Основной бизнес

Методические рекомендации по оценке эффективности и качества работы

Оплачивать ли счет-квитанции оплаты взносов на капремонт Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области"?

Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности

Институт наставничества на предприятии

Работа с реестром позиций планов закупок

Мое дело — обзор онлайн бухгалтерии или электронный документооборот через интернет

Как открыть ооо самостоятельно

Эпилепсия и трудоустройство: имеет ли право работодатель уволить сотрудника из-за приступа

Число разных групп бактерий в природе

Современники золотого века русской литературы Издание журнала современник год

Что такое лояльность? Программа лояльности. Как распознать лояльного сотрудника на этапе собеседования Что такое лояльность персонала

ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем Демонстрационный тест по обществознанию

Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ

Инструкция по складированию и хранению оборудования и запасных частей на складах и базах предприятий и организаций министерства газовой промышленности

Презентация "профессия портной"

Регламент бюджетирования на предприятии. Как разработать бюджетный регламент Регламент бюджетирования и бюджетного контроля

Понятия бюджетирования и бюджетного регламента

В процессе внедрения функционирования системы огромное значение играет регламент, целью составления которого является подробное описание бюджетного процесса.

Регламентом бюджетирования определяются состав, взаимосвязь бизнес-процессов и их последовательность, а также сроки выполнения поставленных задач и ответственные за них исполнители. Данный регламент охватывает все этапы бюджетирования, в том числе определение формата бюджета и контроль над его исполнением.

Классификация регламентов бюджетирования

В процессе разработки системы бюджетирования существует множество вариантов построения регламентирующей документации. Вместе с тем в указанной документации обязательно должны быть отражены основные элементы бюджетной системы :

  • Цели бюджетного управления;
  • Смежные подсистемы управления;
  • Объекты бюджетного управления;
  • Ответственные лица за исполнение регламента бюджетирования.

Регламент бюджетирования обычно разбивается на несколько документов для более удобного пользования. Стандартный состав регламентирующей документации (регламентов бюджетирования):

  • Положение о бюджетировании – регламентирует основные параметры бюджетирования, служит основным регламентом при выполнении функций бюджетирования;
  • Положение о финансовой структуре – регламентирует распределение ответственности за исполнением бюджетов, служит в качестве ключевого регламента при определении фондов материального поощрения центров финансовой ответственности;
  • Положение о бюджетном комитете – детализирует утверждение планов и фактических бюджетов, определяет процедуру согласования и утверждения плановых бюджетов и результатов план-факторного анализа;
  • Положение о проектах развития – используется для управления инвестициями и определяет порядок реализации инвестиционной программы развития организации: порядок возникновения проектов развития, механизм их реализации, а также регламент завершения проектов, цели и результаты проектов, их основные финансово-экономические показатели. Такими проектами могут быть, например, закупка нового оборудования или вывод на рынок нового продукта;
  • Положения о бизнес-процессах – описание основных бизнес-процессов, напрямую влияющих на финансовые результаты (производство, снабжение, продажа и т.д.), а также управленческих бизнес-процессов;
  • Положение о финансовой дирекции – определяет функционал и структуру финансовой дирекции предприятия, отражается функции бюджетирования и функции основных финансово-экономических подразделений;
  • Положения о подразделениях – регламентируют работу подразделений предприятия, содержит описание структуры каждого подразделения и описание их функций.

«Описание финансовой модели бюджетирования» – основной документ бюджетного регламента

В качестве регламента бюджетирования может использоваться один документ под названием «Описание финансовой модели бюджетирования», который будет включать в себя методики подготовки фактических и плановых бюджетов, а также методики анализа исполнения бюджетов.

Описание финансовой модели включает в себя:

  • Блок-схемы консолидации бюджетов, показывающие, из каких источников берется информация для формирования каждой статьи бюджета, а также содержит формулы расчета плановых и фактических статей бюджетов;
  • Управленческая учетная политика, в которой прописываются основные принципы признания и оценки хозяйственных операций, классификации затрат;
  • Информационное поле бюджетирования – описываются нормативы, на основе которых рассчитываются переменные статьи бюджетов, зависящие от переменных показателей (переменные расходы, запасы сырья и материалов и т.д.).

«____» ____________________ 20___г.

Лист согласования

СОГЛАСОВАНО:

(должность)

(подпись)

(должность)

(подпись)

(должность)

(подпись)

(должность)

(подпись)

1. Общие положения 5

1.1. Базовые принципы 5

1.2. Сфера применения 5

1.3. Разработка, утверждение и изменение 6

2. Бюджетная структура 7

2.1. Сводные бюджеты 7

2.2. Функциональные бюджеты 7

2.3. Операционные бюджеты ЦФО 8

3. Схема бюджетной структуры организации 9

4. Регламент бюджетирования 15

Термины и сокращения

сгруппированные по принятым в организации признакам показатели экономической деятельности.

Бюджетирование (бюджетное управление)

система управления организацией по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленных целей путем наиболее эффективного использования ресурсов.

Бюджет организации

план, составленный на определенный период времени в натуральном и денежном выражении и определяющий потребность организации в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов.

Бюджетная структура

иерархия операционных, функциональных и итоговых бюджетов организации.

Операционный бюджет

бюджет, описывающий хозяйственные операции обособленного подразделения организации (центра финансовой ответственности).

Сводные бюджеты

результат консолидации функциональных бюджетов, отражающий состояние платежеспособности (Бюджет движения денежных средств), прибыльности (Бюджет доходов и расходов) и стоимости (Бюджет по балансовому листу) организации.

Статья бюджета

составная часть бюджета, по которой осуществляется планирование и учет хозяйственных операций одного типа.

Финансовая структура

иерархия центров финансовой ответственности, взаимодействующих между собой через бюджеты.

Функциональный бюджет

бюджет, описывающий определенную функциональную область деятельности организации (сбыт, снабжение, производство и т.д.).

Хозяйственная операция

простейшее событие в деятельности организации, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений или выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей.

Центр дохода (ЦД)

структурное подразделение, отвечающее за доход, которое оно приносит организации своей деятельностью.

Центр затрат (ЦЗ)

структурное подразделение, отвечающее только за понесенные затраты.

Центр инвестиций (ЦИ)

структурное подразделение, имеющее право распоряжаться внеоборотными активами организации (осуществлять инвестиции и дезинвестиции) и отвечающее за величину ROI (отдача от инвестиций).

Центр маржинального дохода (ЦМД)

структурное подразделение, отвечающее за маржинальный доход (разница между выручкой и прямыми затратами) в рамках своей деятельности.

Центр прибыли (ЦП)

структурное подразделение, отвечающее за величину заработанной прибыли в рамках своей деятельности (разница между выручкой и общими затратами).

Центр финансовой ответственности (ЦФО)

структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от данной деятельности, и, соответственно, отвечающее за эти статьи расходов и/или доходов.

Центр финансового учета (ЦФУ)

структурное подразделение, которое ведет учет установленных для него показателей доходов и/или расходов, но не отвечает за их величину.

1.Общие положения

1.1.Базовые принципы

Целью составления и ведения бюджетов является планирование и учет финансовых результатов деятельности организации.

В зависимости от объекта управления бюджеты подразделяются на бюджеты организации, функциональные и операционные.

С точки зрения предмета ведения бюджетов, выделяются следующие типы бюджетов:

    стоимостные бюджеты, описывающие обороты денежных средств и обязательств;

    натурально-стоимостные бюджеты, описывающие обороты активов в натуральном и стоимостном выражении.

Бюджеты состоят из статей, по которым осуществляется планирование и учет хозяйственных операций одного типа.

Хозяйственная операция – простейшее событие в деятельности организации, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений/выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей.

Доходы – увеличение капитала за счет роста активов (уменьшения обязательств) организации, получаемое в процессе осуществления хозяйственной деятельности за период (не за счет вкладов собственников). Существует три источника получения дохода:

    по основной деятельности – доходы, получаемые в процессе осуществления основной деятельности: объем реализации продукции, товаров, услуг;

    по финансовой деятельности – доходы от судо-заемных и прочих финансовых операций;

    по прочей деятельности – доходы от продажи основных средств, материалов, сырья, а также от предоставления имущества в аренду.

Расходы – затраты материальных и финансовых ресурсов, которые несет организация в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности для получения будущего дохода. Для ведения бюджетов используется следующая классификация затрат:

    основные – затраты, прямо прослеживаемые до источника их возникновения и, соответственно, прямо относимые на себестоимость продукции: затраты на материалы, технологическую электроэнергию, зарплата основных производственных рабочих;

    накладные – затраты, не имеющие прямой связи с производимой продукцией и потому на себестоимость продукции прямо не относимые. Накладные затраты будут относиться на деятельность конкретного подразделения, где возникли, или всей организации, по нормативу, устанавливаемому эмпирическим путем в соответствии с выбранной базой распределения затрат.

Прибыль – превышение доходов над расходами. Прибыль формируется по уровням по мере вычитания соответствующих групп расходов: валовая, операционная, до уплаты налогов, чистая, нераспределенная. Структура уровней прибыли предназначена для анализа и позволяет определить, как та или иная группа расходов влияет на конечный результат.

Уполномоченным по бюджетному управлению назначен.

1.2.Сфера применения

Действие данного Положения о бюджетной структуре (в дальнейшем Положения) распространяется на все подразделения.

Положение применяется для:

    внутреннего использования при решении задач управления;

    обеспечения документированной базы системы бюджетного управления;

    обеспечения непрерывности функционирования системы бюджетного управления и реализации ее требований в ходе меняющихся условий.

1.3.Разработка, утверждение и изменение

Актуализацию Положения, пересмотр и выпуск извещения об изменениях осуществляет. Разработанное Положение и изменения к нему утверждает Генеральный директор.

Каждый работник может представлять свои предложения по изменению или дополнению разделов Положения уполномоченному по бюджетному управлению с обоснованием аргументов по предлагаемому вопросу.

Положение пересматривают в случае возникновения изменений, которые могут быть результатом корректировок в стратегии организации, производственных связях, предпринимаемых как для более полного и целенаправленного соответствия внутренним потребностям управления, так и требованиям окружающей среды.

Положение об экспертизе - Состав...

  • Концепция управления муниципальным имуществом в куйбышевском сельсовете I. Общие положения

    Решение

    Предполагается разработать и утвердить положение о приватизации имущества, находящегося... муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их Уставы, назначают на... между подразделениями. Технология бюджетирования обеспечивает возможность выбора...

  • Методика расчета лимитов долговой позиции 7 > Регламент управления долговой позицией Общества и осуществления контроля за соответствием лимитам 14 Заключительные положения 28

    Регламент

    Заключительные положения 5.1. Настоящее Положение , а также все дополнения и изменения к нему утверждаются Советом... 2.1.2. Улучшения качества планирования, прогнозирования и бюджетирования . 2.1.3. Увеличения текущей выручки. 2.1.4.Истребования...

  • Должностная инструкция 91 Положение о подразделении 95 Использование Business Studio в проектах по автоматизации 100

    Инструкция

    Как система менеджмента качества, бюджетирование , CRM и прочие, ... с типом «Должность». 7.5.Положение о подразделении Положение о подразделение предназначено для формализации... Структуру и штат Подразделения утверждает Значение параметра «Руководитель...

  • Эффективное планирование в практике хозяйственной деятельности предприятия создает дополнительные конкурентные преимущества благодаря более эффективной организации управления финансовыми потоками, ресурсами, капиталом и другими активами. Актуальным стало превентивное понимание возможностей для развития бизнеса, так как время сверхприбылей осталось в прошлом. Обоснованность прогнозов развития компании на перспективу дает организация системы бюджетирования.

    Понятие «бюджет» является релевантным сути термину «план». Потребность предприятия в ресурсах, которые необходимы для получения желаемых (запланированных) доходов в денежном и натуральном выражении, определена на конкретный период времени и является бюджетом компании.

    Для описания сути процесса основ бюджетирования используется достаточно много определений. Все они вполне обоснованы. «Это процесс планирования движения и распределения ресурсов по предприятию в рамках определенного периода в будущем». «Это технология управления всеми направлениями бизнеса на всех уровнях компании, что обеспечивает достижение стратегических целей посредством бюджетов на основе сбалансированных показателей». «Это непрерывный процесс составления, контроля и исполнения бюджетов».

    Рисунок 1. Формирование функциональных бюджетов на примере программного продукта «WA: Финансист».

    Масштабность процессов бизнес планирования и бюджетирования может быть различной, она зависит от объемов хозяйственной деятельности компаний, вне зависимости от того, функционируют они в Москве или других регионах России. В узком смысле – это финансовое планирование, сводящееся к формированию БДДС, БДР и БЛ, в более широком смысле – это технология хозяйственного планирования, включающая совокупность операционных и финансовых бюджетов, составляемых с определенной периодичностью. И, в глобальном смысле – это технология управления, охватывающая все бизнес-процессы компании, в рамках которой осуществляются сложные процедуры организации бюджетирования с нуля, текущего и стратегического планирования, учета, контроля, анализа, регулирования, касающиеся многих видов деятельности и многочисленных структурных подразделений (или организаций, если речь идет о холдинге). Образец сложного бюджетного процесса может быть рассмотрен на примере строительной организации.


    Рисунок 2. Консолидированная отчетность по группе компаний на примере программного продукта «WA: Финансист».

    Задачи бюджетирования

    Модель внедрения бюджетирования на предприятии может быть различной, она учитывает индивидуальные особенности компании. Ее сложность зависит от стадии развития предприятия.

    1. На первых этапах развития предприятия создаются только краткосрочные бюджеты, решающие простые задачи планирования.

    2. На стадии оживления деятельности предприятие формирует сбалансированный БДР. Он может быть ориентирован на достижение точки безубыточности, то есть показатели плановой прибыли (убытка) могут сводиться к нулю.

    3. При переходе компании в стадию стабилизации, которая определяет позитивное состояние общего баланса и является основой будущего успеха, основы бюджетирования на предприятии уже в большинстве случаев внедрены, система совершенствуется, определяются значимые цели прогресса. В БДР задаются позитивные значения прибыли. Формируется инвестиционный бюджет, в котором планируются средства на развитие предприятия. В этот период формируются центры финансовой ответственности, а их функции, полномочия и обязанности закрепляются положениями учетной и бюджетной политики.

    4. При переходе компании на стадию зрелости, процесс бюджетирования осуществляется полномасштабно. Его основой является регламент бюджетирования и включает целый комплекс планов, определяющих цели бизнес-направлений и детализирующих показатели разных аспектов деятельности предприятия. Формируется сводный бюджет компании, нацеленный на решение стратегических задач, он включает совокупность операционных и финансовых бюджетов.

    Этапы бюджетирования предполагают последовательное выполнение таких задач:

    • Осмысление бизнеса с определением целей и задач.
    • Финансовое планирование.
    • Решение коммуникационных задач (координация).
    • Финансовый учет.
    • Бюджетный контроль.
    • Корректировка (переосмысление).
    • Анализ и постановка мотивационных задач (переход к новому периоду планирования).

    Все эти этапы равнозначны по приоритетности, для получения положительного результата их необходимо рассматривать в совокупности.

    Цели внедрения бюджетирования

    С точки зрения управленческой технологии, внедрение основ бюджетирования и планирования преследует цели:

    • планирования хозяйственной деятельности предприятия на конкретный период;
    • оптимизации затрат и создания условий для получения прибыли;
    • координации деятельности различных структурных подразделений;
    • решения коммуникационных задач – доведения показателей (целей) бюджета до сведения руководителей всех уровней;
    • стимулирования руководителей ЦФО на достижение целей компании;
    • контроля и оценки эффективности деятельности ЦФО посредством сопоставительного анализа фактических показателей с плановыми;
    • выявления потребности финансовых ресурсов и оптимизация денежных потоков.

    Технология бюджетирования предполагает, что сводный бюджет является основным во всей системе, он обобщает комплекс скоординированных по всем ЦФО планов. Он включает операционные и финансовые бюджеты.

    Результирующими являются финансовые бюджеты: БДДС, бюджет капитала, прогнозный баланс. Бюджет доходов и расходов является обобщающим в категории операционных бюджетов. В него могут быть сведены данные из различных функциональных бюджетов.

    Основным документом, описывающим бюджетную систему, принципы планового управления, финансовую структуру и периодичность формирования бюджетов является Положение о бюджетировании на предприятии. Оно может включать следующие разделы:

    • Общие положения.
    • Финансовая структура.
    • Методология планирования.
    • Методология контроля.
    • Регламент бюджетного процесса.
    • Порядок изменения Положения.

    Рисунок 3. Пример положения о бюджетировании.

    Создание и введение такого документа характерно для небольших предприятий с незначительными объемами хозяйственной деятельности. На более крупных предприятиях, например, осуществляющих свою деятельность в Москве или других мегаполисах РФ, утверждается общий регламент бюджетирования, который включает в себя совокупность положений, описывающих нормы и правила для каждого этапа или объекта бюджетирования. В него могут входить:

    • Положение о проектировании и утверждении финансовой структуры компании.
      Этот документ определяет ЦФО, закрепляет за ними ответственность за составление бюджетных планов и их реализацию.
    • Положение о формировании бюджетной модели.
      Этот документ определяет содержание различных классификаторов, перечень и иерархию статей дохода и расхода, виды бюджетов и их отношение к центрам ЦФО, методологии, взаимосвязь всех организационных, учетных и других параметров, периодичность составления планов, формы отчетности, методики анализа показателей и другие критерии.
    • Положение о бюджетной политике.
      Этот документ по своей сути является законодательным в рамках предприятия – это главный бюджетный регламент. Он определяет основные принципы и особенности бюджетирования мероприятий и пути их реализации.
    • Положение о разработке бюджетного регламента на предприятии.
      Описывает процедуру планирования, форматы бюджетов, временной период, программу действий каждого из участников процесса бюджетирования.

    На этапе организации и внедрения бюджетный регламент, как образец документа, может описывать отдельное Положение о бюджетировании, регулирующее правила осуществления этого процесса.

    Бюджетный цикл включает в себя несколько последовательных этапов:

    • целей на будущий плановый период с учетом Положения о бюджетировании промышленного, торгового или предприятия любой другой формы;
    • сбор информации для формирования проекта;
    • обобщение и анализ собранной информации,
    • разработка проекта бюджета;
    • оценка и корректировка проекта;
    • утверждение проекта;
    • исполнение бюджета и возможная корректировка его показателей;
    • текущий и итоговый анализ отклонений;
    • представление отчета об исполнении бюджета;
    • анализ достижения целей за отчетный период;
    • прогноз перспектив на будущий период и определение целей;
    • выработка рекомендаций для разработки будущих планов.

    За реализацию каждого этапа соотносительно к каждому отдельному виду бюджета отвечает конкретный исполнитель. Главным органом, координирующим процесс на предприятии в целом и отвечающим за разработку регламента составления бюджета, является бюджетный комитет. Его состав утверждается руководителем компании. Он может быть временным или постоянным, его функции могут видоизменяться, он отвечает за содержание Положения о бюджетном процессе.

    Бюджетирование основывается на реализации следующих принципов (они обусловлены в регламенте по бюджетированию):

    • бюджетная интеграция;
    • принцип последовательности;
    • бюджетирование строится на основе норм и нормативов;
    • принцип сквозного бюджетирования;
    • принцип методической сопоставимости.

    Организация бюджетирования - важный процесс, определяющий конкретные цели и изменяющий структуру компании. Поэтому выбор программы для автоматизации, которая продемонстрирует эффективность бюджетирования, является ответственным действием. "WA: Финансист" предлагает универсальные программные продукты, которые внедрены на крупных и малых предприятиях в Москве и других регионах РФ. Технологические и функциональные возможности системы «WA: Финансист» развиваются с апреля 2007 года. За 8 лет, поставив цель создания максимально эффективного решения для финансистов, было разработано и выпущено более 40 версий (релизов) «Финансиста»!

    Бюджетирование - это технология организации и управления компанией, основанная на достижении ее стратегических целей с помощью бюджетов - согласованных планов деятельности компании в целом и его структурных подразделений, выраженных в количественных финансовых показателях.

    Бюджетирование - регулярно повторяющийся технологически сложный бизнес-процесс, в который вовлечены многие сотрудники предприятия. Для успешной реализации процедуры бюджетирования необходима формализация бюджетного процесса.

    Основные документы, регулирующие процесс бюджетного управления предприятием:

    · Финансовая структура - документ, структурирующий зоны финансовой ответственности предприятия.

    · Положение о Бюджетном Комитете - документ, определяющий полномочия членов комитета по координации и контролю за процедурами бюджетного управления.

    · Положение о Бюджетировании - документ, устанавливающий общие положения, основные понятия и методологию бюджетного процесса, а также укрупненный регламент бюджетного процесса. Положение о бюджетировании должно раскрывать также цели и задачи бюджетного управления в компании.

    · Бюджетный регламент - документ, содержащий шаблоны форм бюджетных документов, инструкции и схемы процессов составления и утверждения бюджетов.

    · Регламент исполнения платежей - документ, описывающий порядок прохождения, согласования и исполнения платежей.

    · Положение о мотивации персонала - документ, описывающий принципы построения системы мотивации персонала предприятия, направленной на эффективное решение задач, стоящих перед предприятием, каждым сотрудником этого предприятия.

    Бюджетный регламент должен давать четкие ответы на вопросы, связанные с процессом исполнения технологии бюджетирования. В Бюджетном регламенте должны быть указаны ответственные за каждую стадию бюджетного процесса.

    Приложением к Бюджетному регламенту формируется график со сроками разработки, согласования, консолидации, анализа и утверждения бюджетов всех уровней.

    Формализация методологических и организационных аспектов бюджетирования помогает определить взаимодействие структурных подразделений и обеспечить эффективное выполнение работ по формированию бюджета предприятия.

    После разработки форм, методики составления и утверждения операционных и финансовых бюджетов необходимо обучить персонал работе в рамках бюджетного регламента.

    21. Бизнес-план предприятия: сущность, структура.

    Бизнес-план – документ, в котором систематизируются основные аспекты намеченного новой или действующей фирмой коммерческого мероприятия. Процедура разработки бизнес-плана позволяет предвидеть возможные проблемы, избежать ошибок в управлении, распознать и оценить два основных вида рисков, присутствующих в любом бизнесе: внутренний, над которым предприниматель в целом имеет контроль (персонал, товарно-материальные запасы, местоположение бизнеса), и внешний (экономические условия, новое законодательство, погода) т.е. то, что предприниматель не в состоянии изменить. По содержанию и назначению бизнес-планы достаточно многообразны. Среди наиболее распространенных типов бизнес-планы: Полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснования стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов; бизнес-план компании (группы) - изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период, например, перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов; бизнес-план структурного подразделения (центра финансовой ответственности) - изложение перед высшим руководством компании плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли; бизнес-план (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора. В бизнес-плане предпочтителен скорее пессимистический, чем оптимистический прогноз, реалистическая оценка способностей предпринимателя, составляющего план, и возможностей, существующих для его бизнеса.

    Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопросы, стоит ли вообще вкладывать деньги в данное дело и окупятся ли все затраты сил и средств. Он помогает предугадать будущие трудности и понять, как их преодолеть.

    · резюме (кратко суммирующее основные моменты бизнес-плана);

    · сведения о компании (раскрываются содержание бизнеса и направления работы);

    · «Среда для бизнеса» (раздел, в котором определяются объемы рынка сбыта для производимого продукта (услуг и т.п.), доля рынка, которую предполагается захватить);

    · план по маркетингу и продажам (показывает планируемые объемы продаж и то, как это будет достигнуто);

    · оперативный план (план приобретения оборудования, строительства, закупок и т.п.);

    · план по трудовым ресурсам (подготовка, организация найма рабочей силы);

    · финансовый план (где обобщаются прогнозные денежные потоки). Обоснованность и полнота этого раздела имеет особое значение в случаях, когда компания рассчитывает с помощью бизнес-плана привлечь сторонних инвесторов для реализации намеченных коммерческих мероприятий (проекта).

    Бизнес-план - полезный инструмент контроля за состоянием дел. Используя его для наблюдения за результатами, можно уже по прошествии недолгого времени обнаружить те или иные отклонения, требующие корректировок, и своевременно поправить дело. Поэтому бизнес-план – документ адаптивный, он должен постоянно пересматриваться по ходу дела.

    22. Финансовый план как составная часть бизнес-плана предприятия. Этапы составления финансового плана.

    Финансовый план – важнейший элемент бизнес-планов, составляемых как для обоснования конкретных инвестиционных проектов и программ, так и для управления текущей и стратегической финансовой деятельностью. Этот документ обеспечивает взаимоувязку показателей развития организации с имеющимися ресурсами. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того чтобы представить их в стоимостном выражении.

    Основные этапы составления финансового плана на предприятии:

    · прогноз объема реализации;

    · производственный план;

    Регламент БДДС (Бюджетирование движения денежных средств) на примере Производства

    Целью любого регламента является упорядочивание деятельности участников бюджетного процесса при планировании, анализ и контроль исполнения бюджета движения денежных средств, а так же подробное описание всех значимых составляющих системы. В данной статье будет рассмотрен регламент Бюджетирование движения денежных средств на предприятии, в соответствии с установленными едиными методологическими правилами.

    Цели регламента

    Регламентом устанавливается состав данных, необходимых для формирования бюджета, порядок их предоставления, принципы учета и обработки плановой и отчетной информации, права и обязанности участников бюджетного процесса.

    Ответственность за организацию работы согласно положений Регламента осуществляет Финансовый директор, обеспечивая неукоснительное выполнение регламентированных процедур всеми подразделениями и службами, а так же работниками организации.

    Регламент бизнес-процесса «Бюджетирование» обязателен для исполнения всеми указанными в нем службами, его исполнение может служить критерием оценки эффективности работы подразделения.

    Функции системы бюджетирования движения денежных средств

    К основным функциям системы бюджетирования ДДС относятся:

    Для повышения эффективности деятельности системы бюджетирования предусмотрен матричный принцип распределения ответственности посредством организации планирования по горизонтали (по статьям бюджета) и по вертикали (по центрам/субцентрам ответственности).

    Методология работы Регламента

    Работа Регламента осуществляется в соответствии со следующими блоками.

    1. Блок планирование ДДС (годовой план и план месяца)
    1.1 Заполнение и проведение бюджетов ЦФО (для месяца: до начала планируемого месяца за 5 дней; для года: ноябрь).
    1.2. Оптимизация плана ДДС и устранение кассовых разрывов (для месяца: до начала планируемого месяца за 3 дня; для года: первая неделя декабря).
    1.3. Согласование плана ДДС в разрезе ЦФО с их руководителями (для месяца: до начала планируемого месяца за 2 дня; для года: 2-я и 3-я неделя декабря).
    1.4. Утверждение генерального, операционных бюджетов ЦФО (для месяца: до начала планируемого месяца за 1 дня; для года: 4-я неделя декабря).

    2. Блок платежей и текущего контроля
    2.1. Заполнение и проведение реестра входящих платежей. На этом этапе осуществляется также контроль соответствия фактических входящих платежей плану в дневном и месячном разрезе.
    2.2. Заполнение реестра исходящих платежей и его проведение. На этом этапе осуществляется также контроль соответствия фактических исходящих платежей плану в дневном и месячном разрезе.

    Формирование исходящих реестров платежей проводится на основании заявок на платеж подаваемых в электронной (бумажной) форме

    3. Прогнозирование
    Прогнозирование представляет собой инструмент предоставления данных, касательно перспектив финансовой ситуации на предприятии на основе планов и фактических тенденций поступления и расходования денежных средств.

    Другими словами, это процесс моделирования будущей ситуации на предприятии или фирме, который основан как на плановых, так и фактических показателях.

    Механизм прогнозирования основывается на выборе базового периода. Базовый период представляет собой период, при выборе которого, данные с начала месяца (года) по выбранную дату (месяц) включительно берутся по фактическим движениям, далее - от следующего за базовой датой числа (месяца) до конца месяца (года) - по плановым движениям.

    Наиболее эффективно за базовую дату брать последний период (дату), по которому факт уже заполнен.
    Основная задача прогнозирования месяца - заранее предвидеть возможное снижение остатков денежных средств от плана или наступления кассовых разрывов.

    Прогноз года необходимо осуществлять ежемесячно в конце месяца.

    4. Контрольный блок
    План-факт анализ соответствия планируемых и фактических платежей ДДС. Последовательность, ответственные лица и сроки проведения управленческих операций, указанных в таблице 1:

    Таблица 1

    Операция

    Ответственное лицо

    Срок проведения

    Документ

    Блок «Планирование ДДС»

    Заполнение и проведение бюджетов ЦФО

    Ответственное лицо ЦФО (см. раздел 2 пункт 2.1.)

    Для месяца: до 25-го числа каждого месяца, для года: ноябрь.

    Форма «БДДС по ЦФО»

    Оптимизация плана ДДС и устранение кассовых разрывов

    Экономическая служба

    Для месяца: до 27-го числа каждого месяца, для года: 1-я неделя декабря

    Форма «БДДС консолидированная»

    Согласование плана ДДС (ознакомление с планом) в разрезе ЦФО с их руководителями

    Экономическая служба

    Для месяца: до 28-го числа каждого месяца;
    для года: 2-я и 3-я неделя декабря

    Утверждение генерального бюджета

    Финансовый директор

    Для месяца: до 30-го числа каждого месяца; для года: 4-я неделя декабря

    Распечатанные формы бюджетов

    Блок «Платежи и текущий контроль»

    Заполнение и проведение реестра входящих платежей

    Бухгалтер, Коммерческий отдел

    Ежедневно, до 10.00

    Форма «Реестр Вх.»

    Предоставление счетов и прочих документов на оплату (или проведение заявок на оплату ЦФО в электронном виде)

    Уполномоченное лицо ЦФО - Бухгалтеру

    Ежедневно, до 9.00

    Заявка на оплату

    Заполнение реестра исходящих платежей

    Бухгалтер

    Ежедневно, до 10.00

    Форма «Реестр Исх.»

    Утверждение реестра исходящих платежей

    Экономическая служба;
    Финансовый директор

    Ежедневно, до 11.00

    Блок «Контрольный»

    Сопоставление плановых и фактических платежей

    Экономическая служба

    Ежедневно, в течение дня

    Запрос начальнику ЦФО по отклонениям бюджета

    Экономическая служба

    По мере необходимости. При отклонениях от текущего бюджета более 5 %.

    Обоснование отклонения от бюджета

    Ответственное лицо ЦФО

    В течение 4-х часов после поступления запроса

    Форма запроса и обоснования в Приложении 2 Регламента

    Прогнозирование

    Прогноз месяца

    Экономическая служба

    Прогноз года

    Экономическая служба

    Ежемесячно, при закрытии планирования месяца

    * подписывается приказ на исполнение обязанностей по утверждению реестров и осуществление текущего контроля платежей в отсутствие основного исполнителя (Генерального директора).

    Перечень бюджетов предприятия

    Основным бюджетом, регламентирующим деятельность предприятия на месяц, является месячный бюджет ДДС (генеральный бюджет месяца).

    Основным бюджетом, регламентирующим деятельность предприятия на год, является годовой бюджет ДДС (генеральный бюджет года.

    Финансовая структура предприятия использует семь операционных бюджетов.

    1. Основным бюджетом является генеральный бюджет движения денежных потоков (по году и по месяцу), составляемый в двух видах:

    • план движения денежных потоков;
    • факт движения денежных потоков.

    2. Операционные бюджеты:

    Таблица 2

    Данные операционных бюджетов формируются как совокупность данных определенных статей ДДС.

    Корректировка бюджета

    В случае значительного изменения текущей производственной или финансовой ситуации на предприятии Генеральный бюджет месяца (года) может быть скорректирован по одной или нескольким статьям.
    Заявка оформляется начальником ЦФО, ответственным за планирование и расходование средств по изменяемым статьям.

    Причины корректировки бюджета:

    • перенос денежных средств с одной статьи на другую;
    • изменения результата движения денежных средств по ЦФО (изменения доходной или расходной составляющей).

    Открытие планирования осуществляется на срок, указанный в служебной записке.

    Оптимизация плана движения денежных средств

    Оптимизация плана ДДС может быть следующих видов:

    • первичная оптимизация, проводимая в период утверждения плана ДДС (блок «Планирование»;
    • последующие оптимизации, проводимые после корректировки плана ДДС (блок «Текущая деятельность»).

    Основными задачами оптимизации плана ДДС являются:

    1. Устранение кассовых разрывов (недостатка денежных средств для оплаты счетов и прочей задолженности).
    2. Планирование остатков денежных средств и повышение эффективности их использования.
    3. Четкое финансирование запланированных проектов в целях выполнения стратегических планов предприятия.

    Оптимизация плана ДДС осуществляется экономической службой.

    Анализ исполнения бюджета финансовых потоков

    При наличии план-факт отклонений в бюджете месяца ЦФО по статье, превышающее 10%, ответственное лицо (руководитель) ЦФО предоставляет служебную записку с описанием причин отклонений месячного бюджета.

    Описание причин отклонений при превышении указанных предельных процентов осуществляется как при перерасходе, так и при экономии по статьям и относится как к доходным, так и расходным статьям.

    Общий анализ исполнения бюджета осуществляется посредством план-факт анализа ДДС.

    Вам также будет интересно:

    Калифорнийские перепела: описание породы Температура и освещение
    Калифорнийский перепел славится своей популярностью среди птицеводов, занимающихся...
    Ближайший рубль бум. «Рубль Бум. Отзывы и жалобы
    уточняйте информацию об актуальном каталоге на июнь 2019 по телефонам: +7 800 333 01...
    Должностная инструкция диспетчеру автомобильного транспорта Что должен знать диспетчер автомобильного транспорта
    Диспетчер автомобильного транспорта. 1. Должность диспетчера автомобильного транспорта...
    Пример составления характеристики с места работы (образец)
    Диспетчер автомобильного транспорта. 1. Должность диспетчера автомобильного транспорта...