Основной бизнес

Готовые шаблоны для презентаций

Отношение вектора к его модулю

Конспект образовательной деятельности "Все работы хороши" Конспект все работы хороши в подготовительной группе

Тема урока: Описание сирени на основе музыкальных впечатлений Прочитайте что вы представили увидели услышали

Основные рыночные структуры

Попечительский совет - что это такое?

Магазины "Светофор": отзывы покупателей и сотрудников, описание и ассортимент

Инструкция по складированию и хранению оборудования и запасных частей на складах и базах предприятий и организаций министерства газовой промышленности

Презентация "профессия портной"

Калифорнийские перепела: описание породы Температура и освещение

Ближайший рубль бум. «Рубль Бум. Отзывы и жалобы

Должностная инструкция диспетчеру автомобильного транспорта Что должен знать диспетчер автомобильного транспорта

Средние зарплаты кочегаров Должностная инструкция машинист кочегар котельной водогрейных котлов

Должностная инструкция врача-лаборанта клинико-диагностической лаборатории - инструкция

Коэффициент финансового риска Что показывает коэффициент финансового риска

Сценарий развлечения «Гжельские узоры. Сценарий праздника "русская ярмарка" Обсуждение полученных результатов

Сценарий выступления 5-г « Гжельская ярмарка»

на школном фольклорном фестивале.

Декабрь 2005 г.

(Сценарий составлен классным руководителем Кашкиной Е.В.)
1.Сценка « Фома да Ерёма»

Фома: Здравствуй,брат Ерема.

Ерема: Здорово,брат Фома.

Ф. – Куда путь держишь?

Ер. – На ярмарку иду.

Ф. – На работу так позади последних, а как на ярмарку – наперед первых.

А кто же тебе про ярмарку сказал?

Ер. – Кума сказала.

Ф. – А кума откуда знает?

Ер. – Кума все знает, что на свете делается. Другой раз дело еще не сделается, а кума куме уже

о том на ухо шепчет. А нашепчутся две кумы, весь мир узнает. А ты бывал ли, брат Фома,

на ярмарке?

Ф. – Бывал.

Ер. – Велика?

Ф. – Не мерял.

Ер.- Сильна?

Ф.- Не боролся.

Ер. – А кого на ярмарке видел?

Ф. – Видел, как на цепи водили безрогую, безхвостую корову. Глаза у неё узенькие, а лоб

широкий.


Ер.- Это ведь медведь был.

Ф. - Какой там медведь? Я прежде медведя знавал, он не такой. Медведь серый, хвост

длинный, рот большой.

Ер. – Так это же волк.

Ф. – Все ты, брат Ерёма, говоришь не в толк, Я прежде волка знал. Волк маленький, глазки

косые, ушки длинненькие. С горки на горку подпрыгивает, от собак убегает.

Ер. – Это заяц.

Ф. – Какой там заяц. Я прежде зайца видал. Заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перелетывает да почирикивает.

Ф. – Да это ведь горностай. И байки, брат Фома, сказывать перестань.Давай-ка, лучше вместе на ярмарку пойдем. Вон и купец с товаром едет,
(под мелодию песни « Ехал на ярмарку ухарь купец» выходят дети с изделиями Гжели»

Ехал на ярмарку ухарь-купец,

Ухарь-купец, удалой молодец.

Гжельский товар он на ярмарку вёз

Чашек, кувшинов имел целый воз.

Собрал он девок-красавиц в кружок,

Выхватил с звонкой казной кошелек.

Купец (поет) Девушки, славьте мой чудный товар.

Все серебро я отдал бы вам в дар.

Радуются девки, чашки берут,

Шутят и пляшут, и песни поют.

Ухарь-купец подпевает, свистит.

Оземь ногой молодецки стучит


-Собирайся народ, мастер торговать идет!
-Солнце яркое разгорается, наша ярмарка начинается!
А если вы не побываете на нашей ярмарке, то никогда не узнаете что…
-… слово «Гжель» - производное от « жегель» .то есть « жечь глину»

-« Гжель « -это особое направление в искусстве керамики и фарфора

-« Гжель» -это городок в восточном Подмосковье, где трудились и трудятся замечательные русские умельцы - ГОНЧАРЫ!
Вы не узнаете что…

… Гжель как поселение впервые упоминается в 1328 году в грамоте московского князя Ивана Калиты.

… что слава крупного гончарного района пришла к Гжели в 18 веке, когда её мастера освоили производство майолики- керамических изделий покрытых глазурью и красками.
И вы не узнаете, что….

… у истоков производства фарфора стоял гжельский крестьянин Куликов


Мешали ту замесь упруго.

В избушке трудясь до утра,

Умельцы гончарного круга

И глиняных дел мастера.

Не зная расчетов науки,

Храня вековую мечту,

Из глины мужицкие руки

Умели лепить красоту.


… И вы не увидите сам процесс производства, когда в руках мастера из безформенного куска глины рождается сказка.
Песня на мотив песни композитора Крылатова « Крылатые качели»

Месят глину неустанно,

Прибавляя к ней песок.

Эта глина, как сметана

И как солнечный желток.

Ветерком её обдуют,

Зелье дивное вольют,

А еще над ней колдуют,

А ещё над ней поют.

Глина мягкая, как тесто,

Можно шанежки лепить.

Безусловно глине местной

Русской сказкою прослыть.

Чашкой стать с цветком чудесным,

Или синеньким коньком,

И матрешкою бедовой,

И задирой петушком,

Стать красоткой-водоноской,

В синей кофточке идти.

С поперечною полоской

На возвышенной груди.

Чтобы с двух сторон повисли

Ведра в утреннем луче.

На ажурном коромысле

И на девичьем плече.

А мотив росписи наших изделий подсказала природа Подмосковья с её обилием синих и голубых цветов.

(танец исполняет Гущина Наталия)
Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых.

Кувшины и кружки –быль или небыль?

Изделия рук золотых.


Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота,тепло и терпенье

Русская звонкая Гжель!


Ерёма: Хорош ваш товар, купцы- молодцы!

Фома: А дорого ли продаете, девицы красавицы?

Купец: Цена красна и не простая.

Не купить товар, фольклора не зная!

Любим загадки. Продадим за отгадки! (Загадки)

1) Был я на копане, 2. Огня не страшусь, 3. От базара убежал,

Был я на топане, Воды не боюсь. Да в огонь попал.

Был я на пожаре, (Горшок) (Горшок)

Был на базаре,

Молод был –

Сколько душ кормил, 4.Четыре ноги, два уха 5.В брюхе - баня,

Сколько лет терпел, Один нос да брюхо. В носу - решето,

Ничего сам не ел, На голове – пупок,

А как пал, (Самовар) Всего одна рука

Так и пропал, И та на спине

А кости мои (Чайник)

И собаки не едят.

Чтобы чашечку купить, нужно быстро повторить (скроговорка)

1) Бык тупогуб, 2) От топота копыт пыль по полю летит.

Тупогубенький бычок, 3) -Вы слыхали про покупку?

Про какую про покупку?

У быка бела губа была тупа. – Про покупку, про покупку,про покупочку мою!
Купец - Ну, а оптом весь товар я вам дешево отдам,

Если ушки на макушке и послушаешь частушки.

ГЖЕЛЬСКИЕ ЧАСТУШКИ

Мастерицы мы из Гжели

Рисовать нам нравится

И любая наша вещь,

Как девица-красавица

Раз мазок и два мазок,

Вышел синенький цветок. .

Расцвели на чашках розы.

Не страшны цветам морозы

Пейте чай из гжельских чашек

Кушайте варенье.

Вашему желудку вкусно.

Глазам наслажденье!

Приезжайте в Гжель туристы

Заходите в магазин

В нем всегда приобретете

Лучший в мире сувенир!

Гжелью славится Россия.

Попадаешь словно в рай

Посмотреть на это чудо

Призжайте в гжельский край!

(В сценарии использованы материалы книги « Загадки, скороговорки, прибаутки» , учебника по краеведению «Подмосковье. На восток от Москвы».

Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству

Тема : Русская Гжель. Синяя сказка.

Цели:

1.Предметные:

    Расширить знания учащихся о Гжельской росписи;

    Познакомить с основными особенностями росписи;

    Выполнить узор Гжельской росписи гуашью на листе бумаги

    Создать работы для выставки Гжельской росписи.

2. Метапредметные:

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    овладение умением сравни­вать, анализировать, выделять главное, обобщать;

    овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выпол­нения коллективной творческой работы;

    использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного мате­риала;

    умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно­творческих задач;

    умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение ор­ганизовать место занятий;

    осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более вы­соких и оригинальных творческих результатов.

3. Личностные:

    чувство гордости за культуру и искусство Родины;

    понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

    сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, на­блюдательности и фантазии;

    сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусст­вом, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

    развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от­зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

    умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

    умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и ра­боту одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Оборудование:

    ТСО: компьютер, экран, проектор;

    Материалы и инструменты: Бумага белая А-4, гуашь, ластик, простой карандаш, палитра, кисти, баночка для воды;

    Выставка изделий из Гжели, образцы Гжельской росписи на печатной основе.

Ход занятия

І.Организационный момент

Ведущий. Сегодня, ребята, наше занятие посвящено «Сказочной гжели». Вы видите, как преобразился наш класс. Все потому, что в нем поселились изделия Гжельских мастеров.

Слайд 1

ІІ.Основная часть

Дети читают стихи.

1.Незатейливый узор

Из оттенков краски,

Глина белая, фарфор –

Атрибуты сказки!

Словно детская рука

На кусочках глины

Рисовала в три мазка

Синие картины.

Чашек круглые бока

Расписав в колечки,

В лепестки и облака –

Изразцы для печки,

Голубые кружева,

Кобальтовый иней,

Будто вьюга намела

Завитушки линий.

Налепила для игры

Синие фигурки,

Для забавы детворы,

Зайцев и свистульки.

Скрыта в лёгкости мазка

Тайна чудо - глины.

На Руси живёт века

Промысел старинный.

Поколенья мастеров

Бело-синей Гжели –

Чародеи двух цветов,

Наши Боттичелли!

2. Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка –

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель!

Слайды 2-6

Ведущий. Сейчас мы вам покажем сказку, вернее, не совсем сказку, а может, даже быль. Впрочем, смотрите сами и решайте.

Дети показывают кукольный спектакль.

Действующие лица:

Внучка : здравствуйте, ребята! как вас много! Сегодня, мне ребята бабушка и дедушка обещали рассказать сказку про «Сказочную гжель».

Бабушка : здравствуйте, ребята и внучка! Да, расскажем мы вам,но не сказку, а быль.

Дед : Давным-давно это было.

Бабушка : В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить.

Дед : Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Бабушка : Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Дед : Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Внучка : и как же они решили украсить такую затейливую посуду?

Бабушка : да ты слушай, слушай и вы слушайте! Разошлись по домам они. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Дед : Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Бабушка : Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Дед : И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду

Бабушка : А, вот и были конец, а кто слушал - молодец!

Внучка :

Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!

Слайды 2-3

Ведущий.

Гжель - один из традиционных российских центров производства керами ки.

Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, - это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва - Муром - Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.

Слайд 7

Ведущий. Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

Слайд 8-24

Ведущий . Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

Слайды 25-27

Дети .

Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.

Ведущий . Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими ли сидящими, клюющими и порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы.

Квасник - посудина, жбан, сосуд, в котором хранили и подавали дрожжевой или фруктовый квас. С XIX века название «квасник» закрепилось в Москве закерамическим сосудом дисковидной формы с носиком, обширным горлом и изогнутой ручкой, в середине корпуса которого оставлено круглое полое отверстие для помещения льда, охлаждавшего содержимое. Самый ранний известный сосуд такой формы датируется 1771 годом и был изготовлен в Гжели в XIX веке.

Керамические квасники часто украшались резьбой или расписывались сценами битв или охоты, изображениями людей, животных, зданий, и в наше время изготовление квасников имеет прежде всего декоративное значение.

Считается, что квасник - один из критериев профессионализма гончара.

Слайды 28-29

Ведущий. Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки. Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

Дети .

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
И.Кадухина

Ведущий .Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

Дети .

1.Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.

2.Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Слайды 30-31

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

("Надуть" живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

(Другая изогнута, как носик.)

Вот фарфоровые чашки,

(Приседать, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружиться, рисуя руками круг.)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг.)

Ведущий . Давайте посмотрим, каков процесс изготовления Гжельской посуды.

Слайды 32-37

Дети исполняют песню «Незабудковая гжель»

1. Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая рощица, тихая речка.
В этой негромкой Российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.

Припев: И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветров свежей.
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.

2. Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блестели Анютины глазки,
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повторится.

Пр.: И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветров свежей.
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.

Слайды 38-47

Танец «Гжельская посуда»

Ведущий. Давайте посмотрим, как изменилась Гжельская роспись к настоящему времени. Художники проявляют чудеса фантазии.

Слайды 48-60

Игра «Собери чайник»

Ведущий. Давайте разделимся на две команды. Каждая получит пазлы «Гжель». Будем собирать чайники. Какая команда быстрее справится с заданием.

Слайд 61

Ведущий. Давайте внимательно рассмотрим выставку Гжельских изделий. (Рассматривают, какую посуду чаще расписывают мастера, какими узорами расписывают.)

А теперь каждый из вас выберет карточку с буквой. Если попалась буква «Ч», то вы будете расписывать чайники, если буква «Т», то будете расписывать тарелку, если буква «К», то распишете квасник. (Дети делятся на группы)

Практическая работа. Выполнение росписи на бумажных чайниках, тарелках, квасниках.

ІІІ. Итог. Создание выставки.

Обсуждение полученных результатов.

ІҮ. Рефлексия

Танец со свечами (звучит мелодия на этническую тему)

Дети получают в качестве награды за работу раскраски на тему «Гжельская роспись»

Цель: познакомить детей с народным промыслом: гжельским, дымковским хохломским искусством, особенностями того искусства, с технологией производства предметов искусства; развивать психические процессы: память, внимание, воображение, логическое мышление; связную, разговорную речь; эмоциональную отзывчивость; воспитывать любовь к Родине, людям: уважение к труду мастеров-умельцев, ремесленников, художников; эстетический вкус.

Оборудование : в центре передней стены стоит бутафорский русский терем, перед ним скамейка (или завалинка); справа еще одна скамейка, слева березка; справа, недалеко от скамейки, мольберт с иллюстрациями предметов гжельской, хохломской, дымковской росписи (по типу перекидного календаря); магнитофон с записями русских народных мелодий.

Ход утренника

Звучит русская народная музыка, на площадку выходит мальчик Фома и обращается к залу.

Фома.

Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

Музыка замолкает, Фома поворачивается боком к терему и говорит.

Фома.

Стою я, Фома, посреди двора,

Супротив терема широкого,

Супротив крыльца высокого.

Не тесан, терем, не тесан.

Только хорошо раскрашен.

Начинает играть на балалайке (звучит тихая фонограмма балалайки).

Фома.

Заиграй-ка, балалайка,

Заиграй-ка, звончата.

Дома ли девчата?

Стучит в окно терема.

Дома ль Марья,

Дома ль Дарья,

Дома ль душенька Катюшенька?

Фома . Красны девицы, погулять вас прошу.

Девочки . Отчего ж не пойти?

Выходят 3 девочки, одетые в костюмы с гжельской, дымковской, хохломской росписью, под музыку. Проходят мимо Фомы, кланяются зрителям.

Гжель.

Уж присядем ль, мы, молоденьки, на кленову лавку.

На кленову лавку, да под белую березку.

Гжель, Хохлома садятся на лавочку.

Дымка.

А я прогуляюсь, позабавлюсь.

Людей посмотрю, себя покажу.

Гжель.

Что же ты людям покажешь?

Чем ты добрых уважишь?

Дымка.

А я себя покажу, все о себе расскажу.

Разве я не хороша, не румяна, весела?

Гжель, Хохлома, Фома. Хороша! Да, ты, Дымка, очень красивая.

Дымка. Чтобы я была такой, очень многие мастера приложили ко мне свои умелые руки. Дымковские мастера сначала замесят глину, вылепят из нее фигурки людей, животных (показывает иллюстрации на мольберте). Затем фигурки в песке подсушат. После побелят всю-всю, с ног до головы.

Фома. А потом?

Дымка. А затем за дело берутся мастера по росписи. Возьмут их умелые руки кисти и краски, и появятся на фигурках разные оборки, яркие кружева, узоры, бусы на шее, цветы на переднике. Ой!

Фома . Что случилось?

Дымка . Да вот (показывает на передник). Так спешила, что надела передник, который не до конца расписан.

Гжель . Не беда. Мы сейчас поможем расписать тебе передник. Тут всего-то нужно завершить рисунок, точно так же как и на другой половине передника. Кто хочет помочь?

Выходит заранее подготовленный ребенок и выкладывает рисунок на переднике. Гжель и Хохлома надевают передник на Дымку.

Дымка . Спасибо вам. Как красиво получилось.

Раздается русская народная мелодия.

Фома. Кто это там?

Дымка. Это мои родственники. Дымковские игрушки. Сюда, сюда. (Машет рукой.)

Под русскую народную мелодию входят дети в дымковских костюмах. Они танцуют и поют русскую народную песню «Светит месяц».

Фома. Ах, как весело! Что за чудо, эти дымковские игрушки. Милости просим быть у нас в гостях. Присаживайтесь.

Рассаживает их среди гостей в зале.

Хохлома . Что это ты такая грустная, Гжель?

Гжель. Как же мне не грустить. Мне тоже хочется, чтобы у меня был такой же яркий наряд, а то на моем наряде только синий да белый цвета.

Хохлома.

Что ты, милая подружка,

Ты ведь тоже хороша,

Моя добрая душа!

Гжель . Спасибо за добрые слова. Да меня тоже, как и тебя, Дымка, делают умелые руки мастера. Отольют мастера фигурки из стекла (показывает на плакате). Делают мастера чашки, блюдца, чайники-курганчики, подсвечники и даже часы с шахматами. Покроют эти предметы глазурью, а потом начнут расписывать красками. Меня расписывают синей, голубой краской. Вот и получается у меня сине-голубой наряд. (Кружится, демонстрируя свой костюм.)

Фома . Да. Всего три цвета: белый, синий, голубой, а какая красота получается. Глаз не оторвать. На такое способны только гжельские мастера.

Звучит мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла».

Гжель. А это мои сестрички.

Входят 3 девочки в костюмах с гжельской росписью и водят хоровод вокруг березки (1-2 куплета).

Фома . Просим и вас в гости. Присаживайтесь.

Провожает девочек к зрителям.

Хохлома. А теперь и мне пора себя показать, все о себе рассказать. Меня, в отличие от вас, мастера вырезают из дерева. Я Хохлома, - всегда молода и весела. Вырежут мастера из дерева тарелки, блюда, чашки, плошки, ложки. Глиной обмажут. Слой глины на дереве тонкий-тонкий. Затем такие заготовки в печку ставят, обжигают. Заготовки становятся золотистыми. Потом заготовки расписываются. Кисть в руки - и фантазируй. Вот какой наряд у меня получается.

Кружится, показывая свой костюм.

Фома . И вправду хороша! Яркая. Просто чудо!

Хохлома . Хорошо посидели да ноги отсидели. Не пора ли спеть да поплясать?

Гжель . Хорошо бы, Фома, частушки спеть.

Фома . Почему бы и нет. Хохломские, дымковские, гжельские мастера всегда за работой поют. И мы споем.

К действующим лицам присоединяются другие дети- игрушки и начинают петь частушки. Все дети в заключение поют вместе куплет:

Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим

Чтоб вы нам похлопали.

Хохлома. Так же весело, как в старину, и сегодня, в наши дни мастера делали на радость всем дымковские игрушки, (кланяются дымковские дети и Дымка) гжельские (кланяются) и Хохломские (кланяются).

Фома.

Свечерело, потемнело.

И теперь, детвора,

По домам нам всем пора.

Говорим мы на прощание

Все вместе . До свидания!

Участники машут зрителям руками, зрители под музыку выходят из зала.

Воспитатели МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №108" г. Сыктывкар, Республика Коми

Цель: формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.

Задачи:

  • Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель» ;
  • Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике) , русской лирической музыкой;
  • Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.

Под русскую народную мелодию дети входят в музыкальный зал и становятся полукругом (дети одеты в фартуки и платочки, расписанные гжельским узором)

Ведущая: Здравствуйте! Сегодня я Вас, приглашаю в сине – голубую сказку. (Дети стоят полукругом) .

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как им свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую-белую, решили лепить из нее посуду разную. Да такую какой свет не видывал. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Ребенок:

В тихом Подмосковье
Речка Гжелка бежит.
Вдоль этой речушки
Деревенька стоит.

Резные оконца,
На крыше конек,
Из чистого колодца
Водицы глоток.

Заросли ивы вдоль речки бегут,
Умельцы в той деревеньке живут:
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.

Выходят мастера и показывают гжельские изделия. Дети держат в руках белые плоскостные изделия, делая вид, что расписывают их.

На экране показываются слайды: изделия гжельских мастеров.

Ведущая: А кто мне скажет, откуда произошло название деревни? (В названии этой деревушки слышится слово «жечь» )

Да, правильно! Жители деревушки с радостью называют себя Гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Почему же гжель так полюбилась людям? (потому, что сделана она народом с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет)

Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Ведущая: У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.

Дети читают стихи и показывают посуду.

Чудо с синими цветками,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.

На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка,
Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
Поверить трудно: неужели,
Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны,
Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

Сине - белая посуда,
Расскажи – ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:

Голубыми, синими,
Нежными, красивыми…
Так, что глаз не оторвать,
Ах, какая благодать.

С. Вахрушев.

Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы
Животные и птицы
Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Ее название … (Гжель)

Сине-голубые
Розы, листья, птицы,
Увидев нас впервые,
Каждый удивится.

Чудо на фарфоре
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись гжель.

П. Синявский

Чашки, чайники и вазы,
отличите их вы сразу.
Белый фон, снегов белей,
Синий, небушка синей.

Кружевное это чудо
Приехало к нам откуда?

(дети – из Гжели)

Музыка пение птиц.

Ведущая: Посмотрите, ребята, к нам в детский сад птичка – синичка принесла письмо. Давайте мы откроем и посмотрим, что же там внутри. (внутри письма вопросы от гжельских мастеров) (Проверка знаний детей) .

Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (Из глины)

Какие изделия делают мастера из глины? (Посуду, цветы, цветы разные колокольчики маки, тюльпаны, ромашки., но самое любимое чайная роза, шкатулки, игрушки, подсвечники изображая в рисунках природу, животных, птиц, города, сценки из жизни людей (гуляние, посиделки, хороводы, чаепитие) и даже целые города.

Каким узором украшают свои изделия умельцы? Волнистые линии, точки, спираль, решетки, полоски, сеточки, капельки, розы, бутоны, цветочки.

Делают «Растяжение цвета» от темно-синего до бледно-голубого. Делают мазки синей краской, а затем сухой чистой кистью убирают лишнюю краску.

Дети поют частушки.
По полю гуляла я
Три цветка я там нашла.
Белый, синий, голубой…

Я любуюсь красотой.
Дома краски я нашла,
Синим глазки подвела,
Щечки подрумянила…

Мама не ругай меня
Юбку белую надела
Синюю ленту заплела
Вот какая стала я,

Полюбуйтесь на меня.
На окошке два цветка,
Синенький и беленький.
Когда, мама, подрасту,

Подарю их миленькой.
Посмотрите на меня
Платье с гжелью у меня
Сине-белые цветы чудо

сказочной красы
Я в окошечко смотрю
На березку и на ель.
Приглашу с собой Кирилла

На экскурсию в Гжель
Мыла гжельскую посуду,
Разлетелись брызги всюду.
Брызги вытру, не беда!

Ох, посуда хороша!
Мы пропели вам частушки
Хорошо ли? Плохо ли?
А теперь мы вас попросим

Чтобы вы похлопали.
Ведущая читает стихотворение
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой.

Не встретите на свете вы
Красоты такой!

Жители деревеньки Гжель очень любили водить хороводные игры.

Игра «Матушка Гжель»

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбирается ведущий - матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. С началом музыки, она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и поют:

Матушка Гжель по полю гуляла,

Ленточку синюю потеряла,

Кто ленту найдет, тот талант обретёт!

С окончанием пения, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её. Затем бросает ленту на пол. Дети бегут в разные стороны за кругом. Кто первый прибежит, становится ведущим, а другие становятся в общий круг. Игра повторяется вновь.

После игры предлагают детям сесть на места.

Ведущая. Какие вы у меня молодцы, ребята. Как много уже знаете. Каким же узором украшают мастера серединку своих изделий? (гжельской розой) . А в жизни разве роза бывает синей? (ответы) . Наверное, эта роза сказочная.

Драматизация сказки «Гжельская роза» .

Жили-были в царском городке Гжель недалеко от Москвы мастера Иван да Марья. Ладно, да мирно они жили. Душа в душу. Иван посуду делал и на царскую службу в Москву ходил, а Марья в избе ждала, да посуду расписывала. Вот как-то Царь Московский говорит:

Отправляйся Иван за моря, за океаны с дарами для царя заморского, чтобы ему поведать какие мастера живут на Руси. Покажи всем платки Посадские, игрушки Дымковские, и посуду Хохломскую и Гжельскую.

Оправился Иван за моря и океаны к царю заморскому. Подплывает к острову, а там город дивный, с дворцами высокими, теремами расписными и садами красивыми. И правит там царь заморский.

Говорит Иван:

Я прислал тебе поклон от царя Московского и подарки от мастеров русских.

Удивился царь заморский и говорит:

Хороши ваши мастера – русские умельцы, никогда такой красоты не видал. Спасибо тебе Иван, хочу тебя за это дорогими подарками отблагодарить.

А Иван в ответ:

Дорогих даров мне не надо, но видел я у тебя в саду цветок небывалой красоты.

В саду твоем растет много цветов, но среди них в саду есть особенный цветок необычной красоты. Разреши мне его взять с собой, порадовать жену Марью.

Царь говорит своему садовнику:

Выбери самую красивую розу и вручи её Ивану.

Взял Иван розу поблагодарил царя заморского и отправился обратно в путь, он долго путешествовал и вернулся домой. Так и оказалась роза вместе с Иваном на Руси. А у нас на Руси сильные морозы. Роза от мороза не завяла, а просто посинела.

Когда Иван вернулся домой, подарил розу заморскую Марье.

Марье синяя роза очень понравилась и она сказала:

Какая красота, нарисую синюю розу на своей гжельской посуде.

И с тех пор, когда мастера расписывают посуду, главный узор – синяя чайная роза, которая так и называется гжельская.

Звучит русская лирическая мелодия.

Ведущая: Разлилася Гжель, над Землей плывет,
Наша чудо Гжель - лазури хоровод!
Эти синие цветы мы в узоры заплели,
Выходи, честной народ, танцуй Гжельский хоровод!

«Лазури хоровод» , музыка и слова М. Кузьмичевой

После исполнения дети продолжают стоять в кругу.

Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие к мастерам гжели!

А в память о нашем празднике мы подарим вам тарелочки с гжельской росписью, чтобы вы надолго запомнили удивительных мастеров Гжели.

Звучит лирическая музыка, раздаются детям тарелочки.

Сценарий праздника: «Голубое чудо».

Действующие лица: Ведущий, девочка, мать, звёздочка, девочка-роза.

Танцевальный номер:

Песня «Незабудковая Гжель», сл. П.Синявского, муз. Ю.Чичковского.

Ход праздника:

Театрализация сказки «Нежно-голубое чудо».

Ведущий: История эта случилась в Рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием гжель бедная женщина. Муж у неё умер, и чтобы прокормить свою дочь, женщине приходилось много работать, лепила из глины горшки да кувшины. А потом на рынке продавала. Да только не сильно пользовались горшки успехом. Были они белые и неяркие. Чуть свет, а она уже печь топит. Да за работу берётся. Дочка её Настенька такая умница уродилась: и пол подметёт, и тесто замесит, и на колодец за водой сходит. Так вдвоём и жили, а вдвоём и дело быстрее спорится. Наступила зима, да такая суровая да холодная, с ветрами сильными, морозами трескучими. И надо так случиться, что Настенька заболела, лежит в постели и встать не может. Какие только доктора её не смотрели, а вылечить не могли. Приближалось Рождество. Снега так намело, что сугробы до самых окон доставали, деревья стояли в белых кружевных нарядах, снежинки весело кружились, поблёскивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику. Только в доме Настеньки не до праздника: с каждым часом девочке становилось хуже и хуже. Матушка не знала, чем ей помочь, как облегчить страдания ребёнка.

Мама: Настенька, скоро праздник придёт - веселье, радость принесёт, может это тебе силы придаст.

Настенька: Не до праздника мне, матушка, не до веселья. Есть у меня одно желание: хочется мне увидеть васильки голубые и колокольчики в руках подержать, на красоту полюбоваться.

Мама: Да где же я зимой цветы найду?

Ничего не ответила Настенька, только ещё грустнее стала.

Этот разговор услышала звёздочка юная, которая только на небе зажглась. Стало ей жалко девочку, и решила она ей помочь. Разукрасила звёздочка оконное стекло узорами (импровизированное окно из плёнки с наклеенными цветами синего цвета). Чего только не было: колокольчики, ромашки, васильки. Всю ночь трудилась звёздочка (маленькая девочка в костюме звёздочки), о не успела закончить свою работу, утро наступало. Тогда она обратилась к солнышку: «Солнышко, надели мои узоры волшебной силой». И солнышко ей помогло, а мороз разукрасил цветы в синий цвет. Как увидела матушка узоры волшебные, так руки сами к краскам потянулись, и расцвели узоры на кувшинах и горшках. А Настенька посмотрела в окно, увидела цветы волшебные и от радости выздоровела».

Ведущий: Но это ребята миф, сказка. На самом деле гжельская роспись появилась не так. Давным-давно, недалеко от города Москва, среди лесов и полей стоит городок Гжель. Слово «гжель»- от слова «жегель», то есть жечь глину. Жили там умелые и весёлые мастера. Собрались они вечерком и стали думу думать, как им свой край прославить. Да свет удивить. Нашли они в своём краю глину чудесную и решили лепить из неё посуду, какую свет не видывал.

Мешали тут замес упруго, в избушке трудясь до утра

Умельцы гончарного круга, и глиняных дел мастера.

Не зная расчётов в науке, храня вековую мечту,

Из глины мужицкие руки умели лепить красоту!

Но не только лепниной украшали мастера свои изделия, а мотив росписи подсказала сама природа Подмосковья, с её обилием синих и голубых цветов.

Посуда сказочно красива, а цвета в ней всего лишь два.

Увидев небо гжели синее, его полюбишь навсегда!

Рисовали на посуде чудесные узоры из цветов, листьев, изображали на посуде леса, поля, церкви, людей. Очень затейливая посуда, нарядная. Полюбилась она людям и стали называть её нежно-голубое чудо. И по сей день, живут и работают внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. На весь мир прославили мастера свой край, всем поведали, какие умелые мастера живут в России. (Весь рассказ сопровождается показом гжельских узоров).

Выходят дети с гжельскими изделиями, читают стихотворения.

1 ребёнок: Синяя сказка, глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель!

2 ребёнок: Мазки синие, широкие

А есть и узкие совсем.

Не встретите на свете вы,

Красоты такой!

3 ребёнок: Месят глину неустанно

Прибавляя к ней песок.

Эта глина как сметана

И как солнечный желток!

4 ребёнок: Ветерком её обдуют,

Зелье дивное вольют,

А ещё над ней колдуют,

А ещё над ней поют!

Исполняется песня «Незабудковая Гжель», сл.П.Синявского, муз. Ю. Чичковского.

Ведущий: А кто хочет попробовать себя в роли художника?

По желанию дети расписывают гжельскими узорами тарелки из папье-маше.

По окончанию работы ведущий задаёт вопросы:

Какой росписью ты расписала посуду?

Какие цвета использовал в своей работе?

Какими узорами расписала своё изделие?

Кому хочешь подарить? Иди, подари.

Ведущий: Во время работы народ придумывал пословицы и поговорки о труде.

Проводится игра с залом «Пословицы и поговорки».

Ведущий: Я буду начинать пословицу, а вы заканчивать.

Долог день до вечера, (коли делать нечего).

Умелые руки, (не знают скуки).

Была бы охота, будет (ладится работа).

Какова пряха, (такова и рубаха).

Кончил дело, (гуляй смело).

Дерево ценят по плодам, а (человека по делам).

Труд человека кормит, (а лень портит).

В августе у мужика три работы (косить, пахать, сеять).

Хлеб (всему голова).

Делу время, (потехе час).

Ведущий: Не любил народ лентяев и бездельников, поэтому высмеивал их в пословицах и поговорках.

Проводится игра с младшими детьми «Лень».

Выходит мальчик – «лень».

Лень: Ты, меня работушка не бойся, я тебя не трону.

Ведущий: Не колода лодырь, а лень! И лежит целый день!

Не жнёт, не косит, а есть, пить просит!

Дети: Что ты лень лежишь?

Лень: Пить, есть хочу!

Дети: А, что тебе надобно?

Лень: Яства боярские, питья государские!

Дети: Кто спину не гнёт, тому ложка не в рот!

А где гнулась спина, там рожь густа!

С зерна то – пирог, с колоска – весь мешок!

Поскачи, попляши, тогда есть-пить дадим!

Лень танцует, дети хлопают в ладоши.

Лень: Не хочу больше лениться, буду, я теперь трудится!

Проводится игра со старшими детьми «собери посуду».

Ведущий: Раз мазок, два мазок, вышел синенький цветок.

Расцвели на чашах розы, не страшны цветам морозы.

Выходит девочка «Гжельская роза».

Я гжельская роза, я с мороза пришла.

Рукой мастерицы придумана я.

И нет одинаковых роз на планете

Два цвета всего – синий и белый!

Роза: я хочу с вами поиграть, я вам буду задавать вопросы и посмотрю, что вы запомнили о гжельской росписи. А за правильный ответ я буду дарить вам гжельские розочки.

1.В каком городе появилась роспись? (Гжель).

2.От какого слова происходит слово «Гжель»? (Жегель).

3. Что в переводе означает слово «Жегель»? (Жечь глину).

4.Из какого материала изготавливают свои изделия гжельские мастера? (глина).

5.Какие цвета используют при росписи? (белый и синий).

6.Какими узорами расписывают художницы посуду?

Роза: Молодцы, ребята, справились с заданием.

В зале здесь сидят девчушки, выходите петь частушки!

*** ***

Приезжайте в Гжель туристы, Русская и звонкая,

Заходите в магазин. Посуда очень тонкая,

В нём всегда приобретёте Гжелью расписная,

Лучший в мире сувенир! Красивая такая!

*** ***

Мыла гжельскую посуду, Подмосковные мастера,

Разлетелись брызги всюду, Традиции хранили

Брызги вытру – не беда, Уже семь веков прошло,

Ох, посуда хороша! А Гжель не позабыли!

***

Гжелью славится Россия

Попадаешь словно в рай,

Посмотреть на это чудо,

Поезжайте в Гжельский край!

Роза: Молодцы. Ребята, очень мне у вас понравилось!

Ведущий: Чистота и изысканность линий

Холодна бледнолицая Гжель.

Это синий безудержный ливень,

Голубая, шальная метель!

Ведущий: Спасибо, вам ребята, но наш праздник подошёл к концу, спасибо за внимание!

Ведущий предлагает детям посмотреть детям выставку работ.


Вам также будет интересно:

Увольнение по сокращению штатов работник находится на больничном Можно ли сократить человека на больничном
Только в этом случае возможно выплата пособия. Образец заявления на оплату Несмотря на то,...
Анкета на прием на работу: образец, пример
Анкета относится к первому этапу знакомства руководителя учреждения с потенциальным...
Профессия - спасатель мчс
Конкурс литературного творчества детей «Дети о спасателях» от МЧС РФ Номинация:...
Презентация на тему плавление и кристаллизация
Цели урока 1.Образовательная:создать условия для понимания удельной теплоты плавления как...
Презентация на тему комплексные числа
1.История развития числа. Докладчик: А вы знаете, что нас с вами в древние времена скорей...