Основной бизнес

Готовые шаблоны для презентаций

Отношение вектора к его модулю

Конспект образовательной деятельности "Все работы хороши" Конспект все работы хороши в подготовительной группе

Тема урока: Описание сирени на основе музыкальных впечатлений Прочитайте что вы представили увидели услышали

Основные рыночные структуры

Попечительский совет - что это такое?

Магазины "Светофор": отзывы покупателей и сотрудников, описание и ассортимент

Инструкция по складированию и хранению оборудования и запасных частей на складах и базах предприятий и организаций министерства газовой промышленности

Презентация "профессия портной"

Калифорнийские перепела: описание породы Температура и освещение

Ближайший рубль бум. «Рубль Бум. Отзывы и жалобы

Должностная инструкция диспетчеру автомобильного транспорта Что должен знать диспетчер автомобильного транспорта

Средние зарплаты кочегаров Должностная инструкция машинист кочегар котельной водогрейных котлов

Должностная инструкция врача-лаборанта клинико-диагностической лаборатории - инструкция

Коэффициент финансового риска Что показывает коэффициент финансового риска

Новые технологии в сельском хозяйстве. Рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей Лекция о рабочем оборудовании трактора

Лабораторная работа №5

РАБОЧЕЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ

Цель работы : изучить назначение, принцип работы и составные части рабочего и вспомогательного оборудования тракторов и автомобилей.

Оборудование : рабочее вспомогательное оборудование в составе агрегатов, в разборном состоянии, плакаты.

Порядок выполнения работы

    Изучить конструкцию и принцип работы рабочего оборудования тракторов.

    Изучить конструкцию и принцип работы рабочего оборудования автомобилей.

    Изучить вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей.

    Ознакомиться с техническим обслуживанием механизма навески тракторов.

Тракторы как мобильные энергетические средства сельскохозяйственного производства предназначены для передачи агрегатируемым машинам вращательного и поступательного движения и гидравлического потока. Перенос этих форм движения определяет конструкцию механизмов отбора мощности, составляющих основу рабочего оборудования.

Для передачи вращательного движения на тракторах применяют валы отбора мощности (ВОМ) с механизмами их привода и приводные шкивы. Поступательное движение сообщается через прицепные устройства (буксирный крюк, скоба с серьгой), механизмы навески или остов трактора, а гидравлический поток – с помощью гидросистемы отбора мощности (ГСОМ).

Управление механизмами навески всех тракторов обеспечивает раздельно-агрегатная гидросистсма, которая одновременно выполняет и функции ГСОМ (кроме трактора МТЗ-100). Управление механизмами привода ВОМ тракторов Т-150 и К-701 тоже гидрофицировано.

Назначение, устройство и принцип действия гидроприводов механизмов отбора мощности и ГСОМ тракторов рассмотрены в гл. 3.

Механизм навески . Способ соединения сельскохозяйственных и других машин с трактором зависит от их конструкции. Одни машины навешивают на трактор, другие прицепляют к нему, а третьи жестко крепят к его остову.

Конструкция устройств для навешивания машин зависит от расположения машины относительно трактора. Если машину навешивают сбоку или спереди трактора, то на его остове предусматривают посадочные места с отверстиями под болты крепления или специальные кронштейны. На самоходных шасси машины навешивают к продольным трубам рамы.

Механизм задней навески состоит из двух нижних продольных тяг 6 и 10 (рис. 31, а) и верхней центральной регулируемой тяги 4 . Передними концами все тяги шарнирно связаны с остовом трактора, а задними концами – с навесной машиной. Нижние тяги 6 и 10 раскосами 3 и 11 шарнирно соединены с подъемными рычагами 2 и 12 , а через них – с подъемным валом 1 .

Поднимают и опускают навешенную машину с помощью гидроцилиндра 14 , шток которого через рычаг 13 связан с подъемным валом 1 .

Изменением длины правого раскоса 3 регулируют положение навесной машины в горизонтальной плоскости, а изменением длины верхней центральной тяги 4 выравнивают глубину хода передних и задних рабочих органов машины.

В зависимости от конструкции навешиваемых сельскохозяйственных машин и выполняемых технологических операций их присоединяют к трактору по трех- и двухточечной схемам.

Трехточечную схему навески (рис. 31, а ) применяют при работе трактора с широкозахватными машинами (культиваторами, сеялками и т.п.). Для этого передние концы нижних продольных тяг 6 и 10 крепят отдельно в точках Б и В, а верхнюю – в точке А. Такая схема навески обеспечивает устойчивое прямолинейное движение машины.

Рис. 33 Буксирное устройство:

1 – кронштейн; 2 – колпак; 3 – гайка крюка; 4 – амортизатор; 5 – корпус амортизатора; 6 – крышка; 7 – ось рукоятки управления;

8 – нижний ловитель; 9 – рычаг фиксатора; 10 – крюк;

11 – фиксатор зева крюка; 12 – козырек; 13 – рукоятка управления;

14 – палец фиксатора; 15 – упор фиксатора; 16 – пружина;

17 – пружина фиксатора; 18 – корпус автомата сцепки;

19 – пружина рукоятки управления; 20 – палец; 21 – чека пальца

Буксирное устройство представляет собой тяговый крюк 10 с резиновым амортизатором 4 , нижним ловителем 8 , козырьком 12 и фиксатором 11 . Фиксатором управляют с помощью рукоятки 13 .

Для присоединения прицепа к крюку 10 поворачивают рукоятку 13 назад. При этом зев крюка открыт, а нижний ловитель 8 располагается в горизонтальном положении. При движении трактора задним ходом петля дышла прицепа скользит по ловителю, нажимает на фиксатор 11 , передвигая его внутрь корпуса, и входит в зев крюка. При этом фиксатор под действием пружины 17 выходит из корпуса 18 и автоматически запирает зев крюка. Рукоятка 13 под действием пружины 19 возвра-щается в первоначальное положение.

Гидрофицированный крюк используют при работе тракторов с одноосными прицепами, навозоразбрасывателями и другими машинами, которые создают не только продольную и боковую, но и нормальную нагрузки. Гидрофицированный крюк по сравнению с рассмотренными ранее прицепными устройствами способен выдерживать большую нормальную нагрузку.

Вал отбора мощности (ВОМ) – это ведомый (выходной) вал механизма отбора мощности (МОМ) вращательного движения.

По месту расположения на тракторе различают задние, боковые и передние ВОМ. Задний ВОМ обычно располагают в корпусе заднего моста трактора, а МОМ – совместно с механизмами трансмиссии. Боковой ВОМ размещают в специальном корпусе, укрепляемом на корпусе коробки передач.

Различают ВОМ с постоянной и переменной частотой вращения. Рабочие органы уборочных, почвообрабатывающих и некоторых других машин должны иметь постоянную частоту вращения, а таких машин, как сеялки, сажалки, разбрасыватели, – частоту вращения, пропорциональную или синхронную поступательной скорости движения трактора.

Установлены следующие два значения номинальной частоты вращения ВОМ: 540 и 1000 мин –1 при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля.

По способу привода МОМ и их ВОМ делят на зависимые, независимые, полунезависимые, синхронные и комбинированные.

Зависимый МОМ (рис. 34, а ) характеризуется тем, что его ВОМ прекращает вращаться при выключении главной муфты сцепления. Включают и выключают ВОМ рычагом 1 с помощью зубчатой муфты 3 при выключенной муфте сцепления. При зависимом вале разгон агрегата и рабочих органов машины происходит одновременно, что требует повышенной мощности двигателя и дополнительного расхода топлива.

Полунезависимый ВОМ (рис. 34, б ) вращается от коленчатого вала дизеля независимо от того, включена или выключе-на муфта сцепления. ВОМ включают и выключают зубчатой муфтой 3 при неработающем дизеле.

Независимый МОМ отличается от полунезависимого тем, что для управления ВОМ при движении и остановке трактора устанавливают дополнительную фрикционную муфту или планетарный редуктор.

Синхронный МОМ (рис. 34, в ) изменяет частоту вращения ВОМ при переходе с одной передачи на другую и вращается от зубчатого колеса ведомого вала коробки передач или от одного из ведомых валов трансмиссии. ВОМ синхронного МОМ обычно зависимый. Включают и выключают его зубчатой муфтой 3 при выключенной муфте сцепления.

Комбинированный МОМ (рис. 34, г ) состоит из независимого и синхронного МОМ. Для включения независимого ВОМ рычаг 1 переводят в положение II и зубчатая муфта 3 соединяет с приводным валом 7 зубчатые колеса 2 . При перемещении рычага 1 в положение I зубчатая муфта 3 соединяет с валом 7 зубчатые колеса 4 и включает синхронный ВОМ.

Все ВОМ имеют шлицевые выходные концы (хвостовики) со стандартными размерами для присоединения шарнира карданной передачи привода рабочих органов агрегатируемых машин.

Рабочее оборудование автомобилей

Буксирное устройство . На передних концах продольных балок рамы грузовых автомобилей устанавливают крюки для буксировки неисправного автомобиля.

Для соединения автомобиля с прицепом в задней поперечине рамы, усиленной раскосами, располагают буксирное устройство.

Буксирное устройство автомобиля КамАЗ-5320 представляет собой крюк, стержень которого проходит через отверстие в задней поперечине рамы. Стержень вставлен в цилиндрический корпус, закрытый крышкой и кожухом. Для смягчения ударов в корпус между шайбами с небольшим предварительным натягом вставлен резиновый упругий элемент. На оси, проходящей через крюк, установлена защелка, которая стопорится собачкой и шплинтом с цепочкой.

Лебедка , устанавливаемая на полноприводных грузовых автомобилях, предназначена для самовытаскивания и подтягивания автомобилей и прицепов на труднопроходимых участках.

Лебедка автомобиля Урал-4320 состоит из червячного редуктора, барабана с тросом, ленточного тормоза, привода и
тросоукладчика. Рабочая длина троса 65 м, максимальное тяговое усилие на тросе 70 ... 90 кН.

Лебедка приводится в действие от раздаточной коробки через дополнительную коробку отбора мощности и три карданных вала с промежуточными опорами.

Кузова автомобилей предназначены для размещения различных грузов, пассажиров или специального оборудования.

По типу кузова грузовые автомобили бывают общего назначения (с кузовами в виде грузовой бортовой платформы) и специализированные (самосвалы, цистерны, фургоны и др.).

Кузова легковых автомобилей могут быть следующих типов: седан – четырехдверный кузов с двумя или тремя рядами сидений; лимузин – кузов седан с перегородкой, отделяющей пассажиров от водителя; купе – двухдверный кузов с одним или двумя рядами сидений; фаэтон – кузов с мягким складным верхом и съемными боковинами; кабриолет – кузов с откидывающимися задней стенкой и частью крыши; универсал – кузов грузопассажирского автомобиля с двумя или четырьмя дверями и люком сзади; спорт – двухместный кузов с закрытым или открытым верхом.

Автобусы имеют закрытый каркасный кузов вагонного типа. Кузов общего назначения грузового автомобиля предназначен для размещения и перевозки разнообразных грузов и представляет собой деревянную или металлическую платформу. Для облегчения погрузки и выгрузки груза задний 9 (рис. 35) и боковые 5 и 10 борта откидывающиеся. Передний борт 11 платформы неподвижный. Откидные борта скреплены планками 6 , поворачивающимися на петлях 7 . Все борта соединены между собой затворами 3 , а доски пола 1 – поперечными брусьями 4 , которые стремянками 8 стянуты с продольными брусьями 12 и балками рамы. Продольные брусья дополнительно скреплены с рамой стремянками 2 .

Платформа автомобиля КамАЗ-5320 металлическая, бортовая, состоящая из основания, шести бортов и каркаса с тентом. Боковые (по два с каждой стороны) и задний борта откидные. Пол платформы деревянный. Платформа с продольными брусьями прикреплена к продольным балкам рамы десятью стремянками.

Кузов автомобиля-самосвала представляет собой сварную металлическую платформу прямоугольного или ковшеобразного типа.

Платформа автомобиля-самосвала КамАЗ-55102 прямоугольного типа, металлическая, с опрокидыванием на три стороны. В задней части к основанию платформы между двумя поперечными балками приварены кронштейны с гнездами втулок оси опрокидывания и отверстиями для стопорения.

Рис. 35 Грузовая платформа:

1 – пол кузова; 2 , 8 – стремянки; 3 – затвор; 4 – поперечина;

5 , 10 – боковые борта; 6 – планка; 7 – петля; 9 – задний борт;

11 – передний борт; 12 – продольный брус

В средней части первой поперечины надрамника приварены четыре болта для крепления нижней опоры гидроцилиндра. К переднему борту платформы присоединен кронштейн крепления верхней опоры гидроцилиндра.

Платформа имеет амортизатор (обрезиненную пластину), служащий опорой в транспортном положении, а также ловушку с ловителем-амортизатором для придания платформе необходимого положения в продольном направлении и удержания ее в этом положении при движении автомобиля.

Седельно-сцепное устройство автомобилей-тягачей предназначено для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, передачи части массы полуприцепа на раму тягача и тягового усилия к полуприцепу.

Вспомогательное оборудование

Общие сведения о вспомогательном оборудовании. Для создания удобств при управлении и улучшения условий

труда водителей тракторы и автомобили оснащают вспомогательным оборудованием. Оно включает в себя

кабину, органы управления и контроля, устройства для создания микроклимата в кабине и сни-

жения уровня вибрации, шума и др.

С целью улучшения условий труда водителя прежде всего уменьшают усилия на органах управления за счет применения гидро- и пневмоприводов, пружинных сервомеханизмов.

Усилие на органы управления трактором, требующие постоянного воздействия (рулевое колесо, рычаги управления, рычаг регулятора ТНВД и т.п.), должно быть не более 30 ... 50 Н, на органы периодического, непостоянного воздействия (рычаги переключения передач, включения ВОМ, гидросистемы и т.п.) – не более 150 ... 200 Н.

Работоспособность водителя снижается при воздействии вибрационных нагрузок, особенно в диапазоне частот 3 ... 5 Гц. Для снижения вибрации улучшают конструкцию подвесок, а также оборудуют тракторы более удобными подрессоренными сиденьями.

Отрицательно влияет на человека шум. Он возникает в первую очередь из-за работы двигателя, механизмов трансмиссии, а у гусеничных тракторов – дополнительно при работе гусеничного движителя и сельскохозяйственных машин. Уровень шума в кабине трактора не должен превышать 85 дБ. Для его снижения на тракторах устанавливают шумоизолирующие кабины и капоты, глушители отработавших газов и др.

Для создания комфортных условий кабины современных тракторов оборудуют кондиционерами, вентиляторами, обогревателями, устройствами для полдержания определенной влажности воздуха и др.

Кабина – это рабочее место шофера или тракториста, где они проводят большую часть рабочего времени. К конструкции кабин предъявляют следующие требования: рациональное размещение органов управления и сиденья; надежная защита от атмосферных осадков, солнца, ветра, пыли, отработавших газов, отрицательных температур, вибрации и шума; хорошая обзорность; большой запас прочности.

Кабину обычно изготовляют цельнометаллической с двумя герметично закрываемыми застекленными дверями. На тракторах ее устанавливают на четырех опорах-амортизаторах, уменьшающих вибрацию рабочего места тракториста.

На грузовых автомобилях кабины могут быть с отдельным капотом, в котором размещен двигатель (автомобили ГАЗ-53-12, ЗИЛ-130), и бескапотные с расположением двигателя непосредственно под кабиной (автомобили ГАЗ-66, КамАЗ-5320).

На рис. 36 показаны кабины грузового автомобиля (рис. 36, а ) и трактора Т-150К (рис. 36, б ). Для термо- и шумоизоляции, уменьшения вибраций пол, крышу и переднюю панель кабин порывают изоляционными и звукопоглощающими материалами. Двери также имеют шумоизолирующие прокладки и герметично закрывают дверной проем благодаря резиновым уплотнениям. Стекла дверей открывают стеклоподъемниками. Полное открытие дверей ограничивается упорами. В каждой двери имеется замок.

Широкие окна кабины обеспечивают хорошую обзорность. На задние и передние стекла устанавливают стеклоочистители. Кабины оснащают противосолнечным козырьком, зеркалами заднего и бокового видов, термосом для питьевой воды, огнетушителем, ящиком для инструмента, вешалкой для одежды.

Рис. 36 Кабины:

а – двухместная грузового автомобиля; б – трактора Т-150К;

1 – слой мастики; 2 – картон; 3 – экран; 4 – ручка стеклоподъемника;

5 – замок; 6 – поручень; 7 – амортизатор; 8 – буфер

Кабины тракторов общего назначения и автомобилей второго и третьего классов оборудуют сиденьями для водителя и пассажира с ремнями безопасности. На универсально-пропашных тракторах кабины одноместные (сиденье только для трак-ториста), а на автомобилях четвертого-шестого классов – трехместные с двумя сиденьями для пассажиров.

Сиденье тракториста (рис. 37, а) закреплено на подвеске 4 параллелограммного типа и подрессорено пружиной 2 или торсионом. Для гашения колебаний оно снабжено гидравлическим амортизатором 5 . Силу затяжки пружины 2 регулируют винтом 1 прямо пропорционально массе водителя.

На тракторе МТЗ-80 сиденье (рис. 37, б ) крепят болтами к полу кабины. Сиденье одноместное, с торсионной подвеской и гидравлическим амортизатором. Конструкция сиденья предусматривает его регулировки по высоте, длине, наклону спинки и жесткости подвески.

Рукояткой 2 изменяют положение сиденья по высоте в пределах 0 ... 80 мм. При перемещении рычага 1 влево

Рис. 37 Сиденье тракториста:

а – схема устройства: 1 – регулировочный винт; 2 – пружина; 3 – кронштейн;

4 – подвеска; 5 – амортизатор; б – сиденье трактора МТЗ-80 : 1 – рычаг регулировки по длине; 2 – рукоятка фиксации сиденья по высоте;

3 – нижний рычаг; 4 – резиновый упор; 5 – верхний рычаг; 6 – винт регулировки жесткости; 7 – кронштейн установки наклона спинки

можно передвинуть сиденье вперед или назад на расстояние 150 мм через каждые 25 мм. С помощью кронштейна 7 спинку устанавливают в трех положениях под различным углом наклона к сиденью. Винтом 6 регулируют жесткость подвески. В свободном состоянии рычаги 3 подвески должны касаться резинового упора 4 , а в нагруженном состоянии (с трактористом) сиденье должно опуститься на 60 мм, т.е. на половину своего полного хода. При большем ходе сиденья винтом 6 увеличи-вают жесткость подвески (вращают винт 6 против хода часовой стрелки), а при меньшем прогибе снижают жесткость.

Устройства для поддержания микроклимата в кабинах. Микроклимат в кабине должен соответствовать следующим требованиям: температура воздуха в теплый период не должна превышать температуру окружающего воздуха более чем на 2 ... 3 °С и должна быть не ниже 14 и не выше 28 °С; скорость движения воздуха при вентиляции -не более 1,5 м/с; содержание пыли в воздухе – не более 2 мг/м 3 , окиси углерода – не более 20 мг/м 3 .

Система вентиляции может быть естественной (через окна кабины) и принудительной (подача воздуха вентилятором). На большинстве тракторов и автомобилей используют обе системы вентиляции. На автомобилях принудительная вентиля-ция объединена с системой отопления кабины в холодное время.

Контрольные вопросы

    Что входит в состав рабочего оборудования тракторов?

    Расскажите как устроен механизм навески трактора?

    Назначение и принцип работы автоматической сцепки.

    Назначение и принцип работы прицепной серьги.

    Для чего применяют буксирное устройство на тракторах, его конструкция и работа.

    Применение гидрофицированного крюка на тракторе.

    Назначение вала отбора мощности (ВОМ) и где он располагается на тракторе?

    Работа вала отбора мощности.

    Назначение приводного шкива.

    Что входит в состав рабочего оборудования автомобилей?

    Расскажите об устройстве лебедки.

    Назначение кузова автомобиля и типы кузовов.

    Назначение и устройство седельно-сцепного устройства.

    Расскажите о вспомогательном оборудовании тракторов и автомобилей. Литература: .

Лабораторная работа №6

ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ НАВЕСНЫЕ СИСТЕМЫ, НАСОСЫ И

РАСПРЕДЕЛИТЕЛИ, ГИДРОЦИЛИНДРЫ, БАКИ,

ТРУБОПРОВОДЫ И АРМАТУРА

Цель работы : изучить назначение, конструкцию и принцип работы гидравлической навесной системы, насосов и распределителей, гидроцилиндров, баков, трубопроводов и арматуры.

Оборудование : гидравлическая навесная система, насосы и распределители, гидроцилиндры, баки, трубопроводы и арматура в составе агрегатов, в разобранном состоянии, плакаты.

Порядок выполнения работы

    Ознакомиться со схемой гидравлической навесной системы тракторов.

    Изучить назначение, конструкцию и принцип работы насоса.

    Изучить назначение, конструкцию и принцип работы распределителя.

    Изучить работу цилиндров, баков, трубопроводов и арматуры.

    Ответить на контрольные вопросы и составить отчет о проделанной работе.

Схема гидравлической навесной системы

С помощью гидравлической навесной (гидронавесной) системы тракторист со своего рабочего места может управлять навешенной машиной или рабочими органами гидрофицированной прицепной машины. На всех изучаемых тракторах эта система выполнена по единой схеме и состоит из соединенных между собой маслопроводами гидравлических агрегатов и четырехзвенного механизма навески. В гидросистему входят: насос 1 (рис. 38), бак для масла 2 , золотниковый распределитель 3 с тремя рукоятками 5 для управления золотниками 4 и гидроцилиндр 6 . Агрегаты гидросистемы соединены маслопроводами 7 . Насос превращает механическую энергию дизеля в энергию нагнетаемого потока рабочей жидкости. Эта энергия направляется распределителем в гидроцилиндр и здесь преобразуется в механическую энергию движущегося поршня.

Шток, связанный с поршнем, удерживает, поднимает или опускает навешенную машину.

Действие системы определяется положением золотника 4 , перемещаемого в корпусе распределителя рукояткой 5 . Если рукоятку (а следовательно, и золотник) установить в положение П, распределитель направит нагнетаемую насосом рабочую жидкость в полость Б гидроцилиндра. Его поршень через шток и навесной механизм будет поднимать машину, а жидкость, имеющуюся в полости А, – вытеснять в бак 2 (I ).

Рис. 38 Схема гидронавесной системы трактора (а ) и

путь масла в гидросистеме (б ):

1 – насос; 2 – бак для масла; 3 – распределитель; 4 – золотник распределителя;

5 – рукоятка золотника; 6 – гидроцилиндр; 7 – маслопроводы (гидролинии);

8 – механизм навески; 9 – навесная машина; 10 – опорное колесо машины;

П, О, Н, Пл – положение рукоятки золотника

При установке рукоятки в положение Н распределитель направит рабочую жидкость от насоса в бак 2 и закроет каналы, по которым она входит в цилиндр и выходит из него. Поэтому запертый жидкостью поршень удержит навешенную машину неподвижно (П).

Когда рукоятка 5 установлена в положение О, рабочая жидкость будет нагнетаться насосом через распределитель в полость А и поршнем вытесняться из полости Б в бак. Машина будет принудительно опускаться (Ш).

МТЗ-82УК в обеспечение выполнения обязательствУчебно-методический комплекс

В.И., Михайлов В.Г., Попов Г.П. и др. Лабораторный практикум по испытаниям автотракторных двигателей. – Челябинск, ЧГАУ... Кычев В.Н., Суркин В.И. Сборник задач по основам теории и конструкции тракторов и автомобилей и их двигателей. – Челябинск, ...

  • Программа для проведения вступительных испытаний в магистратуру по направлению 110800 «агроинженерия» профиль подготовки « технические системы в агобизнесе»

    Программа

    ... Тракторы и автомобили». 2.1.1.Конструкция тракторов и автомобилей . Назначение трактора и автомобиля . Условия их работы в сельскохозяйственном производстве. Основные части тракторов и автомобилей ... 2003 Сельскохозяйственные машины. Практикум (Под ред. ...

  • На современных тракторах широкое применение нашли гидравлические приводы - устройства, передающие механическую энергию на расстояние с помощью жидкости. Это объясняется их преимуществами по сравнению с механическими приводами, и прежде всего - возможностью передавать энергию в любую точку машины при небольших усилиях управления; независимым расположением гидроагрегатов и простотой конструкции, несмотря на разветвление потоков мощности; возможностью просто осуществлять преобразование одного вида движения в другой, например, поступательное во вращательное или в колебательное и наоборот; возможностью легкого реверсирования движения; бесступенчатым регулированием скорости в широких пределах; простотой и компактностью конструкции и др.

    Соединение навесной машины с трактором и управление её работой осуществляются с помощью навесной системы. Трактор, оборудованный навесной системой, в соединении с рабочей машиной называется навесным агрегатом. По сравнению с прицепным он имеет следующие преимущества: хорошая маневренность; более высокая произво-дительность; меньший расход топлива на единицу выполненной работы; относительно малая металлоёмкость навесных машин. Хорошая маневренность навесного агрегата позволяет проводить работы на небольших участках, что особенно важно для лесного хозяйства, где большой объём работ проводится на нерас- корчеванных вырубках, под пологом леса и других лесных площадях.

    Навесная система состоит из двух основных частей - гидравлической системы и навесного устройства.

    С помощью гидравлической системы производится управление навесными машинами - их подъём, опускание, фиксация в определённом положении, регулирование глубины обработки почвы и т.п. В простейшем виде гидравлическая система включает насос, распределитель, бак, силовой цилиндр, трубопроводы с арматурой. Навесные системы выполнены по раздельно-агрегатному принципу. Они состоят из размешенных на тракторе отдельных устройств, которые унифицированы и выполнены по одинаковой принципиальной схеме (исключая небольшие различия).

    Навесное устройство служит для присоединения к трактору навесных машин. Оно представляет собой рычажную систему, размещённую позади или спереди трактора.

    К рабочему оборудованию трактора, кроме навесной системы, относятся прицепные устройства, вал отбора мощности, приводной шкив.

    Прицепное устройство предназначено для буксировки прицепных машин. Оно располагается сзади трактора, позволяет регулировать точку прицепа в горизонтальной плоскости, а также по высоте.

    Приводной шкив используют для привода от тракторного двигателя через ременную передачу различных стационарных машин. Он обычно располагается сбоку или сзади трактора, но таким образом, чтобы плоскость шкива, перпендикулярная оси его вращения, была параллельна продольной оси трактора. Это необходимо для натяжения ремня путём перемещения трактора относительно рабочей машины. Шкив, как правило, приводится во вращение от вала отбора мощности.

    Вал отбора мощности (ВОМ) приводит рабочие органы в рабочий режим агрегатируемых с тракторами передвижных или стационарных машин. По месту расположения на тракторе они могут быть задними, боковыми и передними. Наиболее распространены задние ВОМ.

    По скоростному режиму ВОМ бывают с постоянной и переменной частотой вращения. У первых частота вращения не зависит от включения передачи и всегда постоянна при постоянной частоте вращения двигателя, а у вторых зависит от этих условий.

    По способу привода ВОМ делятся на зависимые, независимые, частично зависимые, синхронные и комбинированные.

    Зависимый ВОМ приводится во вращение от вала главного сцепления через шестерни 2 (рис. 221,а). Включают и выключают вал рычагом 1, воздействующим на кулачковую муфту 3. Передача вращения на ВОМ прекращается сразу же после выключения главного сцепления и остановки трактора. Таким ВОМ оборудуют тракторы ДТ-75М, Т-25А.

    Независимый ВОМ вращается от коленчатого вала двигателя через ведущие диски главного сцепления (рис. 221, б) независимо от того, включено оно или выключено. ВОМ включают муфтой 3 только при неработающем двигателе. При движении и остановке трактора ВОМ включают и выключают с помощью фрикционного сцепления 8 рычагом 14 или планетарного редуктора. Независимым является боковой ВОМ тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82, К-701.

    Рис. 221. Приводы валов отбора мощности: а - зависимый; б - независимый; в - независимый двухскоростной; г - комбинированный; 1,7, 12, 13, 14 - рычаги; 2, 4, 6, 9, 10, 11 - шестерни; 3 - зубчатая муфта; 5 - планетарный редуктор; 8 - фрикционное сцепление

    Для получения двух частот вращения применяют привод с двухступенчатым редуктором (рис. 221, в), первую ступень (540 об/мин) которого составляют вводимые в зацепление с помощью рычага 13 шестерни 10 и 9, а вторую (1000 об/мин) - шестерни 10 и 11. Переключение шестерён редуктора возможно только при неработающем двигателе. Таким ВОМ оборудуют Т-4 А, Т-150, Т-150К.

    Частично независимый ВОМ вращается при переключении передач и остановке трактора с работающим двигателем. Такой ВОМ на изучаемых тракторах не применяется.

    Синхронный ВОМ приводится во вращение от шестерни ведомого вала коробки передач или внутренних концов полуосей заднего моста трактора. Частота вращения ВОМ зависит от частоты вращения ведомого вала коробки передач или полуосей заднего моста. Таким ВОМ оборудовано самоходное шасси Т-16М (два дополнительных ВОМ).

    Комбинированный ВОМ состоит из независимого и синхронного ВОМ (рис. 221, г). Шестерням 2 вращение сообщается от наружного вала, жёстко соединённого с маховиком, а ведущему валу коробки передач - от ведомого диска главного сцепления через внутренний вал. Поэтому при необходимости можно включать независимый или синхронный ВОМ. Для включения независимого ВОМ рычаг 7 устанавливают в положение //, а для синхронного - в положение /. Тогда зубья шестерни 6, сидящей на шлицах приводного вала, войдут в зацепление с зубьями муфты переключения соответственно независимого или синхронного привода. Комбинированным является задний ВОМ тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82.

    Все ВОМ, кроме синхронного, вращаются по ходу часовой стрелки. Хвостовик ВОМ закрывается защитным колпаком, который снимают при присоединении шарнира карданного вала, приводящего в действие активные рабочие органы технологических машин.

    Цель занятия . Знакомство с видами рабочего и вспомогательного оборудования автомобилей и тракторов.

    Материалы и оборудование . Макеты рабочего оборудования. Плакаты.

    2. Механизм навески. Схемы настройки механизма навески.

    3. Силовое и позиционное регулирование.

    4. Валы отбора мощности.

    5. Рабочее оборудование автомобилей.

    6. Системы с пневматическим приводом.

    Порядок выполнения работы.

    1. Назначение и работа гидронавесной системы трактора.

    С целью полной реализации потенциальных возможностей и показателей мощности тракторы снабжены различным рабочим оборудованием. На современных тракторах используют гидронавесную систему, регулятор глубины обработки почвы, догружатель ведущих колес, вал отбора мощности, приводной шкив, прицепное устройство. К рабочему оборудованию автомобилей относят прицепное устройство, лебедку, приспособление для накачивания шин, различные приборы. Навесная система для присоединения сельскохозяйственных машин сзади состоит из гидроцилиндра 1 (рисунок 1), вала с рычагом, двух подвесных рычагов, соединенных раскосами с нижними продольными тягами, центральной тяги. Рычаг 2 вала 3 соединен со штоком гидроцилиндра 1. Передние концы продольных тяг 8 в точках А", В и центральной шарнирно присоединены к корпусу трансмиссии трактора, а их задние концы в точках А, Б, В к оси под- веса в точках А, Б рабочей машины или орудия (рисунок 1) и к стойке в точке В. Различают двух- и трехточечные навесные устройства. У двухточечного навесного устройства обе продольные тяги соединены в точке Г. Таким образом, продольные и центральная тяги имеют две точки крепления к корпусу трансмиссии трактора. У трехточечного (рисунок 10.1, а) навесного устройства продольные тяги крепятся раздельно в точках А и Б 81 и таким образом продольные и центральная тяги имеют три точки крепления к корпусу трансмиссии. На гусеничных тракторах предусматривается пере оборудование механизма навески из двухточечной в трехточечную и наобо- рот. Колесные тракторы оснащены трехточечным навесным устройством. Трёхточечную схему используют, например, при работе трактора с культиваторами, сеялками и другими широкозахватными машинами.



    Рисунок 1 – Устройство механизма навески

    Такая схема позволяет тракторному агрегату отклоняться от прямолинейного движения, поэтому ее используют при работе трактора с плугами, свеклоподъемниками и другими машинами, рабочие органы которых глубоко входят в почву. Возможны различные варианты размещения навесных машин в трак- торном агрегате (рисунок 2): задняя, передняя, фронтальная, боковая, эшелонированная, шеренговая, комбинированная. В комбинированных агрегатах, когда одновременно совмещаются несколько технологических операций (например, культивация, посев и подкормка минеральными удобрениями), применяют одновременно два варианта навески, например фронтальную и заднюю.

    Рисунок 2 - Схемы навески машин на трактор

    2 Гидравлическая навесная система

    Гидравлическая навесная система служит для соединения навесных машин и орудий с трактором, а также перевода их в рабочее и транспортное положение. Она состоит из навесного устройства и гидравлического привода (системы). Трактор, гидравлическая навесная система и машина образуют навес- ной агрегат. Навесные агрегаты обладают существенными преимуществами перед прицепными: хорошая маневренность, более высокая производительность, меньший расход топлива на единицу выполненной работы, относительно малая металлоемкость навесных машин. Кроме того, на некоторых видах работ не нужен вспомогательный обслуживающий персонал. В состав гидравлической навесной системы входят масляный насос, распределитель, гидроцилиндры, бак для масла, запорные и разрывные устройства и маслопроводы, механизм навески, а в тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 - дополнительно гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ) и регулятор глубины обработки почвы. На рисунке 10.3 изображена схема действия гидравлической навесной системы (ГСВ и регулятор глубины обработки почвы условно к гидросистеме не подключены). Масляный насос 1 (рисунок 10.3, а) из бака 2 нагнетает масло в распределитель 3. Золотник 4 распределителя с помощью рукоятки 5 можно устанавливать в четыре положения: подъем (П), нейтральное (Н), опускание (О) и плавающее (Пл). Когда золотник занимает положение П (показано на рисунок 10.3, б), масло из распределителя нагнетается по масло- проводу в полость Б гидроцилиндра 6 и перемещает в нем поршень в сторону полости А. При этом шток поршня через механизм навески 8 поднимает орудие 9. В то же время из полости А масло вытесняется поршнем и отводится через распределитель в бак. Условно путь масла в распределителе показан на рисунке 3.

    Рисунок 3 - Схема гидравлической навесной системы тракторов МТЗ-80

    Когда рукоятка поставлена в положение Н, золотник запирает отверстия, ведущие в маслопроводы основного гидроцилиндра, поэтому поршень в нем неподвижен и орудие остается в установленном положении, а масляный насос, работая вхолостую, перекачивает масло через распределитель в бак. При установке рукоятки в положение принудительного опускания насос подает масло в полость А гидроцилиндра, орудие опускается поршнем, а масло вытесняется им из полости Б в бак. Если рукоятку установить в плавающее положение, золотник расположится так, что масло будет перетекать через распределитель из одной полости гидроцилиндра в другую. Это позволит орудию подниматься и опускаться, копируя опорным колесом поверхность почвы. Насос будет работать вхолостую, как при нейтральном положении. Рассмотрим устройство и действие отдельных узлов гидравлической системы на примере гидросистемы трактора МТЗ-80 и его модификаций (рисунок 4). В гидравлическую систему входят шестеренный насос НШ-32-2 (НШ - насос шестеренный, цифры - теоретическая подача жидкости в см3 на один оборот вала привода насоса), основной Ц-100 и два выносных Ц-75 цилиндра (Ц - цилиндр, цифры - внутренний диаметр корпуса в миллиметрах), распределитель Р75-33-Р, силовой (позиционный) регулятор, гидравлический увеличитель сцепного веса (ГСВ), гидроаккумулятор, корпус гидроагрегатов с фильтром и шланги высокого давления с запорным устройством.

    Рисунок 4 - Схема гидросистемы трактора

    Насос 1 через всасывающий патрубок 2 забирает масло из бака и под давлением более 10 МПа подает по маслопроводу к распределителю 6 и силовому регулятору 13. Распределитель регулирует направление потока масла. Он направляет масло либо в бак по сливному маслопроводу, пропуская его через фильтр, либо по промежуточному маслопроводу в ГСВ. Далее по маслопроводу масло поступает в силовой регулятор и по рукаву высокого давления в гидроцилиндр или через боковые выводы непосредственно к гидроприводу сельскохозяйственных машин. Неподвижно закрепленные на тракторе устройства гидросистемы соединяют стальными бесшовными трубопроводами, рассчитанными на давление до 32 МПа, а к гидроцилиндрам жидкость подводится по гибким шлангам. Маслопроводы соединяют с помощью специальных муфт, снабженных самозапирающимися устройствами шарового типа. Регулятор глубины обработки почвы работает следующим образом. Верхняя центральная тяга навесного устройства соединена с корпусом заднего моста трактора не жестко, как обычно, а болтом через пластинчатую пружину. При заглублении машины, например плуга, сверх нормы увеличивается давление на пружину, в результате чего ее длина уменьшается, а по- водок через тягу и рычаг силового регулирования перемещает золотник силового регулятора вверх, в результате чего масло направляется в гидроцилиндр и плуг выглубляется. Как только глубина обработки почвы достигнет заданной величины, уменьшится воздействие на пружину, она удлинится, возвратит золотник регулятора в исходное положение и подача масла в цилиндр прекратится. Включение (и выключение) регулятора в систему осуществляется рычагом переключателя. Если навешенные на трактор машина или орудие удерживаются во время работы в заданном положении (позиции) относительно остова трактора независимо от тягового сопротивления, например при посеве на поле с ровным рельефом, то золотник регулятора соединяется через тягу с поворотным рычагом, посредством которого шток гидроцилиндра соединен с навесным устройством. При перемещении рычага сигнал через тягу передается на золотник силового регулятора, который для подъема или опускания рабочей машины направляет масло в гидроцилиндр. Догружатель ведущих колес бывает двух типов: механический, когда сцепной вес увеличивают за счет веса агрегатируемой машины, перенося переднюю точку присоединения центральной тяги (чем ниже точки присоединения тяги, тем больше сцепной вес), и гидравлический (ГСВ). Гидравлический догружатель или увеличитель сцепного веса расположен на стенке корпуса гидроагрегатов справа от распределителя. Работает он следующим образом. При недостаточном сцепном весе тракторного агрегата (ведущие колеса начинают пробуксовывать) с помощью ГСВ в гидроцилиндр под небольшим давлением (0,8...0,35 МПа) подается масло. При этом навесное устройство стремится поднять навешенную машину в транспортное положение, но давления, создающего подъемную силу 300...500 Н, для этого недостаточно. Тем не менее усилие передается через навесное устройство на корпус трактора, прижимая его задние колеса к почве и уменьшая их буксование.

    3 Валы отбора мощности, приводной шкив и прицепное устройство

    Вал отбора мощности (ВОМ) предназначен для привода рабочих органов, агрегатируемых с тракторами передвижных или стационарных машин. По месту расположения ВОМ может быть задний, боковой (рисунок 15) и передний. Наиболее распространены задние ВОМ - их имеют все тракторы, за исключением самоходного шасси Т-16М. Универсальные тракторы (МТЗ-80, Т-40М и др.), кроме заднего, оборудованы боковым ВОМ. Все агрегатируемые с самоходным шасси Т-16М машины размещают на специальной раме впереди двигателя, поэтому здесь применяют передний ВОМ.

    Рисунок 5 – Вал отбора мощности

    По характеру привода различают зависимый, независимый и синхронный ВОМ. Если ВОМ приводится во вращение от одного из валов трансмиссии, то его работа зависит от включения и выключения муфты сцепления 87 трактора: при выключении муфты сцепления вместе с остановкой трактора прекращается вращение ВОМ. Привод ВОМ такого типа называется зависимым. Независимый ВОМ получает вращение от специального вала, соединенного с двигателем через отдельную муфту сцепления или двухпоточную муфту, а иногда через планетарный механизм, что позволяет выключать ВОМ независимо от выключения главного сцепления трактора. Синхронный ВОМ приводится во вращение от вала, соединенного постоянной передачей с вторичным валом коробки передач. Поэтому частота его вращения изменяется с переменой передачи, но остается постоянной на 1 м пути (3,5 мин -1). Такой ВОМ необходим при посеве, работе с разбрасывателями удобрений и т. д. По скоростному режиму различают ВОМ с постоянной и переменной частотой вращения (синхронные). У ВОМ с постоянной частотой вращения она зависит не от включения передачи, а от частоты вращения коленчатого вала двигателя. У синхронных ВОМ частота вращения пропорциональна поступательной скорости трактора. Тракторы МТЗ-80, МТЗ-82, Т-150 и Т-150К оборудованы двухскоростным ВОМ с частотой вращения выходного вала 540 и 1000 мин-1 . Большинство тракторов оборудовано односкоростным ВОМ с частотой вращения 540 мин-1 , а тракторы К-700 и К-701 - с частотой вращения 1000 мин-1 . Приводной шкив предназначен для использования мощности двигателя трактора на стационарных работах. От шкива через ременную передачу приводятся в движение различные машины (например, зерноочистительные, кормоперерабатывающие и др.). У одних тракторов шкивы расположены сзади, у других - сбоку, но в любом случае шкив размещен в трансмиссии после сцепления. Шкив трактора МТЗ-80 приводится в действие от заднего ВОМ. При- водной шкив трактора ЛТЗ-55А может быть установлен как на корпусе при- ставного заднего ВОМ, так и на шлицевом хвостовике бокового ВОМ. Прицепное устройство служит для буксировки прицепных машин и тележек (прицепов). Оно состоит из скобы (поперечины), закрепленной в кронштейнах остова трактора, и серьги, присоединенной к скобе пальцами. Устройство размещают сзади трактора. Оно позволяет регулировать точку присоединения машин и тележек к трактору в горизонтальной плоскости, а у большинства тракторов и по высоте. У трактора МТЗ-80 и его модификаций поперечина 1 (рисунок 6), к которой двумя пальцами присоединена серьга 4, укреплена на концах ниж- них тяг навесного устройства. К серьге с помощью шкворня присоединяют прицепные машины, работающие в полевых условиях на скорости до 15 км/ч. Для изменения положения серьги в горизонтальной плоскости на поперечине справа и слева от продольной оси трактора выполнены отверстия.

    Обычно на тракторах, снабженных навесным устройством, прицепную скобу с серьгой укрепляют на концах продольных тяг навесного устройства, а высоту точки прицепа регулируют при помощи навесной системы. Кроме того, тракторы могут быть оборудованы гидрофицированными прицепными крюками для работы с самосвальными полуприцепами или при- цепными поездами.

    4 Рабочее оборудование автомобилей

    Буксирное устройство. На передних концах продольных балок рамы грузовых автомобилей устанавливают крюки для буксировки неисправного автомобиля. Для соединения автомобиля с прицепом в задней поперечине рамы, усиленной раскосами, располагают буксирное устройство, Лебедка, устанавливаемая на полноприводных грузовых автомобилях, предназначена для самовытаскивания и подтягивания автомобилей и прицепов на труднопроходимых участках. Кузовы автомобилей предназначены для размещения различных гру- зов, пассажиров или специального оборудования. По типу кузова грузовые автомобили бывают общего назначения (с кузовом в виде грузовой платформы) и специализированные (самосвалы, цистерны, фургоны и др.). Кузовы легковых автомобилей могут быть следующих типов: седан - четырехдверный кузов с двумя или тремя рядами сидений; лимузин - кузов 89 седана с перегородкой, отделяющей пассажиров от водителя; купе - двухрядный кузов с одним или двумя рядами сидений; фаэтон - кузов с мягким складным верхом и съемными боковинами; кабриолет - кузов с откидывающимися задней стенкой и частью крыши; универсал - кузов грузопассажирского автомобиля с двумя или четырьмя дверями и люком сзади; спорт - двухместный кузов с закрытым или открытым верхом. Автобусы имеют закрытый каркасный кузов вагонного типа. Седельно-сцепное устройство автомобилей-тягачей предназначено для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, передачи части массы полуприцепа на раму тягача и тягового усилия к полуприцепу. 11 Вспомогательное оборудование Вспомогательное оборудование включает в себя кабину, органы управления и контроля, устройства для создания микроклимата в кабине и снижения уровня вибрации, шума и др. Вспомогательное оборудование устанавливают на тракторе и автомобиле для предохранения основных узлов машины и двигателя от неблагоприятного воздействия внешней среды (солнце, дождь, грязь и т.д.), для обеспечения безопасных и комфортных условий работы водителя и соблюдения эстетических требований. Обшивка и капот предохраняют от загрязнения и повреждений детали машины. Способствуют экономичной работе двигателя (особенно в холодное время года), предохраняя его от переохлаждения. Кабина, где водитель проводит большую часть рабочего времени, должна обеспечивать условия работы в соответствии с санитарно- гигиеническими требованиями. Современные тракторы и автомобили оборудованы кабинами, защищающими водителя от атмосферных воздействий, вибраций, возникающих при работе машины, и т. д. Уровень шума в кабине не должен превышать 90 дБ. В кабине трактора МТЗ-80 при работе двигателя на максимальных оборотах уровень шума достигает 84,5 дБ. Сиденья водителя в автомобилях и на тракторах имеют мягкие подушки и спинки, причем сиденья и спинки в автомобилях подрессорены пружинами. У некоторых машин сиденья по высоте и длине регулируются в зависимости от массы и роста водителя. Воздух в кабине должен быть чистым, относительной влажности 30...70%. Для поддержания микроклимата устанавливают кондиционеры и другие устройства для подогрева воздуха и вентиляции. Кроме того, предусмотрены противосолнечный козырек, зеркало заднего вида, стеклоочистители, футляр для санитарной аптечки и др.

    Контрольные вопросы

    1. Назначение гидроуселителя сцепного веса

    2. Режимы работы валов отбора мощности

    3. Принцип работы переднего вала отбора мощности

    4. Лебедка, назначение, устройство.

    5. Сцепное устройство тягачей.

    Вспомогательное оборудование включает в себя кабину, орга­ны управления и контроля, устройства для создания микроклима­та в кабине и снижения уровня вибрации, шума и др.

    С целью улучшения условий труда водителя прежде всего уменьшают усилия на органах управления за счет применения гидро- и пневмоприводов, пружинных сервомеханизмов. Уси­лие на органы управления трактором должно быть не более 30...50Н.

    Чтобы обеспечить необходимые комфортные условия води­телям, тракторы и автомобили оборудуют герметизированными кабинами. К кабинам современных тракторов и автомобилей предъявляют ряд эргономических требований. Все органы уп­равления трактора и автомобиля должны быть размещены в ка­бине в так называемых зонах эргономической доступности, т. е. должны быть доступны водителю при затрате им минимальной энергии.

    Важной характеристикой кабины является обзорность, поэтому в кабине предусмотрены передние, задние и боковые панорамные стекла с резиновыми уплотнителями. Боковые стекла делают от­крывающимися, для чего двери кабины оборудуют стеклоподъем­никами. Для улучшения обзорности передние и задние стекла так­же могут открываться.

    Для обеспечения безопасности водителя при столкновении, опрокидывании и в дорожно-транспортных происшествиях каби­на должна быть достаточно прочной. Поэтому ее делают цельно­металлической, сваривая из холоднокатаного профиля.

    На работоспособность водителя значительно влияют шум и вибрация в кабине. Для их снижения применяют шумопоглощаю-щие прокладки между наружными и внутренними стенками каби­ны, коврики на полу. Сами кабины крепят к остову на резиноме-таллических, пружинных или гидравлических амортизаторах. Кресло водителя оснащено антивибрационным устройством и мо­жет быть отрегулировано по массе водителя, высоте сиденья и приближенности к органам управления (вперед-назад)

    Кабины многих современных грузовых автомобилей располага­ют над двигателями. Для удобства доступа к двигателю при его техническом обслуживании их делают откидывающимися и снаб­жают надежными запорными устройствами, предотвращающими самопроизвольное опрокидывание кабины.

    Чтобы защитить водителя от воздействия окружающей среды, кабины выполняют с уплотненными дверями и окнами, обеспечи­вающими незначительное избыточное давление воздуха. Возмож­но применение системы кондиционирования воздуха. Избыточ­ное давление поддерживается вентилятором, который часто ком­понуют совместно с системой отопления.

    Для безопасности работы водителя устанавливают ремни безо­пасности, а для работы в сложных погодных условиях - стекло­очистители, устройства против обледенения и отпотевания.



    Микроклимат в кабине должен соответствовать следующим требованиям: температура воздуха должна быть не ниже 14 и не выше 28 °С, а в теплый период года не более чем на 2...3 "С выше температуры окружающего воздуха; скорость перемещения возду­ха при вентиляции - не более 1,5 м/с; содержание пыли в возду­хе - не более 2 мг/м 3 , оксида углерода - не более 20 мг/м 3 .

    Система вентиляции может быть естественной (через окна ка­бины) и принудительной (подача воздуха вентилятором). На боль­шинстве тракторов и автомобилей используют обе системы венти­ляции. На автомобилях принудительная вентиляция объединена с системой отопления кабины в холодное время. Для принудитель­ной приточной вентиляции кабин тракторов используют вентиля-тор-пылеотделитель, устанавливая его на крыше кабины. Этот вентилятор состоит из корпуса, колпака, патрубка, щитка и элект­родвигателя с крыльчаткой.

    Для обеспечения нормального температурного режима в летнее время кабины некоторых тракторов оборудуют принудительной вентиляцией с воздухоохладителем, как правило, водоиспаритель-ного типа. Такая вентиляционная установка подает в кабину очи­щенный от пыли, увлажненный и охлажденный воздух. В холод­ное время года кабины тракторов обдуваются воздухом, нагретым в сердцевине радиатора системы охлаждения дизеля. Воздух по­ступает в сердцевину радиатора через заборник по металлическо­му рукаву. В кабину теплый воздух направляется сначала по пат­рубкам со щелями на обдув лобовых стекол, а затем непосред­ственно в кабин

    Контрольные вопросы

    1. Какое оборудование трактора называют рабочим?

    2. Из каких агрегатов состоит навесная гидравлическая система?

    3. Чем отличается двухточечная схема механизма навески от трехточечной?

    4. Для чего служит тормозной механизм?

    5. Расскажите устройство и работу стояночного тормоза автомобиля.

    6. Объясните по схеме (см. рис. 1.6.4) работу пневматического привода тормозов автомобиля.

    7. Перечислите вспомогательное оборудование трактора и автомобиля.

    Раличное рабочее оборудование трактора


    Как известно, современный трактор - это универсальная мобильная (подвижная) машина, которая может обеспечить выполнение самых разнообразных работ. Например, тракторы МТЗ-80, МТЗ-82 могут агрегатироваться с 273 различными машинами - орудиями. Помимо работ с сельскохозяйственными машинами, тракторы можно использовать и на других работах: собирание камней с поверхности поля и погрузка их в прицепы; загрузка самолетов и вертолетов удобрениями, гербицидами и т. п.; разрезка слежавшихся скирд соломы и сена и др. А в аварийный случаях тракторы могут выполнять роль подвижной электростанции небольшой мощности, ваку-ум-насоса, необходимого для дойки коров, пожарного насоса и т. д.

    Тракторист, сидящий в кабине современного трактора, может не только управлять его движением по нужной траектории, но и воздействовать на рабочие органы машины (орудия), присоединенной к трактору, переводить ее в рабочее или транспортное положение, включать в работу и останавливать.

    Для выполнения этих действий на трактор устанавливают рабочее оборудование: гидронавесную систему (рис. 114, а), позволяющую навешивать на трактор сзади машину или орудие 7 при помощи механизма навески 6, а спереди - навески. В некоторых случаях можно одновременно навешивать машины как сзади, так и спереди. Гидросистема дает возможность управлять рабочими органами навешенных или прицепленных к трактору машин. Прицепные приспособления (см. рис. 114, г) служат для соединения трактора с прицепом или прицепными машинами. Приводные шкивы 8, размещаемые сбоку трактора или сзади (см. рис. 114, б, в), предназначены для передачи крутящего момента двигателя трактора на стационарную машину.

    Рис. 114. Рабочее оборудование трактора:
    а - гидронавесная система; б - приводные шкивы; в-валы отбора мощности; г-прицепные устройства; 1, 6 - механизмы навески; 2, 5-силовые цилиндры; 3 - насос; 4 - распределитель; 7 - навешенное орудие; 8 - боковой шкив; 9 - задний шкив; 10- боковой ВОМ; 11-задний BOM .

    Кроме устройств, приведенных на рисунке 114, на тракторе можно устанавливать догружатели ведущих колес, уменьшающие их буксование, гидравлическую систему отбора мощности и др.

    В качестве рабочей жидкости в гидросистеме трактора используют минеральные масла (моторные МГ-8 или МГ-10), трансмиссионные (АКп-10) или индустриальные 20 (веретенное 3). Тип масла, применяемого для данного трактора, обычно указывается в заводской инструкции.

    Устройство отдельных частей гидросистемы. Бак снабжен заливным отверстием, закрываемым крышкой с сапуном (рис. 115), уровнемерной линейкой, спускной пробкой и фильтром для систематической очистки рабочей жидкости от примесей.

    Рис. 115. Масляный бак:
    1 - фильтр; 2-индикатор; 3- сапун; 4 - уровнемерная линейка; 5 - фильтрующий элемент; 6 - перепускной клапан; 7 - спускная пробка; 8 - дроссель; I - фильтр чистый; II - фильтр загрязненный.

    Фильтрующие элементы фильтра состоят из отдельных секций, изготовленных из мелкой сетки, через которые во время работы гидросистемы пропускается рабочая жидкость (положение /).

    В случае засорения фильтрующих элементов проход жидкости будет затруднен и давление перед фильтром возрастает. Чтобы предупредить аварию (разрыв трубок, сеток и т.д.), в гидросистеме предусмотрен перепускной клапан 6, который при повышении давления рабочей жидкости до 0,2…0,35 МПа (у разных тракторов разное давление) откроет отверстие и пропустит жидкость в бак, минуя фильтрующий элемент (положение //).

    Для контроля степени загрязненности фильтра на некоторых тракторах в сливной магистрали между распределителем и баком помещают индикатор состояния фильтра.

    При входе масла из магистрали в индикатор установлен дроссель, защищающий индикатор от резких всплесков масла, загрязняющих верхнюю часть внутренней полости прозрачного колпака маслом.

    Маслопроводы и арматура. Для соединения неподвижно закрепленных на тракторе устройств гидросистемы применяют стальные бесшовные трубки, рассчитанные на давление до 32 МПа, которые при помощи накидных гаек присоединяют к штуцерам соответствующих частей гидросистемы: к силовым цилиндрам, основному и выносным, жидкость подводится по гибким шлангам, представляющим собой резиновые трубки, покрытые двумя хлопчатобумажными оплетками и одной или двумя стальными оплетками (в зависимости от давления, на которое они рассчитаны), снаружи имеющей слой прорезиненной ткани. При изготовлении шлангов используют маслостойкую резину. По концам шланга укреплены неразборные наконечники.

    Маслопроводы соединяют между собой при помощи муфт, снабженных самозапирающимися шариковыми клапанами (рис. 116, а).

    При соединении обоих корпусов муфт гайкой шарики, упираясь один в другой, отходят от гнезд и открывают проход для жидкости (положение /).

    После разъединения муфты шарики прижимаются пружинами к своим гнездам и не позволяют жидкости, находящейся в шлангах, вытекать наружу (положение //).

    Рис. 116. Соединительные муфты: а - с накидной гайкой; б-разрывная; 1 - шариковый клапан; 2-гайка; 3,4 - половинки муфты; 5 - шарик; 6 - пружина; / - соединенное положение; II - разъединенное положение.

    Маслопроводы, идущие к силовым цилиндрам, установленным на присоединенных к трактору машинах и орудиях, соединяются разрывными муфтами с шариковыми замками (см. рис. 116, б).

    При случайном отцеплении машины и увеличении при этом растягивающего усилия свыше 150 Н пружина (положение I) сжимается, шарики запорного устройства выходят из обоймы и освобождают обе половинки муфты, которые разъединяются, а шариковые клапаны закрывают выходные отверстия шлангов (положение II), в результате чего утечка жидкости будет исключена.

    Насос. В гидросистемах тракторов устанавливают насосы, предназначенные для подачи рабочей жидкости в силовые цилиндры под высоким давлением (до 12,5 МПа) и в таком количестве, чтобы обеспечить перевод навешенной машины или орудия из рабочего положения в транспортное в течение 2…3 с.

    Рассмотрим устройство насосов на примере НШ-32У и НШ-32-2 (Н-насос, Ш-шестеренный, 32-теоретическая подача рабочей жидкости (в кубических сантиметрах) за один оборот вала, У-унифицированный).

    Насос НШ-32У состоит из корпуса (рис. 117, а), внутри которого установлены две входящие между собой в зацепление шестерни - ведущая и ведомая. Цапфы шестерен сделаны за одно целое с ними и установлены в массивные опорные втулки. Корпус насоса закрывается крышкой. Между корпусом и крышкой имеется уп-аотнительная резиновая пластина (манжета). Для предупреждения перетекания рабочей жидкости из полости высокого давления в заборную в корпусе помещены металлический вкладыш и резиновое уплотнение.

    Рис. 117. Масляные насосы:
    а - НШ-32У; б - НШ-32-2; 1 - крышка; 2 - корпус; 3 - ведущая шестерня; 4- ведомая шестерня; 5 - опорные втулки; 6 - манжета; 7 - вкладыши; Я - уплотнение; 9 - схема действия; 10- пластик; 11 - поджимная обойма; 12- центрирующая втулка; 13 - подшипниковая обойма; / - полость всасы вания; 11 - полость нагнетания.

    Действует насос следующим образом. При работе двигателя вращение от коленчатого вала или от механизмов трансмиссии (в зависимости от конструкции трактора) через шестеренную передачу передается шестерням насоса, которые при этом начинают вращаться в противоположные стороны.

    Впадины зубьев вращающихся шестерен захватывают рабочую жидкость, затем отбрасывают ее к стенкам корпуса и без сжатия переносят из полости всасывания / в полость нагнетания II. В тот момент, когда в полости нагнетания зубья входят между собой в зацепление, образуя плотный контакт, переход жидкости назад в полость невозможен.

    При дальнейшем вращении шестерен зубья выходят из зацепления, образуя разрежение в полости. За счет этого разрежения в полость всасывания поступает из бака жидкость, которая заполняет освободившиеся впадины шестерен. В дальнейшем этот процесс повторяется.

    Для того чтобы не происходили утечки жидкости по торцам шестерен, к ним постоянно под давлением рабочей жидкости прижимаются втулки.

    Насос НШ-32-2 состоит из корпуса (см. рис. 117, б) с крышкой, ведущей и ведомой шестернями, подшипниковой и поджимной обоймами центрирующей втулки, препятствующей поворачиванию обойм после их установки в корпус, уплотнительных пластиков и крепежных деталей.

    Шестерни, выполненные как одно целое с цапфами, помещены в подшипниковую обойму. Сверху на них устанавливается поджимная обойма, на которую нажимает манжета радиального уплотнения.

    По бокам шестерен в поджимной обойме установлены бронзовые пластики с резиновыми манжетами. Пластики, прижимаясь к боковым поверхностям шестерен, препятствуют перетеканию рабочей жидкости из нагнетательной полости в приемную.

    Внутренние поверхности обойм очень тщательно обработаны и плотно прилегают к наружным поверхностям зубьев шестерен.

    Сила давления рабочей жидкости в полости нагнетания через резиновую манжету 6 обеспечивает постоянное плотное прилегание внутренних поверхностей обойм к вершинам зубьев, сохраняя при этом необходимый зазор.

    Действие этого насоса аналогично действию насоса НШ-32У.

    Насосы типа НШ потребляют большую мощность. Так, например, для создания давления 10 МПа насосу НШ-32У требуется мощность до 12,1 кВт.

    Привод насосов у разных тракторов осуществляется по-разному, у одних насос получает вращение от механизмов трансмиссии, у других, реже, от шестерен распределения двигателя. Включают и выключают насосы специальными муфтами или перемещением шестерни, сидящей на шлицах вала насоса.

    Рис. 118. Распределитель: а устройство; б - схемы действия; 1 - удерживающее устройство; 2 - золотник; 3 - предохранительный клапан; 4 - рукоятка; 5 - рычаг; 6 - корпус; 7 - пластинка, укрепленная на тракторе; I- подъем; II- нейтральное положение; III - опускание; IV - плавающее положение.

    Распределитель (рис. 118, а) служит для управления действием силовых цилиндров, установленных на тракторе и на машинах - орудиях, буксируемых им.

    Устройство. Распределитель состоит из корпуса 6, закрытого по торцам крышками. Внутри корпуса находятся золотники, число которых может быть от одного до трех. Золотники представляют собой цилиндрические валики с выточками для прохода рабочей жидкости. Валики очень тщательно обработаны и подогнаны по цилиндрическим отверстиям в корпусе и служат для направления в нужную сторону потока рабочей жидкости, подаваемой насосом.

    В нижней части каждого золотника (на рисунке слева) имеется устройство, удерживающее его в необходимых положениях и возвращающее в нейтральное положение по окончании подъема или опускания навешенной на трактор машины (орудия).

    В верхней крышке распределителя (на рисунке справа) установлены рычаги, соединенные с золотниками. На этих рычагах укреплены рукоятки управления. Сбоку корпуса размещен предохранительный клапан 3.

    Действие. Если поставить рукоятку распределителя в положение «Подъем» (как это показано на пластинке, укрепленной на тракторе), то рабочая жидкость, поданная насосом, направится в полость над поршнем (см. рис. 118) силового цилиндра и поршень вместе со штоком будет перемещаться вправо и поднимать машину*. После того как поршень дойдет до конца цилиндра и упрется в нижнюю крышку, давление жидкости начнет повышаться. Как. только давление достигнет 12,5…13,5 МПа, устройство 1 (см. рис. 118, а) автоматически передвинет золотник вправо и поставит рукоятку в положение «Нейтральное» (см. рис. 118, б). При этом жидкость, подаваемая насосом, начнет перекачиваться под небольшим давлением из бака и обратно в тот же бак. Полости же силового цилиндра будут заперты, а поршень вместе со штоком будет неподвижен.

    Если по каким-либо причинам удерживающее устройство не передвинет золотник в положение «Нейтральное», давление рабочей жидкости в распределителе будет повышаться. Как только давление жидкости достигнет 14,5… 16,0 МПа, вступит в действие предохранительный клапан, который откроет проход жидкости на слив в бак и тем самым прекратит дальнейшее повышение давления.

    Обнаружив такое явление, тракторист должен немедленно вручную поставить рукоятку в положение «Нейтральное».

    При установке рукоятки в положение «Опускание» поршень силового цилиндра будет выталкиваться из цилиндра, и по окончании хода рукоятка также автоматически установится в положение «Нейтральное»*.

    Если же рычаг поставить в положение «Плавающее», золотник направит жидкость, подаваемую насосом, обратно в бак и одновременно с этим соединит между собой обе полости силового цилиндра. Это даст возможность поршню свободно перемещаться в цилиндре - «плавать».

    Силовой цилиндр представляет собой гидравлический двигатель, преобразующий энергию потока рабочей жидкости, создаваемого насосом, в механическую энергию поршня.

    Силовые цилиндры предназначены для подъема, опускания или удержания в определенном положении присоединенных к трактору сельскохозяйственных машин и орудий или их рабочих органов. Цилиндры, устанавливаемые в задней части трактора, называются основными, а помещаемые на навесных устройствах сцепок или на гидрофицированных машинах или орудиях - выносными. По своей конструкции основные и выносные цилиндры различаются только оформлением присоединительных мест и размерами.

    Устройство. Силовой цилиндр представляет собой стальной корпус (рис. 119, а), внутри которого установлен поршень со штоком. По концам цилиндр закрыт крышками, соединенными между собой шпильками.

    Рис. 119. Силовой цилиндр:
    а - устройство; б- подъем; в - заперто; г - опускание; д-механизм фиксации; 1, 7-вилки; 2 - шт^к; 3 - поршень; 4 - корпус; 5 - трубка; 6, 10 - клапаны; 8 - упор; 9 - шпильки; 11, 15 - рычаги; 12 - захват; 13 - зуб; 14 - тяга; 16-кронштейн; А, Б - полости; В, Г - штуцера.

    В передней крышке расположен клапан гидромеханического регулирования хода штока. На штоке находится упор, положение которого можно изменять, перемещая его вдоль штока.

    Силовой цилиндр при помощи вилки задней крышки соединяется пальцем с неподвижным кронштейном навесного устройства, а вилкой штока - с подъемным рычагом навесного устройства.

    Действие. При переводе рычага распределителя из положения «Нейтральное» в положение «Подъем» рабочая жидкость, подаваемая насосом под большим давлением, начинает поступать в полость Б через штуцер В, в котором установлен замедлительный клапан с небольшим отверстием в центре и с вырезами по краям. Клапан при этом сдвигается по ходу жидкости, упирается в запрессованные штифты и пропускает жидкость в цилиндр как через центральное отверстие, так и между стенками штуцера и вырезами в клапане, т. е. без сопротивления.

    Поршень под действием давления жидкости перемещается влево и поворачивает рычаг подъема механизма навески, в результате чего навешенная машина или орудие поднимается. В это время жидкость из полости А поршнем выталкивается по трубе 5, штуцер Г и шлангу обратно к распределителю, который и направляет ее на слив в бак.

    Такое движение поршня будет происходить до тех пор, пока упор не нажмет на клапан гидромеханического регулирования, который при этом переместится внутрь крышки и закроет выход жидкости. В момент закрытия клапана его движение ускоряется вытекающей жидкостью, он опережает ход штока и поэтому между его хвостовиком и упором образуется зазор 5… 10 мм.

    После закрытия клапана под действием возросшего в цилиндре давления жидкости золотник распределителя встанет в положение «Нейтральное» и закроет входное и выходное отверстия силового цилиндра. Силовой цилиндр при этом окажется запертым, поршень не будет иметь возможности перемещаться, и навешенная машина окажется жестко соединенной с трактором.

    Если потребуется опустить поднятую машину в рабочее положение, рычаг распределителя следует поставить в положение «Плавающее» (см. рис. 118,6, положение IV), при этом машина, опускаясь под действием своей массы, будет перемещать поршень рабочего цилиндра и выталкивать из полости Б (см. рис. 119, г) рабочую жидкость, которая при движении по штуцеру В прижмет замедлительный клапан 10 к бурту штуцера. Для выхода жидкости останется только дроссельное (расположенное в центре) отверстие клапана, проходя через которое она встречает увеличенное сопротивление, что значительно замедлит скорость опускания машины. Если такого клапана нет, то при постановке рычага распределителя в положение «Плавающее» навешенная машина будет опускаться быстро, с ударом.

    В тех случаях, когда навешенную машину нужно опускать принудительно (например, при работе с ямокопателем), рычаг распределителя следует поставить в положение «Опускание». Тогда рабочая жидкость под большим давлением будет поступать через штуцер Г в полость А цилиндра и выталкивать поршень со штоком вправо.

    Описанный силовой цилиндр совершает работу как при ходе поршня вправо, так и влево и поэтому называется цилиндром двухстороннего действия в отличие от цилиндров одностороннего действия, в которых жидкость подается только в одну полость - под поршень, а противоположная полость сообщается с атмосферой через сапун.

    Наибольшее усилие на штоке силовых цилиндров находится в пределах от 2000 до 110 000 Н, в зависимости от диаметра цилиндра и давления подаваемой рабочей жидкости.

    Механизм фиксации навесного устройства предназначен для удержания навешенной на трактор машины (орудия) в крайнем верхнем положении во время длительных транспортных переездов. Такой механизм устанавливают на некоторых универсально-пропашных тракторах.

    Устройство. Механизм состоит из захвата, соединенного с тягами, шарнирно укрепленными на кронштейне, и рукоятки управления, которая соединена тягой с системой рычагов.

    Вам также будет интересно:

    Увольнение по сокращению штатов работник находится на больничном Можно ли сократить человека на больничном
    Только в этом случае возможно выплата пособия. Образец заявления на оплату Несмотря на то,...
    Анкета на прием на работу: образец, пример
    Анкета относится к первому этапу знакомства руководителя учреждения с потенциальным...
    Профессия - спасатель мчс
    Конкурс литературного творчества детей «Дети о спасателях» от МЧС РФ Номинация:...
    Презентация на тему плавление и кристаллизация
    Цели урока 1.Образовательная:создать условия для понимания удельной теплоты плавления как...
    Презентация на тему комплексные числа
    1.История развития числа. Докладчик: А вы знаете, что нас с вами в древние времена скорей...