскольку уменьшение или увеличение этой выплаты является изменением существенных условий трудового договора, которое допускается только после предупреждения работника о таком изменении не менее чем за 2 месяца, по истечении которых вновь могут произойти изменения;
- кандидатуры педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять функции классного руководителя, должны определяться одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года, чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет выполнять эти функции;
- выполнение возложенных в текущем учебном году обязанностей по классному руководству в конкретном классе не должно отменяться по инициативе работодателя в следующем учебном году, за исключением случаев сокращения количества классов.
С примерным положением о классном руководстве вы можете ознакомиться на нашем сайте www.sovbuh.ru по коду подписчика.

От редакции. В некоторых регионах возникают проблемы с доплатами за классное руководство как по вине местных властей, так и из-за того, что федеральные средства на выплату денежного вознаграждения за классное руководство за ноябрь и декабрь 2013 г. дошли не до всех муниципалитетов в полном объеме. Наш журнал будет отслеживать ситуацию, и если она не изменится, то в скором времени может появиться судебная практика и мировые соглашения с профсоюзными организациями.

Вам также будет интересно:

Ближайший рубль бум. «Рубль Бум. Отзывы и жалобы
уточняйте информацию об актуальном каталоге на июнь 2019 по телефонам: +7 800 333 01...
Должностная инструкция диспетчеру автомобильного транспорта Что должен знать диспетчер автомобильного транспорта
Диспетчер автомобильного транспорта. 1. Должность диспетчера автомобильного транспорта...
Пример составления характеристики с места работы (образец)
Диспетчер автомобильного транспорта. 1. Должность диспетчера автомобильного транспорта...
Методические рекомендации по оценке эффективности и качества работы
Основные термины и определения стандарт качества услуг – система требований к услугам в...