Основной бизнес

Оплачивать ли счет-квитанции оплаты взносов на капремонт Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области"?

Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности

Институт наставничества на предприятии

Работа с реестром позиций планов закупок

Мое дело — обзор онлайн бухгалтерии или электронный документооборот через интернет

Как открыть ооо самостоятельно

Эпилепсия и трудоустройство: имеет ли право работодатель уволить сотрудника из-за приступа

Число разных групп бактерий в природе

Современники золотого века русской литературы Издание журнала современник год

Что такое лояльность? Программа лояльности. Как распознать лояльного сотрудника на этапе собеседования Что такое лояльность персонала

ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем Демонстрационный тест по обществознанию

Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ

Картирование потока создания потребительской ценности Этапы картирования

Презентация "профессия портной"

Калифорнийские перепела: описание породы Температура и освещение

Саморегулирование в правовом механизме предпринимательства. Саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности

2.1 Понятие и сущность саморегулирования предпринимательской деятельности

В экономическом смысле под саморегулированием хозяйственной деятельности понимается легитимное объединение бизнеса для целей разработки правил хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. В качестве индикатора общественной значимости организаций саморегулирования (СРО) принимается выполнение ими функций по рассмотрению жалоб аутсайдеров и внесудебному разрешению споров.

Регулирование, как оно понимается в мире, состоит из трех частей. Во-первых, это регулирование законами. Во-вторых, сфера деятельности, относящаяся к компетенции саморегулируемых организаций, включая обычаи делового оборота, кодексы корпоративного поведения и т.д. И в-третьих, это сфера, в которой осуществляется оперативное регулирование органом исполнительной власти. Если провести сравнение систем регулирования на развитых рынках и в России, то картина на получается следующая.

Законы у нас еще не до такой степени подробны, как этого хотелось бы, а значит, и не достаточно четко описывают функционирование рынка. Саморегулирования у нас практически нет, хотя некоторые обычаи делового оборота за 10 лет развития рыночной экономики отчасти сформировались. Поэтому все поле регулирования на сегодняшний день во всех отраслях профессиональной деятельности у нас занимают органы исполнительной власти. Мы пришли к тому, что у нас сегодня надзорные функции всех государственных органов совпадают или совмещаются с регулирующими функциями, т.е. правоустанавливающими. Таким образом, налицо конфликт интересов, о котором сегодня говорят уже все. Невозможно совмещение правоустанавливающих и надзорных функций в одном органе. Во всем мире сферы деятельности, которые трудно регулировать "сверху", отдают на откуп саморегулированию, за исключением тех случаев, когда это касается вопросов национальной безопасности, чрезвычайных ситуаций и т.п. Например, одна из форм регулирования, которую можно определить как функцию государственного комиссара на бирже, необходима в ситуации нестабильности организованного рынка. То есть когда рынок выходит за рамки заданных параметров, тогда государство-надзиратель останавливает торги. Получается, что при особых обстоятельствах, которые описаны в законе, возникают специальные права у государственного органа. Это и есть либеральная модель регулирования, которая применяется во многих странах.

Пытаясь усовершенствовать законодательство на финансовых рынках по частям, отдельными поправками, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия единого понимания, что такое регулирование на финансовых рынках как таковое. Существует разная терминология в текстах разных законов. Сложившийся ведомственный подход к регулированию финансовых рынков создает препятствие для их развития. Рынки у нас существуют не как единый, целый финансовый рынок со специальными разделами - ипотека, лизинг, ценные бумаги и т.д., а как совокупность предельно разрозненных по терминологии, принципам, правилам сегментов. Например, за развитие ипотеки в России почему-то отвечает Госстрой, поэтому вся терминология в ипотечной сфере носит, мягко говоря, непрофессиональный характер. В лучшем случае это переводы элементов западных моделей регулирования ипотеки. Почему-то говорится только о жилищной ипотеке, которая должна стимулировать строительство жилья. Это верно, но это вторичная цель. В ипотеке может быть не только жилье, но и любая другая недвижимость, в том числе земля. Госстрой, "занимаясь" ипотекой, исказил это понятие.

Сегодня предпринимательское сообщество, объединенное во всякого рода ассоциации по профессиональному признаку - оценщиков, аудиторов и т. д., существует на основе закона о некоммерческих организациях, т.е. на том же праве, на котором существует, например, общество рыболовов-любителей. Рискну предположить, что для целей экономического развития это не может быть одно и то же право.

Во-первых, некоммерческие организации - это добровольные объединения, а членство в саморегулируемых организациях в ряде случаев обязательно, например для нотариусов. Во-вторых, право устанавливать стандарты поведения для, своих членов у некоммерческих организаций может быть только в том случае, когда члены делегировали это право самой организации. Но они как его делегировали, так могут и отобрать. По этой причине мы сегодня прописываем в законопроект о СРО для тех организаций, которые получат статус сам о регулируемых, обязанность устанавливать стандарты рыночного поведения для своих членов.

Саморегулируемые организации должны, на наш взгляд, участвовать в формировании нормативной базы, т.е. быть действительно квалифицированными оппонентами исполнительной власти, потому что, нужно признать, сегодня власть регулирует рынок так, как ей это кажется правильным. И основная причина, по которой у нас не идет административная реформа, как раз и состоит в том, что исполнительная власть пытается уменьшить свои собственные полномочия, действуя изнутри системы, что практически невозможно.

В ряде стран национальные торговые палаты также являются саморегулируемыми организациями, представляющими предпринимательские сообщества, в том числе и те, которые построены по профессиональному признаку. Их представители участвуют в заседаниях правительств своих стран, и законопроект не может быть направлен в парламент для принятия, если он не прошел через национальную торговую палату. Вот это рассматривается как необходимый процесс общественной экспертизы законопроектов.

У нас в стране профсоюзы и их представители принимают участие в заседаниях Правительства РФ, а вот представители предпринимательского сообщества, высоко профессионализированных сегментов рынка редко туда приглашаются. В связи с этим, я считаю принятие закона о СРО самым важным на нынешнем этапе административной реформы. Если первый этап - уменьшение количества лицензируемых видов деятельности и ревизия полномочий органов власти, то второй этап - это наделение специальными правами институтов профессионального общественного регулирования, правами, не идентичными правам органов исполнительной власти, но все-таки составляющими значимый элемент системы регулирования предпринимательской деятельности. То есть создание саморегулируемых организаций - это фактически создание институтов, которые будут, оппонируя власти, оптимизировать и детализировать регулирование.

Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности

Развитие саморегулирования может рассматриваться как одно из приоритетных направлений оптимизации государственного вмешательства и совершенствования качества регулирования в России. Развитие саморегулирования бизнеса в различных формах...

Деятельность Департамента по развитию предпринимательства Министерства экономики Республики Тыва

Предпринимательство -- это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе...

Малое предпринимательство. Государственная поддержка малого предпринимательства

С переходом к рыночным отношениям, проведением экономических реформ, в условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ, услуг расширяется сфера предпринимательской деятельности...

Малое предпринимательство: проблемы и перспективы развития

В Гражданском кодексе РФ предпринимательство характеризуется следующим образом: "Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность...

Малый и крупный бизнес в экономике России

Ни для кого не секрет, что наибольшую прибыль человеку может принести только предпринимательская деятельность. Это организация труда, сопряженная с высоким уровнем риска, ведь, как правило...

Планирование на предприятии

Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому одна из основных задач государства - развитие предпринимательства...

Понятие и признаки предпринимательской деятельности в РФ

В основе предпринимательства как общественно-значимого явления лежит основополагающий принцип естественного права - принцип индивидуальной свободы. С началом экономических реформ в нашей стране частная инициатива, предприимчивость...

Предпринимательская деятельность и ее функции

Предпринимательство - деятельность, осуществляемая частными лицами, предпринимателями или организациями по производству...

Предпринимательство в экономике региона

Легальное определение предпринимательской деятельности дано в ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации: «Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность...

Производственный потенциал предприятия ТОО "Кузнецов и К" и пути его повышения

Основу любой экономики составляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Без производства не может быть потребления, можно только какое-то время проедать накопленное богатство и остаться в конечном итоге них чем...

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью...

Экономические факторы создания предприятия по продаже межкомнатных дверей

Легальное определение предпринимательской деятельности дано в ст. 2 ГК РФ. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность...

Знать: понятие саморегулирования; систему правового обеспечения саморегулирования; требования, предъявляемые к получению статуса СРО в различных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности.

Уметь: осуществлять мониторинг законодательство о саморегулировании, анализировать изменения; выявлять общее и специальное в правовом институте саморегулирования; разрабатывать локальные акты СРО; использовать правовой механизм саморегулирования для обеспечения предпринимательской деятельности и защиты прав членов СРО; применять механизмы дополнительной имущественной ответственности СРО.

Владеть: навыками анализа сущности саморегулирования, правовой природы СРО с позиций законодательства, доктрины, судебной практики.

Правовые основы саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности

Основным законодательным актом, определяющим правовые основы саморегулирования предпринимательской деятельности, является Закон о СРО. Нельзя не отметить, что принятие данного закона явилось началом реформирования всей системы государственного регулирования предпринимательства. В ряде сфер произошел переход от такого традиционно используемого способа воздействия государства на бизнес как лицензирование, к саморегулированию.

Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций (далее - СРО) определен положениями ГК РФ. Основы правового положения СРО как некоммерческих организаций установлены Законом о некоммерческих организациях.

Закон о СРО появился тогда, когда в России был уже накоплен значительный опыт объединения субъектов рынка в профессиональные сообщества, сложились традиции саморегулирования в отдельных сферах предпринимательства . Кроме того, известен положительный опыт деятельности профессиональных саморегулируемых организаций в зарубежных странах 1 . Следует отметить, что некоторые ученые негативно отнеслись к появлению Закона о СРО .

Как представляется, необходимость появления единого Закона о СРО диктуется введением в законодательные акты требования обязательного членства в СРО для субъектов отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Поскольку зачастую СРО приходит на смену лицензированию, необходимо выработать единые подходы в отношении правовой природы, требований к таким организациям, процедуре их легитимации, функциям т. п. Сделать это можно только в рамках единого закона, что, впрочем, не отрицает, а, напротив, предопределяет дифференциацию норм в специальном законодательстве.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о СРО, особенности приобретения, прекращения статуса СРО, правового положения СРО, деятельности СРО, порядка приема в члены СРО и прекращения членства в СРО, порядка осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов и применения СРО мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного надзора за соблюдением СРО, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства РФ, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства РФ о СРО могут устанавливаться федеральными законами. Такие особенности предусматривает, например, Закон о банкротстве, Закон об аудите, Закон об оценочной деятельности, Закон об электроэнергетике, Закон об энергосбережении, Закон о теплоснабжении, Закон о сельскохозяйственной кооперации, Закон о кредитной кооперации, Закон о рекламе и др.

Особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства устанавливаются ГрК РФ.

Закон о СРО имеет ограниченную сферу действия. Он не распространяется на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй.

Данный пробел общего закона с 11 января 2016 г. восполняет Закон о СРО на финансовом рынке, который регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением некоммерческими организациями, объединяющими финансовые организации, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 3 указанного закона, статуса СРО в сфере финансового рынка, осуществлением ими прав и обязанностей, взаимодействием СРО и их членов с Банком России, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Помимо этого, нормы о саморегулировании на финансовом рынке содержатся в отдельных законодательных актах, в числе которых можно назвать Закон о РЦБ, Закона об инвестиционных фондах, Закон о ЖНК и др.

Таким образом, правовые основы саморегулирования включают: соответствующие положения ГК РФ и Закона о некоммерческих организациях, нормы Закона о СРО и Закона о СРО на финансовом рынке, положения специального законодательства.

Изложенное позволяет говорить о существовании в рамках правового режима саморегулирования дифференциации на:

  • а) общий режим саморегулирования (определен Законом о СРО);
  • б) специальныйрежим саморегулирования, в рамках которого правовое обеспечение саморегулирования осуществляется:
    • - Законом о СРО с особенностями, установленными специальным законодательством, либо
    • - Законом о СРО на финансовом рынке и специальным законодательством.

Думается, данный фактор нельзя оценивать как негативный, дифференциация в праве необходима, также как и формирование единых концептуальных подходов. Вместе с тем анализ норм специального законодательства о саморегулировании позволяет выявить ряд проблем. В первую очередь эти проблемы связаны с существенными противоречиями правового регулирования. В целом же анализ законодательства в сфере саморегулирования позволяет выявить его децентрализацию. Постепенно Закон о СРО утрачивает свой системообразующий характер. Нами уже высказывалась позиция, согласна которой для того, чтобы устранить данную центробежную тенденцию, необходимо в Законе о СРО четко определить принципы саморегулирования, обязательные и для тех сфер экономической деятельности, саморегулирование в которых подчиняется положениям названного акта, даже в рамках специального режима 1 .

Важно отметить, что в 2014-2015 гг. Минэкономразвития России и эксперты РСПП провели исследование итогов развития института саморегулирования в России, выявив его недостатки и достоинства. Результатом стало утверждение Правительством РФ Концепции совершенствования механизмов саморегулирования (далее - Концепция) . Основной целью совершенствования механизмов саморегулирования, как отмечено в Концепции, является формирование единой эффективной общегосударственной модели саморегулирования, определяющей цели и задачи саморегулирования, а также позволяющей использовать его потенциал для повышения качества товаров (работ, услуг) субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности. Реализация указанной цели будет осуществлена путем внесения в Закон о СРО и отраслевое законодательство РФ изменений, закрепляющих единые систематизированные и актуализированные обязательные требования к СРО и национальным объединениям СРО.

Помимо законодательных актов, отношения по саморегулированию подпадают под действие многочисленных подзаконных нормативных правовых актов, актов Банка России, принятых во исполнение законодательных положений. В качестве примера приведем Указание Банка России от 13 сентября 2015 г. № 3797-У «О требованиях к стандартам саморегулируемой организации форекс-дилеров» .

Саморегулирование является комплексным правовым институтом отрасли предпринимательского права, включающим в себя нормы, регулирующие как частные, так и публичные отношения. Правовое обеспечение саморегулирования строится на сочетании императивных и диспозитивных начал, с использованием как частно-правовых, так и публично-правовых средств воздействия на поведение хозяйствующих субъектов.

  • См.: Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация: монография /отв. ред. И. В. Ершова. М.: Норма;ИНФРА-М, 2015; Ершова И. В., Ершов А. А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации: монография. М.: Юриспруденция, 2011.
  • См.: Герасимов А. А. Саморегулируемые организации: теоретические и практические проблемы правового регулирования и деятельности: монография. М.: Российскаяакадемия адвокатуры и нотариата, 2012. С. 44-77; Грачев Д. О. Саморегулируемые организации: зарубежный опыт и тенденции развития российского законодательства //Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. № 3; За-воротченко И. А. Саморегулируемые организации за рубежом // Журнал российскогоправа. 2007. № 8.
  • Дискуссия по данному вопросу отражена: Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация. М.: Норма;ИНФРА-М, 2015. С. 11-12.
  • См.: Ершова И. В. Общие и специальные нормы в правовом обеспечении саморегулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 4.
  • Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 2776-р.
  • Вестник Банка России. 2015. № 92.

1. Лицензирование предпринимательской деятельности: сущность и виды. Законодательство о лицензировании.

2. Лицензионное производство: понятие и стадии. Виды лицензий. Ответственность за нарушения правил лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

3. Саморегулирование предпринимательской деятельности, понятие, значение, источники правового регулирования. Предмет саморегулирования, стандарты и правила саморегулируемых организаций.

4. Саморегулируемая организация: основные функции, права и обязанности. Органы управления саморегулируемой организации. Членство в саморегулируемой организации, как условие осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

1. Лицензирование предпринимательской деятельности: сущность и виды. Законодательство о лицензировании

Лицензирование отдельных видов деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и требования его осуществления.

Лицензирование было и остается актуальным, потому что на данном этапе развития, очевидно для каждого, что многие сферы предпринимательской деятельности нуждаются в строжайшем участии государства в виде контроля, регулирования и регламентирования, так как многие предприниматели из-за безнравственности или необразованности могут нанести вред окружающей среде, обществу, экономике, здоровью и жизням людей и тому подобное.

В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 2011 года, а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

В соответствии с данным законом: лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;

лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;

лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;

В соответствие с ч. 1 ст. 12 данного закона предпринимательская деятельность относится к числу лицензируемых видов деятельности.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, ‑­

то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

В-третьих, лицензия выдается без срока

Также в законодательстве существуют принцы лицензирования, которые объединяют нормы лицензирования. Основными принципами осуществления лицензирования являются:

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;

3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;

4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Как уже известно, не все виды деятельности подвергаются лицензированию, существуют критерии определения лицензируемых видов деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Это логично, ведь целью лицензируемой деятельности является предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Ключевые слова

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / SELF-REGULATION / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NONPROFIT ORGANIZATIONS / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / BUSINESS ENTITIES / СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА / SUBJECTS OF BUSINESS LAW / КОРПОРАЦИИ / CORPORATIONS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INCOME-GENERATING ACTIVITIES / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / LICENSING / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENTAL REGULATION / ПРАВОВАЯ ПРИРОДА / LEGAL NATURE / ФУНКЦИИ / FUNCTIONS / ДЕЛЕГИРОВАНИЕ / DELEGATION / СУБЪЕКТЫ / SUBJECTS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО / ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ / LEGAL INSTITUTION / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ И ДОБРОВОЛЬНОЕ ЧЛЕНСТВО / COMPULSORY AND VOLUNTARY MEMBERSHIP / ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ / LOCAL ACTS / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ / EXCEPTIONAL LEGAL CAPACITY / ENTREPRENEURIAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Ершова Инна Владимировна

В статье освещена система нормативного правового регулирования саморегулирования предпринимательской и . Выявлено существование в рамках режима саморегулирования дифференциации на общий и специальный режимы. Дана характеристика правового института саморегулирования как комплексного института предпринимательского права . Рассмотрены понятие, сущность, цели саморегулирования . Сделан вывод о том, что в России не сложилось единой модели саморегулирования . Высказано мнение, что сущность саморегулирования заключается в передаче государством отдельных функций по государственному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности саморегулируемым организациям и подтверждена конституционность такой передачи. Проанализированы понятие, правовая природа , функции саморегулируемых организаций , обоснован их особый публично-правовой статус. Отмечено сочетание частных и публичных правовых начал деятельности саморегулируемых организаций . Сделан вывод о том, что саморегулируемая организация является некоммерческой корпоративной организацией, создаваемой в организационно-правовой форме ассоциации (союза) и имеющей исключительную правоспособность . Установлено, что режим в условиях обязательного членства хозяйствующих субъектов в саморегулируемых организациях является специальным (особым) режимом предпринимательства, а также ограничением свободы предпринимательской деятельности . Отмечено, что саморегулируемые организации следует относить к субъектам предпринимательского права , указано на необходимость дополнения законодательства правилами ведения такими организациями приносящей доход деятельности .

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Ершова Инна Владимировна

  • Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация

    2015 / Ершова И.В., Аганина Р.Н.
  • История возникновения и развития саморегулирования в России

    2017 / Алгазина Анна Фёдоровна
  • О некоторых проблемах классификации саморегулируемых организаций

    2016 / Алгазина Анна Федоровна
  • Развитие саморегулирования бизнеса как условие обновления экономики

    2017 / Булгакова Лариса Ивановна
  • Саморегулирование как вид управленческой деятельности

    2017 / Алгазина Анна Федоровна
  • Экономическая деятельность: понятие и соотношение со смежными категориями

    2016 / Ершова И.В.
  • Self-regulation of business and professional activities (SrO)

    2016 / Ершова И.В.
  • Саморегулирование в аудите: отражение в законодательстве, науке и практике

    2018 / Турбанов А.В.
  • Осуществление экологического контроля саморегулируемыми организациями как общественная мера обеспечения экологической безопасности

    2017 / Писаревская Юлия Геннадиевна
  • self-regulatory organizations , and the constitutionality of such a transfer was confirmed. The concept, legal nature , functions of self-regulatory organizations are analyzed, their special public legal status is justified. A combination of private and public legal principles of activity of self-regulatory organizations is marked. It is concluded that a self-regulatory organization is a non-profit corporate body, being created in the legal form of an association (union) and having an exceptional legal capacity . It is established that the mode of business activity in terms of the mandatory membership of business entities in the self-regulatory organizations is a special (peculiar) mode of business, as well as the restriction of freedom of entrepreneurship. It is noted that the self-regulatory organizations should be attributed to the subjects of business law ; it is indicated that there is a need to supplement the legislation with the rules of conduct of income-generating activities by such organizations.

    ВВЕДЕНИЕ

    1.1. Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

    1.2. Основные направления в государственном регулировании

    1.3. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

    2. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    2.1. Понятие и сущность саморегулирования предпринимательской деятельности

    2.2. Задачи развития саморегулирования предпринимательской деятельности в России

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность темы . В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

    Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

    Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

    Осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

    Повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;

    Поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;

    Укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;

    Пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;

    Использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

    Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

    Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал, для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

    Под саморегулированием, в самом общем смысле, понимается такое регулирование предпринимательской деятельности, которое осуществляется сообществом предпринимателей объединенных по профессиональному или отраслевому признаку, замещает собой государственное регулирование в профессиональных ее аспектах и предъявляет к участникам рынка более жесткие требования по качеству оказываемых услуг и/или производимой продукции, чем это делает государство.

    Саморегулирование всегда базируется на действующем законодательстве и является одним из легитимных способов самоорганизации предпринимателей, в том числе и для защиты их законных прав и интересов.

    В условиях России, где издержки на повседневное преодоление административных барьеров в предпринимательской деятельности составляют существенную часть интеллектуальных и материальных затрат любого предпринимателя, саморегулирование должно рассматриваться как один из важных инструментов вытеснения бюрократии из сферы экономической жизни.

    Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение.

    Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании и саморегулировании предпринимательской деятельности.

    В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи :

    Рассмотреть сущность, виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

    Изучить методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

    Охарактеризовать понятие и сущность саморегулирования предпринимательской деятельности;

    Проанализировать задачи развития саморегулирования предпринимательской деятельности.

    1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМЫ

    1.1 Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

    Государственное регулирование – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

    Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:

    1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:

    Определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;

    Создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;

    Предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;

    Защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;

    Установление денежной системы;

    Установление стандартов и мер на продукцию.

    2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;

    3) решение макроэкономических проблем:

    Объем национального производства;

    Пропорциональность развития экономики;

    Темпы экономического роста;

    Внешнеэкономический баланс страны;

    Уровень занятости трудоспособного населения страны;

    Социальная защита.

    Специфика рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.

    При выборе средств государственно-правового воздействия на рыночные отношения имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой действует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта, принятие им решений.

    Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней экономической среды, которые делятся на следующие категории:

    Характер рыночных отношений;

    Характер правовых связей между хозяйствующими субъектами;

    Общесоциальные факторы;

    Общеэкономические условия;

    Общеполитические факторы.

    Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.

    Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.

    К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.

    Эти и другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.

Вам также будет интересно:

Ближайший рубль бум. «Рубль Бум. Отзывы и жалобы
уточняйте информацию об актуальном каталоге на июнь 2019 по телефонам: +7 800 333 01...
Должностная инструкция диспетчеру автомобильного транспорта Что должен знать диспетчер автомобильного транспорта
Диспетчер автомобильного транспорта. 1. Должность диспетчера автомобильного транспорта...
Пример составления характеристики с места работы (образец)
Диспетчер автомобильного транспорта. 1. Должность диспетчера автомобильного транспорта...
Методические рекомендации по оценке эффективности и качества работы
Основные термины и определения стандарт качества услуг – система требований к услугам в...