Основной бизнес

Готовые шаблоны для презентаций

Отношение вектора к его модулю

Конспект образовательной деятельности "Все работы хороши" Конспект все работы хороши в подготовительной группе

Тема урока: Описание сирени на основе музыкальных впечатлений Прочитайте что вы представили увидели услышали

Основные рыночные структуры

Попечительский совет - что это такое?

Магазины "Светофор": отзывы покупателей и сотрудников, описание и ассортимент

Инструкция по складированию и хранению оборудования и запасных частей на складах и базах предприятий и организаций министерства газовой промышленности

Презентация "профессия портной"

Калифорнийские перепела: описание породы Температура и освещение

Ближайший рубль бум. «Рубль Бум. Отзывы и жалобы

Должностная инструкция диспетчеру автомобильного транспорта Что должен знать диспетчер автомобильного транспорта

Средние зарплаты кочегаров Должностная инструкция машинист кочегар котельной водогрейных котлов

Должностная инструкция врача-лаборанта клинико-диагностической лаборатории - инструкция

Коэффициент финансового риска Что показывает коэффициент финансового риска

Презентация на тему: "Психология малой группы". Определение малой группы

«Психология группы» - Религиозная психология. Психология группы. Характеристики психологии группы. Структура малой группы. Профессиональная педагогика и психология. Группа социально-психологических явлений. Понятие группы. Малая группа. Национальная психология. Психологическая структура общества. Психологические явления.

«Социальные общности» - Конвенциальная (обусловленная) толпа. Социальные общности и группы. Социальные круги. Категории. Формы мнимых общностей. Виды социальных групп. Аудитория. Вторичные группы. Классификация социальных групп. Групповые общности. Социальные группы. Номинальные группы. Налоги и налогообложение. Первичные группы.

«Студенческая группа» - Проблема лидерства и руководства в управлении студенческой группой. Развитие субъектности студенческих групп. Тип развития групповых субъектов. Лидерские умения, которые необходимо развивать. Объект-объектное взаимодействие. Внутригрупповая субъектность. Тенденции в самоопределении преподавателей. Предложения по объединению усилий.

«Малая социальная группа» - Позиции ведущего. Комментатор. Упражнения для диагностики. Позиции участников. Сколько же человек составляют малую группу. Группа. Малая группа - как социально – психологическое явление. Малая группа состоит: из ограниченного, небольшого числа людей. Что нужно уметь видеть в детском коллективе. Малая группа.

«Большая группа» - Признаки массового сознания. Циркулярная реакция. Процесс внушения. Уровень идентификации. Власть. Агрессивные слухи возникают в ситуациях пиковых противоречий. Внушение. Социальная напряженность. Механизмы управления. Техники «зеркалирования» и «синхронии». Конечные цели. Наличие особой «реакции заражения».

«Элиты» - Средний класс. «Нормальная» мобильность. Правящая элита. Элиты и модернизация. Дуальность целей элит. Элиты функциональные и нормативные. Картина семизвенной социальной структуры. Средний класс в мире. Публикации. Случай слабого среднего класса. Смещения элит. Социальная мобильность. Элиты 28. Специфика положения отрядов СК.

Всего в теме 8 презентаций

Лекция 8 Общие проблемы малой группы в социальной психологии. ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ РАЗВИТИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ

План: Этапы развития исследований. Определение и границы малых групп. Групповые структуры. Классификация малых групп. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Образование малой группы. Лидерство и руководство в малых группах. Эффективность групповой деятельности. Малая группа Новые подходы к развитию группы Психологическая теория коллектива Стадии и уровни развития в психологической теории коллектива Методологическое значение социально-психологической теории коллектива

Первый этап - 1920-е годы 20-го века. Выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого

Второй этап переход к изучению интерактных групп фацилитация имеет место в том случае, когда хорошо обученные люди выполняют легкую работу, а ингибиция - в том случае, когда плохо обученные люди выполняют трудную работу.

Третий этап Выделяются различные характеристики группы: структура композиция, типы групповых процессов, складывают подходы к описанию общей деятельности группы.

Малая группа - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Групповые структуры. Композиция группы — возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы.

модели структуры малой группы: межличностных отношений между членами малой группы, структура власти, структура коммуникаций

Классификация малых групп. 1) «первичные» и «вторичные» ; 2) «формальные» и «неформальные» ; 3) «группы членства» и «референтные группы» .

Основные направления исследования малых групп: социометрическое, социологическое; школа «групповой динамики»

характеристика динамических процессов в малой группе. «групповая динамика» форма решения психологических проблем обозначение определенных методик совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т. е. ее развитие.

различия лидера и руководителя 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды, руководство - элемент макросреды, т. е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство - явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

характеристики эффективности деятельности группы: зависимость эффективности от сплоченности группы, от стиля руководства, влияние на эффективность способа принятия групповых решений

Малая группа - немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникно вению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов

три рода целей в малой группе ближние перспективы, цели, которые быстро во времени ре ализуются и выражают потребности этой группы; вторичные цели - более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы пред приятия или школы и целом); дальние перспективы объединяют первичную группу с пробле мами функционирования социального целого. Общественно пен ное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т. е. то, как она воспринимается членами группы.

Группе присущи следующие общие закономерности: 1) группа неизбежно будет структурироваться; 2) группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят); 3) флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

Психологическая теория коллектива (А. В. Петровский) группа как состоит из трех страт (слоев) первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности

А. В. Петровский выделяет в типологии групп два вектора: 1) наличие или отсутствие опосредования межличностных отношений содержанием групповой деятельности (X) 2) общественная значимость групповой деятельности (Y)

Обществознание, профильный уровень

Урок 88-89

МАЛЫЕ ГРУППЫ

Д.З: § 34, ?? (с.359),

задания (с.359-360)

© ред. А.И. Колмаков


  • объяснить понятия и термины: «малая группа», «референтная группа», «межличностные отношения», групповая интеграция», «социометрия», «деиндивидуализация»;
  • систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать: отличительные черты малой группы, описывать и анализировать виды малых групп, выявить особенности межличностных в малых группах отношений
  • Уметь: осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, применять знания в процессе решения познавательных и проблемных заданий

  • малая группа;
  • условная группа;
  • референтная группа;
  • групповые нормы;
  • социометрия;
  • деиндивидуализация;
  • групповая интеграция;
  • дружеские отношения.

  • Группы условные.
  • Референтная группа.
  • Межличностные отношения в группах.
  • Интеграция в группах

разного уровня развития.

Вспомните. Какими бывают группы, в которые объединяются люди и обществе? Какую роль играют социальные группы в развитии личности? Что такое групповые нормы?



Изучая структуру малой группы, исследователи выделяют функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм , выполняющих функции социального контроля ( набор предписаний, требований, пожеланий общественно одобряемого поведения ).






Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу.

У групповой интеграции есть оборотная сторона - процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я».


Проверь себя

  • Назовите отличительные черты малой группы. Что считают главной её характеристикой?
  • Укажите три признака малой группы как системы.
  • Дайте определение условных, реальных и лабораторных групп.
  • Какими бывают малые естественные группы?
  • Как называются группы, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение? Охарактеризуйте их.
  • Опишите виды отношений в малой группе.
  • Что представляет собой социометрический метод исследования малой группы?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

А.1. К условной группе не относится

а) жители субъекта РФ;

б) люди с высшим образованием;

в) семья;

г) индивиды

А.2. Немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении

а) малая группа;

б) большая группа;

в) референтная группа


А.3. Верны ли следующие суждения о малых группах

А. Первичная группа отождествляется с малой

Б. Малая группа является социальной, открытой и динамичной системой

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны

А.4. Что характеризует референтную группу?

а) нормативная и сравнительная функции;

б) не значима для человека;

в) группа, где человек не имеет эталона поведения


А.5. Группа людей с высшим образованием из одного субъекта РФ, но не знающие друг друга и не имеющие взаимоотношений

а) условная;

б) реальная;

в) естественная;

г) лабораторная

А.6. Иванов вступил в группу людей, рассматривает её только место пребывания, и считает, что она не повлияет на систему ценностей. В какую группу вступил Иванов?

а) группа членства;

б) условная группа;

в) реальная группа;

г) большая группа


А.7. Верны ли следующие суждения?

А. Наличие так называемого «мы чувства» многие соц. Психологи считают главной характеристикой группы.

Б. Ответственность в группе «рассеивается »на всех членов группы и легче совершить то, что ты бы не сделал в одиночку.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны

А.8. Верны ли следующие суждения?

А. К естественным первичным группам относится семья

Б. Во вторичных группах существует непосредственный контакт между ее членами

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны


А.9. Из приведенных ниже характеристик выберите ту, которая принадлежит малой группе

а) многочисленный состав группы;

б) психологическая и поведенческая общность её членов;

в) объединение людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом;

г) создаются для выполнения экспериментальных заданий

А.10. Верны ли следующие суждения?

А. Социометрия - измеряет только наиболее значимые для группы ситуации общения

Б. Социометрия – измеряет все виды межличностных отношений в группе

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны


В.1. Все термины, кроме одного, относятся к признакам понятия «формальная группа»:

организованная, официальная, спонтанная, систематичная.

В.2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «группы»:

большие, малые, референтные, реальные, экологические.

В.3. Ниже приведены ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «группы»:

референтные, иллюзорные, условные, лабораторные, формальные


В.4. Установите соответствие

А. Гринпис

Б. Поэтический кружок.

В. Школьный класс.

Г. Международное объединение защиты животных

1) малая группа;

2) большая группа

В.5. Установите соответствие

А. Семья

Б. Люди с высшим образованием

В. Класс

Г. Бригада рабочих.

1) условные группы;

2) реальные группы


Задания С.

С.1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие референтные группы. Составьте два предложения , содержащие информацию о референтной группе.

С.2. Вам поручено подготовить развёрнутый план по теме «Малые группы». Составьте план , в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


С.3. Вам предложено высказывание. Напишите эссе.

«Всё в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присущи всем другим членам данной группы». Л.С. Выготский.


Источники

  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.
  • Лосевский Алексей Михайлович, учитель МБОУ ПСОШ №1 им. Г.В. Алисова;
  • Максимова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ с. Опеченский Посад

МАЛЫЕ ГРУППЫПлан:
1. Что такое малая группа?
2. Какими бывают малые группы?
3.
КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ МАЛЫЕ ГРУППЫ В
СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ?

Понятие малой группы

Малая группа – ……?

Понятие малой группы

Малая группа –
немногочисленная по составу совокупность людей, члены
которой объединены общей деятельностью (целями и
задачами) и находятся в непосредственном личном
общении.

Малая группа представляет собой небольшое объединение людей от 2-3 до 20-30
человек, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых
взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную
ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни.
Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре
отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу,
особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых
участниками, по межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности.
Примерами малых групп, наиболее
значимых для человека, являются семья,
школьный класс, трудовой коллектив,
объединения близких людей, приятелей.

МАЛЫЕ ГРУППЫ

Существует ли, на ваш взгляд, единое
мнение социологов по определению
нижней и верхней границы численности
малой группы?

МАЛЫЕ ГРУППЫ

Могут группы численностью более 30-40
человек определяться как малые?
ПОЧЕМУ? (сл.4)
Приведите примеры очевидных малых групп
в соответствии с определением понятия
«малая группа»

Характеристики малой группы

Существуют определенные характеристики
малых групп?
(сл.слайд)

Характеристики малой группы

Психологическая
общность
Основана на том, что люди
осознают свою
принадлежность к
определенной группе –
группе, имеющей свои особые
интересы, нормы, ценности,
цели.
Основой для возникновения
эмоциональных отношений в
группе - ???
Поведенческая
общность
Групповые нормы –
определенные правила,
которые выработаны или
приняты группой и которым
должно подчиняться
поведение её членов.

КАКИМИ БЫВАЮТ ГРУППЫ?

Виды групп

Условные (номинальные) –
группы, в которые объединяют людей,
не имеющих непосредственных
взаимоотношений и контактов друг с
другом.
ПРИМЕРЫ-?
Реальные –
действительно существующие
объединения людей, связанных между
собой определенными отношениями и
осознающих свою принадлежность к
нему.
ПРИМЕРЫ-?
Лабораторные
Создаются специально
социальными психологами
для экспериментальных
заданий.
ПРИМЕРЫ-?
Естественные:
Возникают в ходе развития общества.
Большие Этнические,
Профессиональные,
Половозрастные.
Малые Классы,
Спорт. команды,
дворовые
компании друзей.

Естественные группы

Первичные
Между людьми существуют
непосредственные
контакты. Эту группу
отождествляют с малой
группой.
Семья, группа друзей, команда.
Вторичные
Группы, где нет
непосредственных
контактов между членами
группы, а для общения
используются
«посредники».

Малые группы

Формальные
Создаются определенной
организацией со
специфическими
задачами по достижению
каких-либо конкретных
целей (отношения по
вертикали)
Неформальные
Добровольные
сообщества,
складывающиеся на
основе общих интересов,
дружеских связей,
взаимных симпатий
(отношения по горизонтали)

Референтные группы

Группы, реальные или условные,
значимые для человека, с которыми он
соотносит себя как с эталоном, нормы,
ценности, мнения и оценки которых он
разделяет, сравнивает с ними свои взгляды
и поступки, называют референтными
группами (Г.Хаймен)
Основание для выделения
референтных групп – СТЕПЕНЬ
ЗНАЧИМОСТИ

Функции референтных групп:

Нормативная
Состоит во влиянии
группы на нормы
поведения, соц.
установки и ценностные
ориентации индивида.
Сравнительная
Проявляется в том, что
система ценностей,
норм и правил группы
выступает для индивида
своеобразным эталоном
поведения, с помощью
которого он может
оценить себя и других.

Три способа реагирования человека
на давление группы
КоллективизмВнушаемостьбессознательное
принятие линии
поведения, мнения
группы
Конформность
(конформизм)внешнее согласие
при внутреннем
расхождении с
мнением группы
сознательное
согласие с мнением
группы, принятие
и активное
отстаивание
её ценностей,
норм, идеалов.

Межличностные отношения в группе – это сложная система связей с группой и каждым ее членом. Эти отношения ощущаются и субъективно пережив

Межличностные отношения в группе
Межличностные отношения в группе – это сложная система связей с
группой и каждым ее членом. Эти отношения ощущаются и субъективно
переживаются личностью.
Виды отношений:
Официальные
Неофициальные
Деловые
Личные
Отношения по вертикали
Отношения по горизонтали
Рациональные
Эмоциональные

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Сформулировать 3 вопроса, которые можно
было бы использовать для закрепления
изученного материала.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Презентацию на тему "Малая группа" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Социология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 7 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Малая группа

Выполнила: Раднабазарова Е

Слайд 2

Определение

Малая группа – небольшое по размеру объединение индивидов на основании общего для них качества или признака. В.П. Позняков

Слайд 3

Слайд 4

Отличии малой группы от других:

наличие общего дела (цели, деятельности и т.п.), личное знакомство друг с другом, непосредственное взаимодействие друг с другом, существование установившихся личных и деловых взаимоотношений между членами группы, наличие внутренней организованности: лидерства, распределения ролей, групповых норм и т.п.

Слайд 5

Основные критерии, характеризующие, малую группу как предмет социально-психологического исследования:

сходство мотивов, целей, ценностных ориентация и социальных установок членов, идентификация индивидов со своей группой (осознание своей принадлежности), осознание членами группы имеющихся между ними сходства и общности и отличий своей группы от других, наличие социально-психологических характеристик, которые присущи группе в целом, а не отдельным индивидам (сплоченность, социально-психологический климат и т.п.).

Слайд 6

Параметры малой группы:

1) состав или композиция группы 2) структура группы 3) групповые процессы 4) групповые нормы 5) положение1 индивида в группе 6) групповые ожидания 7) групповые санкции

Слайд 7

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Вам также будет интересно:

Увольнение по сокращению штатов работник находится на больничном Можно ли сократить человека на больничном
Только в этом случае возможно выплата пособия. Образец заявления на оплату Несмотря на то,...
Анкета на прием на работу: образец, пример
Анкета относится к первому этапу знакомства руководителя учреждения с потенциальным...
Профессия - спасатель мчс
Конкурс литературного творчества детей «Дети о спасателях» от МЧС РФ Номинация:...
Презентация на тему плавление и кристаллизация
Цели урока 1.Образовательная:создать условия для понимания удельной теплоты плавления как...
Презентация на тему комплексные числа
1.История развития числа. Докладчик: А вы знаете, что нас с вами в древние времена скорей...