Основной бизнес

Конспект образовательной деятельности "Все работы хороши" Конспект все работы хороши в подготовительной группе

Тема урока: Описание сирени на основе музыкальных впечатлений Прочитайте что вы представили увидели услышали

Основные рыночные структуры

Попечительский совет - что это такое?

Магазины "Светофор": отзывы покупателей и сотрудников, описание и ассортимент

Инструкция по складированию и хранению оборудования и запасных частей на складах и базах предприятий и организаций министерства газовой промышленности

Презентация "профессия портной"

Калифорнийские перепела: описание породы Температура и освещение

Ближайший рубль бум. «Рубль Бум. Отзывы и жалобы

Должностная инструкция диспетчеру автомобильного транспорта Что должен знать диспетчер автомобильного транспорта

Средние зарплаты кочегаров Должностная инструкция машинист кочегар котельной водогрейных котлов

Пример составления характеристики с места работы (образец)

Методические рекомендации по оценке эффективности и качества работы

Увольнение по сокращению штатов работник находится на больничном Можно ли сократить человека на больничном

Анкета на прием на работу: образец, пример

Программа тренинга развития гибкости мышления. Программа тренинга развития творческого мышления для студентов III - V курсов педагогического ВУЗа

Креативность - это творческие способности личности, позволяющие создавать и воплощать в жизнь принципиально новые идеи.

Творческая составляющая присутствует в каждом человеке от рождения. Посмотрите, как раскованы дети в любой творческой деятельности. К сожалению, большинство из нас теряет свободу творчества под влиянием воспитания и социального окружения.

Прямо сейчас мы хотим предложить несколько практических упражнений, которые помогут сделать ваш ум более острым и гибким, а также развить вашу креативность и будут способствовать дальнейшему совершенствованию творческого мышления.

Упражнение №1: “Два случайных слова”

В качестве вводных слов к данному упражнению процитируем Стива Джобса: “Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют”.

Теперь возьмите в руки толстую книгу или толковый словарь. Раскройте на любой странице и, не глядя, ткните пальцем. Выпишите первое выбранное слово. Повторите действие еще раз и выберите второе слово.

Затем попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, анализируйте, сравнивайте, ищите взаимосвязи. Придумайте историю, которая связывала бы два эти понятия, пусть самую невероятную историю.

Упражнение №2: “Игра в ассоциации”

Посмотрите вокруг себя. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Предположим, за диктофон, что лежит на столе. Теперь возьмите бумагу и ручку и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к выбранному вами предмету.

Например, а нашем случае: диктофон…

  • стильный;
  • функциональный;
  • удобный;
  • легкий;
  • белый.

Получилось? Продолжим. Напишите еще 5 прилагательных, которые к выбранному вами предмету абсолютно не подходят. Сделать это будет несколько сложнее: диктофон…

  • изумрудный;
  • зимний;
  • жареный;
  • ситцевый;
  • сморщенный.

Вот, что пришло нам в голову. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятии окружающего мира и отыщите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

Упражнение №3: “Безумный архитектор”

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать, к примеру, свой загородный дом? Даже, если вы совсем не умеете рисовать и с ужасом вспоминаете школьные уроки черчения. Поверьте, здесь нет ничего страшного. Умения рисовать и чертить здесь не важны. Главное – сам процесс. Мы смогли вас убедить? Отлично, тогда начали.

Сначала запишите на листе бумаги 10 любых существительных. Апельсин, ваза, лужайка, вода, томат – все, что приходит в голову. Представьте, что эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом.

Например, “апельсин” – выкрасите стены загородного дома в оранжевый цвет, “вода” – пусть перед домом будет прудик с водопадом или небольшой фонтан, “томат” – это красные рыбки в пруду или занавески в горошек на окнах и т.д. Просто дайте волю своей фантазии, включите креативность. Рисуйте и представляя, как бы это могло выглядеть в реальной жизни.

Упражнение №4: “Час молчания”

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как следует из названия упражнения, данному заданию вы посвятите лишь один час, но при этом вам не следует отрываться от своих привычных дел и обычного распорядка дня.

В течение этого времени отвечайте людям только на общие вопросы, используя “да” , “нет” и “не знаю” . Ведите себя естественно, чтобы никто из окружающих не заподозрил ничего странного. Ни у кого не должно сложиться впечатления, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте, мы уверены, вам понравится.

Упражнение №5: “Тест на креативность”

Поверьте в себя и отбросьте прочь все сомнения. Возьмите лист бумаги формата А4 и нарисуйте вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:

Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так:

Закончили? А теперь посмотрите, что получилось и выберите наиболее удачные, такие наверняка найдутся.

Исходное задание может выглядеть по-другому, например, вот так:

Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить.

Будьте креативны! На ум приходит фраза из фильма “99 франков”: “Креатив - не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату; это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя. И карьера креатора, так же эфемерна, как карьера директора телепрограмм” .

Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.

Е. Торренс

Предлагаемая программа тренинга креативности рассчитана на старшеклассников и студентов младших курсов, хотя может, с некоторыми модификациями, проводиться и с участниками других возрастов.

Оптимальный размер группы 8‑16 человек, возможный – от 5 до 25–30. Основной акцент в программе сделан на решении следующих задач:

1. Развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности : беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации.

2. Демонстрация возможностей креативности при решении жизненных проблем , а также достижении личных и профессиональных целей.

3. Формирование навыков командной творческой работы. Тренинговые упражнения объединены в 12 занятий, каждое из которых рассчитано ориентировочно на 3 академических часа. Таким образом, общая длительность программы составляет 36 часов. Но нужно помнить, что указанное время условно, реальная продолжительность работы зависит от целого ряда факторов, в частности от размера группы. Хотя в большинстве упражнений и приведены временные ориентиры, они касаются не столько их длительности в целом, сколько продолжительности выполнения конкретных этапов работы (генерации идей, рисования, выполнения презентации и т. д.). Скорее всего, количество упражнений для указанного времени будет избыточным – таким образом, у ведущего останется возможность для их выбора.

Описание каждого занятия начинается с небольшого пояснения, далее представлены подробные описания входящих в его состав упражнений. Они выполнены по единой схеме: процедура проведения упражнения, его психологический смысл, обсуждение , в некоторых случаях – примеры выполнения. Последовательность занятий и упражнений внутри каждого из них выстроена исходя из принципа системности в представлении материала и правил организации социально‑психологических тренингов. Разумеется, такая последовательность вовсе не единственно допустимая, опытные ведущие могут пользоваться набором упражнений как «конструктором» для создания собственных программ, отвечающих конкретным задачам и условиям работы.

Знакомство и сплочение

Задача занятия: познакомить участников, сплотить их, создать общее представление о креативности и о том, в чем суть тренинговых технологий ее развития. Целесообразно начать с короткого представления, провести 2–3 техники знакомства, а потом, прежде чем переходить к следующим упражнениям, уделить 15–20 минут рассказу о том, что такое креативность, из чего она складывается и в каких ситуациях нужна. Кроме того, следует обсудить и принять правила работы в группе:

♦ Проявлять активность.

♦ Слушать друг друга, не перебивая.

♦ Говорить только от своего лица.

♦ Если информация адресована кому‑то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице.

♦ Не распространять и не обсуждать за пределами занятий личную информацию об участниках.

♦ Избегать критики при выполнении упражнений, если возникла потребность что‑то покритиковать – дождаться обсуждения.

♦ В случае нежелания выполнять какое‑либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

Техники знакомства

«Все, кроме имени». Участники знакомятся в парах (2–3 минуты, форма произвольная), после чего каждый представляет своего соседа всем остальным участникам. Имя он называет реальное, а все остальное выдумывает сам, но таким образом, чтобы это имя запомнилось.

«Три факта». Каждый участник сообщает группе свое имя и три факта о себе. Один из них реальный, а два других – выдуманные. Задача остальных – определить, какой именно из представленных фактов соответствует действительности (участникам предлагается поочередно проголосовать за истинность каждого из фактов). Потом тот участник, который представлялся, раскрывает истину: какой же из приведенных фактов реален.

«Я знаю…» Участник, держа мяч, говорит «Я (Ф. И.), и я знаю (называет какую‑нибудь знаменитость)», после чего перекидывает мяч другому. Тот должен таким же образом представиться и назвать другую знаменитость, первая буква фамилии которой начинается с последней буквы имени предыдущего участника. Мяч дважды одному и тому же участнику не бросают. Побывав в руках у каждого, он перебрасывается в обратном порядке, и тот, кто кидает его, называет по имени того, кому он намерен бросить.

Упражнение «Карусель»

Описание упражнения. Участники делятся на две равные подгруппы (если количество участников нечетное, то к одной из подгрупп присоединяется ведущий). Те, кто попал в первую подгруппу, садятся во внутренний круг лицом вовне, те, кто во вторую, – занимают места во внешнем круге, лицом к ним. Таким образом, все оказываются разбиты на пары. Потом ведущий дает тему для обсуждения и распределяет роли: например, сидящие во внутреннем круге принимают пассивную роль (слушают, задают уточняющие вопросы), а во внешнем – активную (рассказывают, отвечают на поставленные вопросы). Через полторы‑две минуты по команде ведущего внешний круг сдвигается относительно внутреннего на одного человека вправо или влево (т. е. меняется состав пар) и изменяется распределение ролей: слушавшие теперь рассказывают, а рассказывавшие – слушают. Потом внешний круг опять сдвигается относительно внутреннего, меняются активная и пассивная роли, и задается новая тема для обсуждения. Таким способом обсуждаются 2–3 темы, например:

♦ мои достижения;

♦ мои умения;

♦ не все знают обо мне, что…

Набор тем может быть и другим, но желательно, чтобы они давали возможность для самораскрытия в позитивном ключе, рассказа о своих достоинствах, сильных сторонах. Нежелательно обсуждать слабые стороны, недостатки участников.

Знакомство, возможность для позитивного самораскрытия, поиск и осознание своих сильных качеств. Упражнение позволяет проявить то, что не очень одобряется в традиционном общении, но важно для творческого самораскрытия: рассказать о своих сильных сторонах, достоинствах, немножко похвастаться.

Обсуждение. Что нового и неожиданного вы узнали о тех, с кем общались? А о самих себе? В какой роли вам было комфортнее – говорящего или слушающего, с чем это связано? В обычной жизни не очень‑то принято хвастаться, рассказывать о своих достижениях и сильных сторонах… Как вы думаете, почему? Когда и из‑за чего о своих достижениях рассказывать действительно не стоит, а когда можно и похвастаться?

Упражнение «Назови число»

Описание упражнения. Каждый из участников, поочередно выступая в роли водящего, называет любое число от 1 до равного количеству участников в группе. Должно одновременно встать столько человек, какое число названо. Если это удалось, то водящим становится следующий участник, если не удалось – прежний водящий называет новые числа, пока задание не будет выполнено.

Психологический смысл упражнения. Обучение координировать совместные действия.

Обсуждение. На что ориентировались участники, принимая для себя решения, когда им встать, а когда остаться сидеть?

Упражнение «Скрепки»

Описание упражнения. Участники делятся на подгруппы по 5–6 человек. У каждого из них в руках по 4 скрепки. Первое задание: как можно быстрее составить из них цепочку (одну на каждую подгруппу, использовав при этом все скрепки). Ведущий фиксирует минимальное и максимальное время, потребовавшееся для этого. Второе задание: как можно быстрее разобрать цепочку. После этого участникам дается 1 минута для обсуждения, как же выполнить это задание быстрее всего, и игра повторяется. Ведущий опять фиксирует время и сравнивает его с потребовавшимся в первой попытке.

Психологический смысл упражнения. Упражнение убедительно показывает, что деятельность продуктивнее, когда заранее спланирован способ ее выполнения, некоторое время потрачено на то, чтобы решить, как именно лучше выполнить ее. Это касается и деятельности творческой: такой, которая происходит в ситуациях с высокой степенью неопределенности, отсутствия заранее известных способов действия.

Обсуждение. Насколько быстрее удалось выполнить упражнение со второй попытки? С чем связано это ускорение – с тем ли, что произошла тренировка, с тем ли, что был изобретен более эффективный способ деятельности, с более четкой координацией действий участников, или же еще с чем‑либо? Насколько реально спланировать деятельность и распределиться, кому что делать, если нет ясности, какими способами ее выполнять?

Упражнение «Перекинь мячик»

Описание упражнения. Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (например, теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по две секунды на каждого участника. Упражнение повторяется 3–4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до одной секунды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь одну секунду на всю группу.

Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом, и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника. Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней, и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Обсуждение. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался? Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее? Какие ситуации, когда стереотипное виденье мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников, и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Упражнение «Любопытный»

Описание упражнения. Водящий называет какую‑либо букву из числа распространенных в речи (не «ы» и не «ь»), после чего начинает задавать другим участникам различные короткие вопросы (каждому по одному). Ответом на них должны служить слова, начинающиеся на эту букву. Довольно часто цепочка вопросов‑ответов выстраивается в логически связанный рассказ, но это вовсе не обязательно. Главное здесь не логика, а оперативность реакции, умение быстро придумывать много вопросов и ответы на них. Кто задерживается с ответом более чем на 2–3 секунды или говорит слово, начинающееся на другую букву, сам занимает место водящего, называет новую букву и игра продолжается.

Психологический смысл упражнения. Интеллектуальная разминка, тренировка быстроты реакции на неожиданные вопросы.

Обсуждение. Какие варианты вопросов и ответов запомнились, показались наиболее интересными?

Пример Допустим, названа буква «К». Тогда беседа может выглядеть, например, таким образом:

Кто? – Коза.

Где? – В кафе.

Что делает? – Красуется.

С кем? – С котом.

Кто этот кот? – Колдун.

Он нравится козе? – Когда как.

Упражнение «Стоп‑кадр»

Описание упражнения. Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют благодаря мимике и пантомимике (позе, жестам, движениям тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп‑кадр» продолжается 8‑10 секунд, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Желательно заснять «стоп‑кадры» с помощью цифровой фото– или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.

Можно использовать, например, такие наборы слов:

♦ Время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех.

♦ Встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

Психологический смысл упражнения. С одной стороны, упражнение развивает навыки экспрессии, с другой – дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.

Обсуждение. Какие выводы каждый из участников сделал лично для себя при выполнении этого упражнения и в ходе наблюдения за другими участниками?

Творческое мышление (1)

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.

Главная задача этого и последующего занятий – продемонстрировать основные качества, которыми характеризуется творческое мышление (беглость, гибкость, оригинальность) и предоставить разнообразные возможности потренировать их.

Многие упражнения, предназначенные для этого, напоминают по форме головоломки, логические задачки. Однако в них требуется найти не единственно правильный ответ, а разглядеть как можно больше разнообразных и оригинальных, хотя и логически непротиворечивых вариантов. Это лучше всего делать в непринужденной, игровой форме; занятия ни в коем случае не должны напоминать экзамен или тестирование.

Вот отрывок, хорошо иллюстрирующий специфику творческого мышления:

«В Швейцарии производят бренди, в бутылку которого помещена целая груша. Как она туда попала? Самое первое предположение: горлышко бутылки было отлито после того, как груша оказалась в ней. Другая догадка: дно бутылки приварили, когда груша уже была внутри. Все полагают: раз груша спелая – значит, и поместили ее бутылку уже полностью созревшей. На самом же деле, если бы мы увидели, как в бутылку через горлышко просовывают ветку с крохотным ростком, который через какое‑то время превращается в зрелую грушу, нам бы не пришлось долго ломать голову над поставленным вопросом» (Де Боно, 1997, с. 102).

Упражнение «Что?», «Откуда?», «Как?»

Описание упражнения. Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой‑либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию). Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:

1. Что это?

2. Откуда это взялось?

3. Как это можно использовать?

При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.

Психологический смысл упражнения. Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.

Обсуждение. Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и оригинальными?

Упражнение «Оригинальное использование»

Описание упражнения. Данное упражнение подразумевает придумывание как можно большего количества разнообразных принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов, например таких:

♦ бумажных листов или старых газет;

♦ пустых картонных коробок;

♦ кирпичей;

♦ автомобильных покрышек;

♦ бутылочных пробок;

♦ порванных колготок;

♦ перегоревших лампочек;

♦ алюминиевых банок из‑под напитков;

♦ снега, льда.

Работа выполняется в командах по 4–5 человек, время – 10 минут. Наиболее наглядно упражнение проходит, когда есть возможность дать участникам те предметы, о которых идет речь, и попросить не только назвать, но и показать предлагаемые способы их использования. Представление работ происходит по такой схеме: одна из подгрупп называет или демонстрирует один способ использования предмета. Идея оценивается в 1 балл, ее демонстрация – в 2 балла (если предмет не предоставлен участникам и, как следствие, демонстрация невозможна, то любая принципиально реализуемая идея оценивается в 1 балл). Следующая подгруппа представляет еще один способ и т. д., повторяться нельзя. Выигрывает подгруппа, набравшая в итоге больше баллов.

Психологический смысл упражнения. Оно дает наглядный материал для обсуждения качеств творческого мышления (беглость, оригинальность, гибкость), позволяет их тренировать, уходить от шаблонности в восприятии окружающих предметов и их привычных функций. Кроме того, позволяет акцентировать внимание участников на распределении ролей в группе при решении креативных задач (генераторы идей – исполнители, лидеры – ведомые).

Обсуждение. Как распределились роли внутри групп: кто выдвигал идеи, а кто их воплощал, кто был лидером, а кто ведомым? С какими качествами личности участников связано именно такое распределение? Ведут ли себя участники и в жизни так же, как в этом упражнении?

Когда упомянутая часть обсуждения завершена, целесообразно рассказать о принятых в психологии критериях оценки эффективности выполнения подобных творческих заданий:

Беглость : число идей, выдвинутых каждым из участников.

Оригинальность : количество идей, не повторяющихся в других микрогруппах.

Гибкость : разнообразие смысловых категорий, к которым относятся идеи. Например, из бумаги можно сделать игрушечный самолетик, кораблик или еще какую‑то подобную фигурку; с позиции беглости это все разные идеи, но с позиции гибкости, все они относятся к одной категории (оригами).

Участники самостоятельно оценивают эффективность работы своих подгрупп по этим параметрам, при необходимости советуясь с ведущим.

Упражнение «Усовершенствование игрушки»

Описание упражнения: Участникам демонстрируется мягкая игрушка и дается задание: предложить как можно больше принципиально осуществимых способов ее усовершенствования – что можно сделать, чтобы детям стало интереснее с ней играть? Упражнение выполняется в подгруппах по 4–5 человек, время работы 8‑10 минут. Потом представители каждой из подгрупп поочередно излагают свои идеи.

Психологический смысл упражнения. Тренировка навыка генерации идей в условиях командной работы.

Обсуждение. Что, с точки зрения участников, способствовало появлению новых идей при выполнении этого упражнения, а что препятствовало? Какие идеи представляются наиболее творческими? Как можно классифицировать высказанные идеи, к каким смысловым категориям они относятся? Каким жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение?

Упражнение «Логические задачки»

Описание упражнения: Участникам предлагается решить несколько логических задачек, например таких:

♦ сложить четыре равносторонних треугольника из шести спичек;

♦ соединить девять точек четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаш от бумаги;

♦ имеются четыре фрагмента цепочки, каждое из который состоит из трех замкнутых колец. Разомкнуть одно кольцо стоит 10 рублей, сомкнуть – 20. Нужно последовательно соединить все четыре фрагмента цепочки в один круг, потратив на это 90 рублей;

♦ крестьянину нужно переправить на лодке через реку волка, козу и капусту. В лодку одновременно с ним помещается только что‑то одно из перечисленного. Нельзя оставлять на берегу без присмотра волка с козой или козу с капустой (они друг друга съедят) или отправлять лодку в «самостоятельное плаванье» без крестьянина на борту. Как организовать перевозку, чтобы все остались целы? Первые 1–2 задачки участникам предлагается решить индивидуально, потом организуется работа в командах по 3–4 человека. Участников просят не просто решать задачи, но при этом еще и наблюдать за тем, как это происходит: во‑первых, обращать внимание на то, как им самим приходят идеи, во‑вторых, на то, как складывается командная работа.

Психологический смысл упражнения. Общее между предлагаемыми задачками состоит в том, что для их решения нужно выйти за пределы непосредственно данной, очевидной на первый взгляд ситуации, отказаться от поиска решения в направлении, приходящем в голову при поверхностном рассмотрении ситуации. Упражнение позволяет тренироваться в решении задач такого рода и создает условия для наблюдения и самонаблюдения за тем, как это происходит.

Упражнение «Фотозагадки»

Описание упражнения. Участники, объединившись в подгруппы по 3–5 человек, получают для работы по 2–3 «фотозагадки» – снимка, на которых изображено нечто на первый взгляд не вполне понятное, допускающее различные трактовки. Это может быть обыкновенный предмет, но снятый в необычном ракурсе (например, вид снизу на автомобиль), какой‑либо странный предмет неизвестного назначения, занятый непонятной деятельностью человек, отдельная деталь чего‑либо, по которой трудно определить, к чему она относится, и т. п. Ведущий может либо сам сделать или отыскать такие снимки, либо поручить участникам в качестве домашнего задания их нахождение в цветных журналах и собственных фотоархивах.

Участников просят в течение 6–8 минут дать как можно больше вариантов ответов на следующие вопросы, касающиеся каждого из снимков:

1. Что изображено на снимке?

2. Какую идею хотел выразить фотограф с помощью этого снимка?

3. Как можно было бы озаглавить данный снимок, если бы он выставлялся на конкурс художественной фотографии?

Потом представители каждой из подгрупп демонстрируют фотографии, с которыми они работали, и предлагают свои варианты ответов на вопросы об этих снимках.

Психологический смысл упражнения. Обучение восприятию в новых, неожиданных ракурсах материалов, оставляющих простор для воображения, допускающих неоднозначную трактовку. Тренировка умения генерировать идеи о способах этой трактовки, искать неожиданные ассоциации.

Обсуждение. Какие варианты трактовки снимков наиболее запомнились, показались самыми интересными и творческими? Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение? Какие психологические качества важнее всего, чтобы продуктивно действовать в подобных ситуациях?

Упражнение «Невероятная ситуация»

Описание упражнения. Участникам предлагается поразмыслить над какой‑либо воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или крайне маловероятно. Их задача – представить, что такая ситуация все‑таки случилась, и предложить максимум последствий для человечества, к которым может привести ее наступление. Упражнение выполняется в подгруппах по 3–5 человек, время работы дается из расчета 5–6 минут на одну ситуацию. Вот несколько примеров невероятных ситуаций для этого упражнения.

♦ Увеличится в 5 раз сила тяжести на Земле.

♦ Все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские.

♦ У всех людей внезапно вырастут хвосты.

♦ Исчезнут окончания во всех словах русского языка.

♦ Доллар подорожает в 100 раз по сравнению со всеми другими валютами.

♦ С облаков начнут свисать тросы до самой Земли.

♦ Из жизни людей сразу и полностью исчезнет спорт.

♦ Коэффициенты трения у всех веществ на Земле уменьшатся в 20 раз.

♦ Все металлы превратятся в золото.

Существуют различные варианты проведения этого упражнения. Например, нескольким подгруппам может быть предложена для обсуждения одна и та же ситуация. Тогда представление результатов организуется следующим образом: каждая из подгрупп поочередно получает слово, для того чтобы озвучить одну идею; повторяться нельзя. Если оригинальные идеи у подгруппы исчерпались, она выбывает из игры; побеждает та команда, которая пробудет в игре дольше всего. Если же подгруппам предложены для обсуждения разные ситуации, то такое соревнование не проводится, вместо этого представители каждой из подгрупп озвучивают по 3–5 идей, которые показались наиболее оригинальными.

Психологический смысл упражнения. Тренировка умения генерировать необычные идеи применительно в том числе и к таким ситуациям, которые выходят за рамки обыденных представлений.

Обсуждение. Какие из предложенных идей более всего запомнились, представляются самыми творческими? Чем именно интересны эти идеи? Что способствовало выполнению этого упражнения, а что препятствовало? В каких реальных жизненных ситуациях пригодится умение размышлять о «невероятных ситуациях»? Можете ли вы привести примеры из своего жизненного опыта, когда невероятная на первый взгляд ситуация становится реальной?

Упражнение «Ватрушка»

Описание упражнения. «Наверное, вы видели санки‑ватрушку. Это надувная камера от колеса грузовой машины, на которую надет прочный чехол и приделаны ручки. Человек садится на эту камеру, хватается за ручки и съезжает со снежных горок (см. фото ниже). Представьте себе, что вы залезли с такой ватрушкой на горку, намереваясь съехать оттуда, но вдруг, уже будучи наверху, увидели, что горка слишком крутая и покрытая кочками. Ехать с нее страшновато, можно упасть и больно ушибиться. Как вы думаете, какое решение вы примете – все‑таки поехать несмотря на боязнь или отказаться?»

Дальнейшие инструкции различаются:

1. Для тех, кто откажется: «Что ж, вы благоразумны. А теперь придумайте, пожалуйста, как можно больше способов скатить эту ватрушку другу, оставшемуся внизу, так, чтобы она не опрокинулась и не улетела со склона в сторону».

2. Для тех, кто поедет: «Молодцы, вы смелые люди! Тем не менее горка действительно крутая и опасная, а шею свернуть никому не хочется. Придумайте как можно больше способов съехать с горки на этой ватрушке таким образом, чтобы у вас была возможность притормаживать, контролируя скорость».

Психологический смысл упражнения. Помимо моделирования ситуации для генерирования идей, упражнение позволяет выйти на обсуждение проблемы отношения к риску: готовы ли участники оказываться в ситуациях неопределенности, потенциально чреватых неприятными последствиями, с чем связана эта их готовность или неготовность.

Упражнение «Гулливер»

Описание упражнения. Представьте себя на месте Гулливера, который попадает в страну лилипутов (там его рост примерно с трехэтажный дом) и в страну великанов (там его рост примерно с карандаш). Выдвиньте как можно больше идей о том, какие предметы вы смогли бы использовать в каждой из этих стран в качестве:

♦ кровати;

♦ постельного белья;

♦ машины;

♦ домашнего животного;

♦ записной книжки.

Упражнение выполняется индивидуально, время работы – 10–12 минут. Потом участники озвучивают свои варианты, а ведущий записывает их.

Психологический смысл упражнения. Упражнение основано на приеме гиперболизации (представление знакомых объектов в утрированном виде), что способствует появлению новых ассоциаций, развитию умения воспринимать знакомые вещи в новых, неожиданных ракурсах, обращать внимание на такие их свойства, которые в обыденной жизни не замечаются.

Обсуждение. Где было проще представить себя в роли Гулливера – в стране лилипутов или великанов? С чем это связано? Какие из выдвинутых идей об использовании предметов представляются наиболее интересными? Какие неожиданные свойства привычных предметов в них использованы?

Творческое мышление (2)

Мы не раз спрашивали людей, как и когда у них возникали свежие идеи. Ответом чаще всего было: на прогулке, за рулем автомобиля, в ванной, во время отдыха и прослушивания музыки. Но мы ни разу не слышали, чтобы новые идеи рождались во время работы на компьютере…

Б. Клег, П. Бич

На этом занятии продолжается тренировка основных качеств творческого мышления. Акцент при обсуждении упражнений следует сделать на том, в каких именно жизненных ситуациях и для чего нужны соответствующие качества, дать участникам возможность провести как можно больше параллелей между тренингом и обычной жизнью.

Упражнение «Причины и следствия»

Описание упражнения. Участникам дается изображение или краткое словесное описание какой‑либо ситуации, допускающей множество вариантов трактовки, которая возникает вследствие разнообразных причин и приводит к различным последствиям (см. рисунок). Участники, объединенные в подгруппы по 3–4 человека, получают задание предположить больше:

1. Причин, которые могли привести к возникновению этой ситуации.

2. Следствий, которые могут возникнуть после нее.

Желательно, чтобы все подгруппы работали над одной и той же ситуацией. На выдвижение идей отводится 10–12 минут. Потом происходит их представление: участники каждой из подгрупп поочередно получают слово, для того чтобы озвучить одну из своих идей, потом слово передается следующей подгруппе, которая озвучивает еще одну идею и т. п. Повторяться нельзя. Группа, которой больше нечего сказать, выбывает из игры, и слово передается следующей. Побеждает и награждается аплодисментами та подгруппа, которая останется в игре последней. Сначала обсуждаются причины, потом следствия.

Психологический смысл упражнения. Придумывание возможных причин и следствий ситуаций, допускающих неоднозначную трактовку, – один из наиболее эффективных способов отработки умения генерировать идеи, совершенствования беглости и гибкости творческого мышления.

Обсуждение. Как распределились роли участников при выдвижении идей: кто занял активную позицию, а кто предпочел оставаться пассивным? С чем это связано, и насколько характерны для участников такие же позиции в других жизненных ситуациях? Насколько проявилась гибкость мышления при выдвижении идей, относятся ли они к качественно разным смысловым категориям, или выдвинутые причины и следствия – принципиально одного плана? Каким жизненным ситуациям можно уподобить эту игру? Какие умения развиваются в ней и где они востребованы?

Упражнение «Мерчандайзер»

Описание упражнения. «Есть такая работа – мерчандайзер, слово происходит от английского merchandise – «товары». Эти работники отвечают за размещение товаров в торговом пространстве. Студенты так часто подрабатывают. Иногда они работают в крупных супермаркетах, но чаще им приходится обслуживать сразу несколько мелких торговых точках и смотреть, как там размещены товары производителя, на которого они работают. Представьте себе, что вы мерчандайзеры. Вам нужно за один день успеть посетить 15 торговых точек, расположенных в разных местах. Транспорта между ними нет, придется ходить пешком. Попробуйте спланировать свой маршрут таким образом, чтобы, посетив все 15 точек, в общей сложности пройти как можно меньшее расстояние и, как следствие, быстрее справиться с работой.

Схема расположения торговых точек представлена на рисунке справа. Чтобы упростить задание, будем считать, что между любыми двумя из них можно пройти по кратчайшему пути, напрямую».

Упражнение выполняется в небольших подгруппах (2–3 человека), время работы 8‑10 минут. Потом каждая подгруппа рисует выбранную траекторию и с помощью линейки измеряет ее длину. Побеждают те, чей путь оказался короче.

Психологический смысл упражнения. Задачи на нахождение кратчайшего пути, связывающего несколько точек, имеют строгое математическое решение, но при 15 точках найти его за отведенное время участникам не удастся, для этого понадобился бы мощный компьютер с соответствующей программой. Поэтому задача превращается для них в ситуацию с высокой степенью неопределенности, вынуждает действовать методом «прикидки». Упражнение дает возможность потренироваться находить решения в таких условиях, а также обсудить, чем обычно руководствуются люди при их поиске.

Обсуждение. Удалось ли выработать какую‑то осмысленную стратегию решения этой задачи, или путь прокладывался просто «на глазок»? Наверняка вы и в жизни сталкивались с похожими ситуациями: нужно попасть за один день сразу в несколько мест, выбрав путь движения, который позволит сделать это быстрее… Как вы решали такие проблемы, чем при этом руководствовались, какой способ считаете самым эффективным? Какие еще жизненные ситуации похожи на описанную, решаются сходным образом?

Упражнение «Пары слов»

Описание упражнения. Каждый участник придумывает два слова, не имеющих прямой логической связи между собой, и озвучивает их. Сосед, сидящий справа, формулирует логически верное предложение, увязывающее их. Допустим, названы слова «кружка» и «лопата». Предложение может выглядеть, например, так: «Кладоискатель взял лопату и начал раскапывать курган, но нашел там только разбитую кружку».

Психологический смысл упражнения. «Интеллектуальная разминка», тренировка умения объединять внешне малосвязанные вещи, искать неожиданные аналогии.

Обсуждение. Какие варианты запомнились, показались наиболее интересными?

Упражнение «Ассоциации»

Описание упражнения

♦ Участникам демонстрируют два предмета и просят выстроить ассоциативную цепочку между ними – подобрать такие слова, которые были бы попарно логически связаны между собой, а все вместе связывали бы эти предметы (см. пример).

Если верить словарям – а если не им, то кому вообще остается верить в этой стране? – слово «креативность» означает способность сознания создавать а) нечто новое и б) обладающее цен ностью. Вторая часть определения очень важна. Потому что ясно же, что практически любой человек может придумать виниловый слезопромокатель или слово «калиплюк» – но эти новинки никому не будут нужны. В латыни есть глагол creare («создавать, производить»), но применяли его только к богам. Считалось, что человек ничего не придумывает сам: стихи, дизайн туники и чертеж катапульты ему нашептывают духи, которых греки называли демонами, а римляне – гениями. Впервые назвать «креа­тивной» козявку по имени человек дерзнул в XVII веке польский поэт Мацей Казимир Сарбевский. Это была история – сдать и забыть. Дальше пойдет информация, без которой на шим учебником нельзя будет воспользоваться.

Сегодня есть множество теорий, объясняющих, почему одни умники могут сочинять шутки, песни и нано­роботов, а другие – нет. Трое самых из вестных теоретиков креативности – Алекс Осборн (создатель мозгового штурма), Эдвард де Боно (придумавший латеральное мышление) и наш, несмотря на фамилию, соотечественник Генрих Альтшуллер (автор ТРИЗ, теории решения изобретательских задач). Все они писали о разном и породили массу школ в практической психологии, но в целом мысли их сводились примерно к одному и тому же. Мы воспользуемся метафорами де Боно.

1. Мышление человека можно сравнить с песочницей. Если лить воду на песок, то сначала она растечется­ по небольшой площади, а потом начнет углублять ямку и собираться там. То же самое и с головой. Про блемы (и вообще данные) – это вода, которая оставляет следы. Ямка – это мыслительный шаблон.

2. Шаблоны помогают распознавать ситуацию и быстро реагировать на нее. Достаточно один раз уколоться о кактус, чтобы перестать их покупать.

3. Собравшись вместе, шаблоны образуют вертикальное мышление («поле проб и ошибок»). Оно помогает при решении повседневных рутинных задач. Попадая в ямку-шаблон, информация стекает вниз, углубляя ее.

4. Вертикальное мышление убивает креативность. Человек, мыслящий шаблонами, не может придумать ничего нового. Потому что для этого нужно выйти за рамки привычной трактовки, сломать шаблон, освоить новые горизонты данных.

Все вышеперечисленные исследователи разработали свои методики развития нестандартной, творческой мысли. Де Боно учил пускать «воду» вбок, отсюда и название его метода – латеральное мышление (от латинского слова «боковой»). Альтшуллер создал 76 протоколов для того, чтобы вывести мысль за пределы при вычного. Осборн полагался на коллективный разум, считая, что группа людей, выкрикивающих разную фигню, в итоге оказывается умнее каждого из ее членов, всерьез размышля ющего над проблемой.

Но довольно уже об этом. Готовьте мозг, будем его тормошить.

Часть 2: много практики

А вот и обещанные упражнения. Каждое из них направлено на раз витие определенного аспекта мыш ления. Если прочесть и исчеркать карандашом не только статью, но и указанные в ней книги, можно стать умнее и даже, в частности, на учиться рисовать. Кроме шуток.

Рисунок 1

Аспект 1: отсуствие самокритики

Де Боно считал, что люди становятся глупее с возрастом. Происходит это потому, что взрослые начинают вводить ограничения для мысли. Многие варианты решения проблемы отметаются как «глупые» или «детские». Вот, например, знаменитый тест с фигурой (рис. 1). Когда Эдвард показывал ее детям и просил сказать, что это, любой школьник называл около40 вариантов: домик без трубы, заготовка для бумажного самолетика, обкусанная плитка шоколада. Взрос лые называли максимум 10 вариантов. Они, как правило, загоняли себя в шаблон геометрии и описывали фигуру как квадрат с треугольником наверху или усеченный прямоу гольник.

Представляете? Человек способен отсечь три четверти вариантов решения задачи (а любой образ – это уже задача, материал для интерпретации) просто потому, что они несерьезные и якобы недостойны мыслящего человека! Взрослые даже не произно сят эти варианты, опасливо глядя по сторонам и ожидая удара степлером. Люди критикуют сами себя заранее! Де Боно говорил, что от этого комплекса нужно избавляться в первую очередь.

Упражнение 1

Попробуйте соединить девять точек четырьмя отрезками (рис. 2). Отрывать карандаш от бумаги нельзя. При этом линия может проходить через каждую из точек всего один раз.

Упражнение 2

А вот этим можете заниматься всю жизнь. Возьмите за правило смотреть на картинки (например, рекламу в журнале) и придумывать один-два варианта происходящего в кадре. Вот, например, женщина, у которой на лице выло жена буква «Т» из таблеток. Почему? Она пыталась спрятать синяк от столкновения с чугунной вывеской «Товаров для дома»? Она – одна из участниц (третья слева) марша «Мы требуем увеличения срока беременности!»? А может быть... Впишите свои три варианта. Пусть получается глупость. Но ваша задача – научиться думать именно «глупо», непривычно, как ребенок. И не чувствовать вину за это. Это – начало креативности.

Рисунок 2

Аспект 2: сдвиг точки входа

Еще один тест де Боно (рис. 3) выглядит так: участникам предлагается нарисовать фигуру, которую можно одним движением разрезать на четыре равные части. 35% участников тут же сдаются­, выдвигают идею креста­, очень узкого в цен­тральной части­, около 3% выдают уникальный результат (Эдвард их коллекционирует). В среднем 12% оставшихся решают задачу не запредельно твор ческим, но все же интересным способом – потому что подходят к решению с конца. То есть сначала вырезают из бумаги четыре одинаковых куска, а потом пытаются совместить их в фигуру. Это и есть сдвиг точки входа. Кто сказал, что проблему нужно решать последовательно? А что если сразу представить себе ре зультат? Или попытаться связать ее со случайным словом? Или с картинкой?

Упражнение 3

Откройте www.dzen.yandex.ru. Найдите кнопку «Найти». Задумайте какую-нибудь проблему: муж играет в покер, на каблуках-шпильках порвалась кожа, никак не придумываются сюжеты для корпоративного календаря. Нажмите на кнопку. Поисковая машина выдаст вам случайный результат: слово и картинку. Попробуйте связать ее с вашей проблемой. Как соотносятся проблемы с результатом поиска? Например, вам выпала «оплетка руля». Может быть, опасное хобби мужа можно заменить на безопасное, подарив (или сломав) ему машину? А каблуки оплести? И так далее. Спросите совета у «Дзен-Яндекса» (только не вслух, чтобы не чувствовать себя совсем ребенком). Чем бредовее будет ответ, тем сильнее он станет разрушать шаблон мышления. И помните, никакой самокритики!

Рисунок 3

Аспект 3: бесконечность вопросов

Еще один навык творческого мышления, которым дети владеют лучше взрослых, это ниспровержение основ. Почему гром гремит? Потому что тучи сталкиваются друг с другом. А почему они сталкиваются­? Потому что наверху дует ветер. А почему они не могут разъехаться? Задача ребенка – не столько утомить вас (он может и не понимать, какое удовольствие приносят издевательства над взрослым), сколько докопаться до шаблона. Дети не выносят ответов вроде «так всегда было» или «так надо». «Кому надо?» – продолжают они свой допрос. Это и позволяет им выдавать по сто абстрактных и парадоксальных суждений в день, типа «мама пришла пьяная, потому что боится ездить в лифте». Вы тоже так можете.

Упражнение 4

Задачка для тех, кто умеет играть в шахматы, – ну или хотя бы знает, как ходят фигуры и что пешка превращается в любую фигуру, дойдя по последней линии. Условие: черные начинают и в один ход ставят мат белому королю. Вертикальный перебор ходов не поможет (рис. 4).

Упражнение 5

Вам наверняка знакома такая игра: ведущий рассказывает ситуацию. Например, человек приходит в бар и просит стакан воды. Бармен наставляет на него пистолет. Человек говорит «спасибо» и уходит. Или: муж с женой останавливаются на пустынной дороге, муж идет за бензином, жена запирается. Когда муж возвращается, она мертва, рядом с ней в машине незнакомец, двери закрыты изнутри. Задавая однозначные вопросы (на «да» и «нет»), участники игры должны восстановить картину событий. Этих задач полно в интернете – они называ­ются «данетки». Они учат задавать вопросы до последнего, не сдаваясь. Если компьютерная игра не увлекает, тренируйтесь на живых людях, до последнего обсуждая проблему с коллегами или родными. Отказывайтесь принимать в качестве ответов «нельзя» и «так принято».

Рисунок 4

И довольно об этом

В то время как ТРИЗ, годящаяся в основном для решения инженерных задач, стала забываться после смерти ее создателя, метод мозговых штурмов получил развитие. Сегодня существует масса методик (например, процедура Янга или метод 3-6-5 – они есть в Google) для творческого решения проблем в коллективе­. Де Боно и вовсе жив и продолжает писать по книге в год. Его учебники можно купить на сайте www.debono.ru. Особенно хороши «Серьезное творческое мышление» и «Нестандартное мышление. Самоучитель».

До и после

Аспект 4: правополушарное мушление

Эта статья была бы еще более неполной, если бы мы не упомянули, что некоторые специалисты связывают креативность с правым полушарием мозга. До 50-х годов XX века оставалось неясным, зачем человеку носить в голове грецкий орех – и почему бы мозгу не быть идеальным шаром или кубом. Первые ответы получил Р. Сперри из Калифорнийского технологического института. В результате опытов над животными он выяснил, что полушария работают независимо друг от друга. Потом подтянулись и другие ученые, в частности Дж. Леви, работавший с эпилептиками, перенесшими комиссуро­томию – операцию по разделению полушарий. Леви выяснил, что левое полушарие – вербальное, временное, аналитическое. Правое – образное, вневременное, синтетическое. Задним числом его работы объяснили случай Ловиса Коринта – профессионального художника, который разучился рисовать, когда в его правом полушарии выросла опухоль.

Но довольно сопутствующей теории. Профессор Б. Эдвардс еще в 60-х годах разработала метод обучения рисованию, основанный на правополушарном мышлении. Ее курс позволяет человеку научиться рисовать за пару месяцев. А также улучшить почерк, научиться радоваться красоте и посмотреть на своего мужчину свежим незамутненным взглядом. А еще улучшить память и видеть связи между явлениями.

Если вы хотите научиться рисовать хотя бы как автор этой статьи, купите книгу Эдвардс «Откройте в себе художника». К счастью, ее недавно выпустили заново, так что совсем незачем скачивать старое издание с сайта www.booksgid.com.

Упражнение 6

Вам наверняка попадались картинки-иллюзии: два лица образуют вазу (рис. 5, но в интернете их гораздо больше). Рисование подобных парадоксов помогает найти связь со своим правым полушарием и понять разницу между двумя типами мышления. На левой стороне листа нарисуйте лицо, проговаривая про себя его части: лоб, глаза, нос, губы. Соедините крайние точки горизонтальными линиями с правой стороной листа. А теперь – внимание! Вам нужно нарисовать зеркальное отражение лица. Теперь попробуйте не вести с собой мысленный диалог, а просто медленно проводить линию, повторяя в зеркальном отражении все изгибы. Эта техника включит ваше правое полушарие.

Рисунок 5(1)

Рисунок 5(2)

Упражнение 7

Самый простой способ освоить правополушарное рисование – копировать перевернутые вверх ногами контурные рисунки (поиграйте с рис. 6). Проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они рисуют символы, а не образы. То есть пользуются левым полушарием для рисования (а это грубейшая ошибка). Садясь рисовать лицо, они на самом деле рисуют схему: кружок, два глаза, палочка-нос, палочка-рот. Поэтому и копировать рисунки в режиме работы левого полушария не получается: мозг подгоняет каждую линию под готовый символ. Но стоит перевернуть рисунок – и у мозга пропадают ассоциации. Включается правая половинка – и все начинает получаться. Попробуйте сами!

Рисунок 5(3)

Упражнение 8

Ну а если вы хотите всерьез встряхнуть мышление, улучшить обмен электроимпульсами между полушариями – попробуйте следующий трюк. Возьмите две ручки (лучше, если одна из них будет карандашом) в разные руки. Попробуйте, не торопясь, рисовать одной рукой треугольник, а другой – круг. Первые минуты три у вас будут получаться кругольники или треукруги, но потом руки найдут нужный ритм и смогут обособиться. Если в этот момент заболит голова – бросайте это дело и возвращайтесь к нему спустя час-другой или день. Когда освоите рисование двумя руками, попробуйте писать слова. Они должны быть разными, но состоять из одного и того же количества букв.

Рисунок 6

Ну вот и все. Точнее, все только начинается. Растормаживайте мышление, не критикуйте себя, сдвигайте точку входа, рисуйте! Мы не знаем, как это поможет вам быть хорошим бухгалтером или женой, – но для чего-то же вы начали читать эту статью, узнав о том, что она повышает либидо и креативность.

Источник фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Конспект занятия по актерскому мастерству, направленное на развитие творческих способностей у детей


Творческие способности - это способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.
Развитие творческих способностей учащихся – серьёзная задача, которая стоит перед педагогами. Творческие люди – успешные люди,так как, человек, подходящий творчески к решению любых жизненных и профессиональных задач, всегда имеет преимущество перед теми, кто не приучен смотреть на мир с необычной точки зрения.Ведь специалисты, умеющие мыслить нестандартно, востребованы практически во всех профессиональных сферах.
Данный материал может быть интересен школьным психологам, учителям, педагогам дополнительного образования.
Цель : Развитие способности учеников находить новые нестандартные способы решения задач.
Участники : дети 10-15 лет.
Ход занятия:
Педагог : Добрый день, ребята!!! Как ваши дела? Мне очень интересно, какое у вас сегодня настроение, предлагаю сыграть в игру, а называется она « Я сегодня вот такой».
Цель игры: выявить настроение каждого ребёнка.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и произносит фразу:«А я сегодня вот такой (ая)!».
Сопровождает ее каким – либо действием и мимикой, «отражающими» его настроение (например, ведущая улыбнулась и развела руки в стороны). Все дети повторяют это движение и мимику, произнося: «Дарья Александровна сегодня ВОТ ТАКАЯ!» Затем в круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в кругу.

«Круг и я»
Педагог : Для этого упражнения мне потребуется один смельчак. Аплодисментами встречаем первого физически и морально закаленного игрока! Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. И ему придется использовать все свои умственные и физические силы, чтобы прорвать эту дружескую блокаду.
На вхождение в круг дается всего лишь три минуты. Нашему герою, предстоит силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями...), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться), в конце концов, хитростью (обещания, комплименты...), искренностью убедить «Круг» и отдельных его представителей впустить Игрока в центр.
Итак, наш герой отходит от Круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесное и сплоченное кольцо, взявшись за руки... Начали!
Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали!
В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя здесь, а как - в обычных житейских условиях? Есть ли разница между смоделированным и реальным поведением? Если есть (нет), то почему?
«Групповой узор»
Педагог : Начинаем быстрое спонтанное движение по комнате. Не сталкиваемся! Уступаем друг другу дорогу. Избегаем даже касания с партнерами!
Время от времени я буду называть цифру. После того как цифра прозвучала, ваша задача - в кратчайший срок разбиться на группы, равные по числу участников названной цифре. Прозвучала цифра «пять» - с максимальной быстротой все разбиваются на пятерки, «семь» - разбились на группы по семь участников в каждой. Те, кто остался в неполной группе, тоже объединяются вместе.
Следующее Задание: «образовать» геометрическую фигуру (квадрат, треугольник, круг, прямую линию).
"Найди применение"
Педагог пишет на доске слово. Учащимся Нужно придумать 5 нетрадиционных способов использования данного предмета.

«Рассказ-зигзаг»
Делим группу на две шеренги, стоящие друг напротив друга.
Первый номер одной из шеренг начинает первое предложение некой истории, которая будет создаваться здесь же, «на глазах изумленной публики»! Следующее предложение придумывается и произносится первым номером второй шеренги. Эстафету подхватывает второй номер первой шеренги, затем - второй номер второй, и так далее. Последний участник второй шеренги обязан завершить историю.
Упражнение требует находчивости, умения работать с партнером, выстроить композицию.
У рассказа-зигзага есть несколько модификаций. Провести его можно как игру с мячиком. Начнем с составления простых предложений. Один участник говорит слово, бросает мяч следующему, тот добавляет свое слово и перебрасывает мяч дальше. Так выстраиваются трехсловные предложения.
Когда эта часть упражнения уже не вызывает сложности, можем ввести новый элемент. Группа рассредоточивается по комнате. Мяч у ведущего. Он произносит первое предложение рассказа и бросает мяч любому из участников. Тот ловит мяч, продолжает рассказ и передает эстафету следующему игроку...
Упражнение продолжается до логического завершения текста.
«Скульптура чувств»
В принципе, уже само, название упражнения объясняет его смысл. Делим группу на подгруппы по 3-5 человек в каждой. Каждой подгруппе дается задание: выбрать определенную эмоцию и представить ее в виде многофигурной статической композиции.
После подготовки скульптуры представляются всему форуму, и зрители пытаются точно назвать изображенное чувство. Иногда затруднения возникают из-за смысловой близости определений. Скажем, гнев несложно спутать с раздражением, досадой, злостью...
Тренировка идет в двух направлениях - пластическое выражение эмоций и вербальная точность в определении эмоциональных состояний.

«Образ цвета»
Один из участников группы выходит за дверь, остальные участники в это время загадывают какой-нибудь цвет.
Вернувшись в комнату, игрок обращается к участникам группы с просьбой образно передать их видение загаданного цвета. Важно в ответах-показах избегать прямой подсказки: не показывать на белую стену, не изображать рукой волны моря, не дотрагиваться до черного цвета волос... Образ может быть только пластичным, а может сопровождаться каким-то звуком, который ассоциируется с определенным цветом.
«Рекламный ролик».
Цель: развитие фантазии.
Педагог : Представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача - представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им.
Но один маленький нюанс - объектом нашей рекламы будут являться предметы уже бывавшие в использовании и давно потерявшие «товарный вид». Время на подготовку – 5 минут. Дети делятся по группам.
Предметы: старый носок, пустая консервная банка, лопнувший шарик, перегоревшая лампочка.
"Аплодисменты по кругу"
Педагог : Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат совсем тихо, а потом станут все сильнее и сильнее. Педагог начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного из участников и постепенно подходя к нему. Далее уже этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем с педагогом. Третий выбирает четвертого и так далее. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Совокупность методов активного обучения и развития определенных качеств личности. В основном тренинг развития креативности и творческих способностей направлен на формирование навыков воображения, ассоциативного и образного мышления, а также умения находить и решать проблемы. Творческая игра в тренинге позволяет сделать процесс обучения не только эффективным, но и увлекательным, пробуждает скрытые творческие силы.

Методы развития творческих способностей в тренинге

Творческие игры в тренинге многочисленны и разнообразны. Наиболее часто они проводятся в форме соревнования между участниками или командами. Задания, выглядят несложными, но только на первый взгляд. Затруднения, возникающие при их выполнении, подстегивают азарт участников и делают тренинг развития креативности и творческих способностей увлекательнейшей игрой.

Упражнение «Что здесь общего?»

Ведущий предлагает участникам два слова, которые обозначают максимально отличные друг от друга предметы. Например: лампочка и ботинок или карандаш и яблоко.

Задача участников: найти между этими двумя объектами как можно больше сходных признаков. А это очень непросто. Побеждает тот участник, который придумает больше сходств.

Эта творческая игра в тренинге проводится также и в командах, в виде коллективного обсуждения. Предварительно разбивая группу на команды, следует помнить, что они не должны превышать 5 человек.

Упражнение «Ой, что это?»

Ведущий рассказывает, что в одной фантастической книге встретил неизвестное слово, и называет любое выдуманное сочетание звуков (храбыс, тубалька, фырень и т. д.).

Задача участников: пофантазировать и придумать, что это за объект, описать его, рассказать о свойствах, внешнем виде, пользе или вреде. Полезно даже нарисовать его.

Рассказы зачитываются, обсуждаются и определяются лучшие. Это задание не только активизирует творческое воображение, но и несет огромный заряд позитива. Только ведущий должен не забывать о доброжелательной атмосфере, которая необходима для тренинга развития креативности и творческих способностей, и поощрять и положительно оценивать каждого участника.

Наряду с играми-соревнованиями, методы развития творческих способностей в тренинге включают в себя изучение приемов активизации творческого мышления, которые тоже лучше проводить в виде групповых игр.

Метод фокальных объектов

Этот метод еще в 50-х годах прошлого века был популяризирован М. Вертгеймером и первоначально предназначался для конструкторских бюро, занимающихся усовершенствованием каких-то объектов. Но он прекрасно подходит и для творческой игры в тренинге. Проводить его лучше в группе, разбитой на небольшие команды.

Задача каждой команды: провести усовершенствование и доработку предложенной ведущим простой вещи, например, зубной щетки. Это и есть фокальный объект (помещенный в фокус). К нему «прилагаются» три любых случайных предмета (например: фонарик, яблоко, мобильный телефон). Их может назвать сам ведущий, или предложить командам подобрать предметы самостоятельно. Выполнение упражнение включает в себя следующие этапы:

  1. Участники должны выписать основные свойства дополнительных предметов.
  2. Скомбинировать эти свойства с фокальным объектом.
  3. Рассмотреть несколько вариантов и выбрать самый интересный.
  4. Обсудить варианты всех команд.

Например, результатом может быть зубная щетка с ароматизатором «Яблоко», встроенным таймером и подсветкой или круглой формы с кнопками переключения режимов и батарейкой для подогрева.

Тренинг развития креативности и творческих способностей, включающий подобные упражнения, не только приучает участников мыслить нестандартно, но и доставляет настоящее удовольствие. А это важно для развития творческих способностей, ведь они во многом связаны с желанием человека заниматься творческой деятельностью.

Вам также будет интересно:

Профессия - спасатель мчс
Конкурс литературного творчества детей «Дети о спасателях» от МЧС РФ Номинация:...
Презентация на тему плавление и кристаллизация
Цели урока 1.Образовательная:создать условия для понимания удельной теплоты плавления как...
Презентация на тему комплексные числа
1.История развития числа. Докладчик: А вы знаете, что нас с вами в древние времена скорей...
Готовые шаблоны для презентаций
Данные шаблоны можно использовать для создания презентаций к урокам и внеклассным занятиям...
Отношение вектора к его модулю
Длина направленного отрезка определяет числовое значение вектора и называется длиной...