Основной бизнес

Пример составления характеристики с места работы (образец)

Методические рекомендации по оценке эффективности и качества работы

Оплачивать ли счет-квитанции оплаты взносов на капремонт Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области"?

Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности

Институт наставничества на предприятии

Работа с реестром позиций планов закупок

Мое дело — обзор онлайн бухгалтерии или электронный документооборот через интернет

Как открыть ооо самостоятельно

Эпилепсия и трудоустройство: имеет ли право работодатель уволить сотрудника из-за приступа

Число разных групп бактерий в природе

Современники золотого века русской литературы Издание журнала современник год

Что такое лояльность? Программа лояльности. Как распознать лояльного сотрудника на этапе собеседования Что такое лояльность персонала

ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем Демонстрационный тест по обществознанию

Магазины "Светофор": отзывы покупателей и сотрудников, описание и ассортимент

Инструкция по складированию и хранению оборудования и запасных частей на складах и базах предприятий и организаций министерства газовой промышленности

Сущность, функции, структура и уровни социальной работы. Сущность, функции и структура социальной работы Сущность и основные характеристики социальной работы

Понятие и сущность социальной работы


Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности.
Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненными затруднениями.
Социальная работа вошла в число видов социальной деятельности, направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях. Виды такой социальной деятельности столь же стары, как само человеческое общество. Индивиды не могли соединиться в общность, не могли элементарно выжить, если бы не выработали различные формы поддержки слабых. Подобная деятельность основывалась на морально-религиозных воззрениях и осуществлялась теми способами, которые были доступны людям в каждое конкретное время.
На смену «раздаточно-дележным отношениям» первобытного общества пришли милостыня, благотворительность (конфессиональная, государственная, индивидуальная), общинно-традиционное и государственно- регламентированное призрение слабых, увечных и нищих.
Принципы этой помощи были достаточно определенны. Содействие оказывалось «своим» (по религиозным убеждениям, национальности, сословию, корпорации), но не чужим. Связь между дающим и берущим рассматривалась как органическая, отношения строились не на базе закона, а на базе обычая, традиции.
Появление и укрепление социальной работы связаны с целым рядом процессов, обусловленных постепенным изживанием черт традиционности в обществе. Прежде всего идеология социальной помощи была построена на концепции льгот и привилегий.
Понятие льготы исходит из представления о том, что все люди несут на себе некий груз обязанностей, и только некоторым из них это бремя облегчается (слово «льгота» происходит от старинного «легота» - облегчение).
Понятие привилегии исходят из представления о том, что все люди бесправны и ничтожны и лишь некоторым из них даруются некоторые преимущества. И в первом, и во втором случае исключения из общего состояния абсолютно волюнтаристичны, они не оправдываются никакими естественными законами, а только людским произволом.
В течение XIX – XX вв. получают всеобщее распространение гуманистические, демократические, эгалитарные представления: от рождения ни у кого нет никаких привилегий. Эта революционная мысль была выражена еще в XVIII в. в знаменитой декларации: «Все люди рождаются равными перед Богом и наделенными одинаковыми правами».
Экономические, социальные и культурные права человека трактуются как законодательное закрепление основных свобод и условий жизни людей, позволяющих каждому свободно развивать свою человеческую природу, жить со своими близкими в человеческих отношениях и не опасаться насильственного разрушения своего благосостояния.
Смысл социальной работы – это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.
Эта деятельность может быть и профессиональной, и добровольческой, однако при всей важности волонтерского движения, по мере развития института социальной работы неизбежно будут возрастать как степень обученности персонала, так и глубина специализации ее учреждений.
Содержание социальной работы можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.


Объект и предмет социальной работы


Термин «объект» применяется при анализе конкретной двусторонней связи, описывающей единичное отношение познания и деятельности. В этом конкретном отношении сторона, осуществляющая познание или деятельность, называется субъектом; сторона, на которую направлено познание или деятельность, называют объектом. Понятие субъекта в социальной работе весьма многопланово.
Субъек-объектные отношения подвижны. То, что в одном отношении было объектом, в другом акте познания или деятельности может стать субъектом, и наоборот. Кроме того, в сфере коммуникативной деятельности целый ряд отношений может пониматься как субъект-субъектные, в которых обе стороны являются активными продуцентами деятельности и познания, влияют друг на друга. Социальная работа относится к числу именно таких сфер социальной действительности.
Становление профессиональной социальной работы в нашей стране сопровождалось разработкой понятийного аппарата наук, изучающих социальную работу и описывающих ее практику. Среди спорных дефиниций дискутировался вопрос о том, как назвать того, кому оказывается помощь. В медицине такое лицо называется «пациент». В юриспруденции – «потерпевший», что является российским аналогом латинского термина «пациент», или «истец», т. е. по сути, тот, кто ищет помощи. Однако эти термины описывают лишь одну, страдательную, сторону в позиции лица, нуждающегося в содействии.
Он, конечно, потерпел ущерб, страдание, находится в состоянии жизненного затруднения, однако в тех случаях, когда он обладает личностной субъективностью, то есть в той мере, насколько его интеллектуальные, физические, психические и моральные ресурсы позволяют ему, он должен сам принимать участие в разрешении своей проблемы.
В связи с этим утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами. Клиент может быть индивидуальным или групповым (семья, школьный класс, группа инвалидов, трудовой коллектив и т. д.).
Поскольку социальный работник любого ранга – всегда активная сторона, можно говорить о том, на что направлена его деятельность, вне зависимости от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается людьми. В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация – это такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушить возможности нормального социального функционирования указанных объектов. Разрешить окончательно социальные проблемы инвалидности, бедности, расовой или национальной нетерпимости невозможно, но необходимо разрешать их вновь и вновь для каждого следующего индивида или семьи, оказавшихся в затруднении из-за этих проблем. Поэтому, оказывая социальную помощь клиенту, социальный работник имеет дело в первую очередь с его социальной ситуацией.
Социальная ситуация – конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы. Социальная ситуация клиента и является предметом социальной работы, тем непосредственным полем, где прилагает усилия социальный работник. Цель его деятельности – улучшение социальной ситуации клиента, превенция ее ухудшения или, по крайней мере, фасилитация, облегчение субъективного переживания клиентом своего положения.

Сущность социальной работы как науки

Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований.
Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли такого феномена, как благотворительность, а также с попыток применить для научного обоснования социальной защиты людей, помощи нуждающимся различные философские, психологические, психотерапевтические, социологические, медицинские подходы.
Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет как бы в трех направлениях. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди таких дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культурология. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической константы социальной работы как специфического объекта исследования и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе.
Исторический анализ зарубежного опыта становления социальной работы как науки также подтверждает, что первые ступени ее теоретического обоснования связаны с развитием благотворительной деятельности.
Теоретический рост научного знания в области социальной работы во многих странах мира развивается в двух направлениях. Первое касается усиления значимости в системе психологического объяснения бихевиористского подхода, основанного на теории познания, доминирования познавательных ориентаций. Второе направление связано с ростом интереса к обоснованию теоретических предпосылок социальной работы.
Таким образом, в теории социальной работы складываются системные представления о социальной защите, социальных гарантиях, социальном обслуживании, помощи и поддержке людей, оказавшихся в сложных ситуациях. При этом усиливается ориентация на целостный подход к теории социальной работы, на создание юридического фундамента социальных технологий.
Почти вековой опыт развития социальной работы как науки за рубежом не только обусловил модернизацию классических парадигм социального мышления, но и сформировал научные обоснования новых течений в социальном переустройстве общества.
В наше время развитие теории социальной работы идет в условиях постоянных дискуссий. С особой остротой обсуждается вопрос о ее месте в системе наук. Теория социальной работы имеет все структурные признаки, позволяющие судить о ее сформированности как науки:

1) она имеет специфический предмет исследования;
2) объект исследования;
3) закономерности, присущие предмету исследования;
4) специфические понятия;
5) категории;
6) принципы;
7) методы деятельности.

При этом ее относят к группе прикладных наук и характеризуют как междисциплинарную. .
Теория социальной работы представляет собой особое выражение в логических формах знания процесса функционирования и развития сложной полицентрической системы социального развития, где каждый компонент структуры может выступать и причиной, и следствием характера социальных процессов одновременно.
Предмет исследования социальной работы как науки – социальные отношения и взаимосвязи разных уровней – является отражением этой сложной полицентрической системы, основными компонентами которой становятся люди с их биосоциальной природой, как носители разнообразных материальных, социальных и духовных потребностей и интересов, обладающих разным уровнем образования, культуры, жизненного опыта, различающихся психологией и степенью активности участия в социальных процессах.
Именно то обстоятельство, что человек, действующий в различных сферах (экономической, социальной, духовной, семейно-бытовой), является основным компонентом социальной работы и главным интегрирующим фактором ее системы, предопределяет структурное содержание теории социальной работы как науки. Структура социальной работы как науки обусловливается не только отношениями людей друг к другу, но и отношениями людей к идеям, знаниям, взаимосвязями различных областей и технологий социальной работы.
С функциональной точки зрения социальная работа может рассматриваться как взаимодействие ее субъекта и объекта. Категории объективного и субъективного употребляются для обозначения и исследования социальных процессов как на макро- или мезоуровне, так и на микроуровне жизнедеятельности членов общества.
В социальной работе проявляются все три уровня взаимодействия объективного и субъективного, выражая тем самым не только сложность, многоуровневость системы социальной работы, но и неразрывность, целостность и необходимость соответствующих организационных структур по управлению и регулированию взаимоотношений людей с окружающей их материальной, социальной и духовной средой на федеральном, региональном и производственно-бытовом уровне.
Своеобразие социальных процессов состоит и в том, что они активно влияют на все стороны общественной жизни, как бы пронизывают ее интересами и потребностями личности, семьи, социальной или социально-демографической группы, а поэтому целенаправленное воздействие на них в социальной работе невозможно без учета научных достижений теории социального управления.
Теория социальной работы выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности.
По характеру решения проблем социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика и т. д.; она тяготеет к психологии, социологии и медицине.
Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Способствовать тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой, - такова практическая цель социальной работы, которая определяет и ее теоретическую основу как науки о человеке, способах его социального самочувствия.
Поскольку жизнедеятельность людей осуществляется на почве тех или иных общественных отношений, социальная работа рассматривает их под своим углом зрения. Предметом изучения при этом являются социальные отношения, функционирующие в социальной сфере жизни общества и рассматриваемые в контексте всей совокупности общественных отношений, в том числе экономических, политических, духовно-нравственных и т. д.

Категории и закономерности теории социальной работы

Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки - совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей. Понятийный аппарат формируется в процессе обобщения результатов эмпирического наблюдения и эксперимента путем применения в познавательной деятельности исследовательских процедур абстрагирования, идеализации, обобщения, сравнения и других логических операций. Понятийный аппарат образует структуру теории социальной работы, включая определение ее сущности, объекта, предмета и функций, вплоть до выявления критериев ее эффективности. Понятия и категории социальной работы как научной теории можно свести в три группы: понятия, отражающие сущностный аспект; понятия, отражающие технологический аспект; понятия, характеризующие качественное состояние социальной работы.

Понятие является важнейшей логической формой, позволяющей выявить существенные, наиболее устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами в социальной работе. Именно посредством понятий в любой науке, и социальная работа здесь не исключение, представляется возможным добиться единообразия в понимании сущности явлений, выразить закономерности и тенденции развития социальной действительности.

Принято различать понятия двух уровней. Во-первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Их обычно называют первичными. Во-вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними. Они составляют уровень второго порядка и относятся к теоретическим понятиям.

Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее, аппарата, называются категориями. Вопрос о категориях социальных наук достаточно сложен, так как социальные явления и процессы, отражаемые ими, весьма изменчивы, многообразны, их аспекты тесно переплетены друг с другом, они по-разному интерпретируются отдельными отраслями социального знания, что обусловливает относительность и проницаемость границ между самими этими категориями, полипарадигмальность теории социальной работы. Поэтому в целях упорядочения их многообразия можно говорить о следующих группах понятий и категорий социальной работы:

Под сущностью в общем плане понимаются внутренняя основа, смысл, суть чего-либо. В ряде случаев сущность выражается через определение явления, процесса, в данном случае - социальной работы.

Термин «социальная работа» имеет много определений. Например, социальная работа - это:

  • - конкретные практические действия по оказанию экономической, психологической, информационно-консультативной или иной помощи больным, немощным, социально незащищенным или социально дезадаптированным людям, нуждающимся в поддержке и защите извне, а также коррекционной или реабилитационной работы с лицами асоциального либо девиантного поведения;
  • - деятельность, направленная на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, обеспечения и обслуживания, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы;
  • - специфическая форма государственного и негосударственного воздействия на человека с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, оказания индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц;
  • - особый вид деятельности, цель которой - удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию;
  • - деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию;
  • - целенаправленная деятельность в обществе по оказанию помощи и поддержки различным категориям населения, попавшим в сложную жизненную ситуацию;
  • - управление использованием ресурсов человека (семьи, общности), находящегося в трудной жизненной ситуации;
  • - профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, помощи, обеспечения и обслуживания;
  • - одна из разновидностей человеческой деятельности, направленная на оказание помощи, поддержки, защиты как всех членов общества, так и социально незащищенных групп (инвалидов, детей и др.).

В этих определениях подчеркивается в основном практический аспект. Однако надо помнить, что социальная работа - это не только практическая деятельность, но и деятельность научная и учебная.

Чтобы лучше понять сущность, функции, структуру и уровни социальной работы, необходимо дать определение понятию «деятельность». Итак, деятельность - это целенаправленное преобразование человеком природной и социальной действительности. Социальная деятельность - это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (группой, личностью) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства - экономические, социальные, политические и идеологические.

Рассмотрим социальную работу как вид деятельности, под которым понимается междисциплинарный вид практической работы, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей различных, прежде всего социально уязвимых, групп населения, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию.

Как вид практической деятельности социальная работа отличается спецификой своих объекта и субъекта. В зависимости от объекта, на который направлена эта деятельность, социальная работа интерпретируется в узком смысле (объект - отдельные люди, группы и слои населения, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации) и широком (объект - все население, различные сферы жизнедеятельности).

В целом социальная работа представляет собой интегрированный вид деятельности, обусловленный ее главным объектом - человеком как органическим единством его биологического, психологического и социального компонентов.

Если рассматривать социальную работу как науку, то это сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - социальной сфере и специфической социальной деятельности. В этом случае социальную деятельность можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе, изменение среды их обитания. Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения социальных проблем указанных объектов - одна из важнейших задач социальной работы как науки.

Являясь в своей основе социальной наукой, социальная работа связана и с техническими, и с естественными науками. Проводимые в ее рамках исследования часто носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными науками (в частности, с медициной) и другими гуманитарными (социальными) науками (с философией, социологией, психологией, педагогикой, юриспруденцией и др.).

В настоящее время в вузах страны имеется немало «социальных» кафедр. Например, в Российском государственном социальном университете работают: кафедра теории и методологии социальной работы и кафедра социальной работы и социального права; в Российском государственном университете туризма и сервиса есть кафедра психологии и социальной работы; в Московском городском педагогическом университете работает кафедра психолого-социальных технологий; в Институте международных социально-гуманитарных связей есть кафедра социологии, социальной работы и молодежной политики и т.д. Издаются также журналы: с 1921 г. (с 1926 г. - на постоянной основе) - «Вопросы социального обеспечения»; с 1990 г. - «Социальная защита»; с 1995 г. - «Российский журнал социальной работы» (с 2001 г. он называется «Отечественный журнал социальной работы»); с 2003 г. - «Социальные технологии, исследования» («Сотис») и «Журнал исследований социальной политики»; с 2004 г. - «Социальное обслуживание»; с 2009 г. - «Социальная политика и социальное партнерство» и др. Подготовлено и издано много учебников и учебных пособий для всесторонней подготовки социальных работников.

Но процесс становления социальной работы как науки еще не завершен. Возможно, с этим связано то, что официально социальная работа не признана в качестве научной дисциплины. Поэтому подготовка аспирантов и докторантов осуществляется в рамках аспирантуры и докторантуры по таким специальностям, как философия, социология, политология, педагогика и психология.

Особенность социальной работы состоит в единстве знаний и умений. Без этого единства нет науки, без этого единства социальный работник не может состояться как профессионал.

Еще одним видом социальной работы является социальная работа как учебная деятельность.

Это вид деятельности, цель которой - дать студентам (слушателям) целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлений, инструментарии, технологиях (методиках) и организации, научить их методам этой работы.

Капиталистические основы современной экономики выдвигают в разряд приоритетных регулирующую и гарантирующую функцию государства в осуществлении социальной защиты граждан от негативных проявлений стихийности и неопределенности, присущих рыночному механизму. Эти функции в полной мере могут быть реализованы лишь при условии целенаправленной профессиональной подготовки кадров для социальной сферы. Вот почему во многих странах активная разработка научных проблем, связанных с прикладной социологией, социальной экологией, социальной инженерией, социальной работой, сопровождается широким распространением престижной профессии социального работника.

Изучение ряда специальных дисциплин позволяет вооружить будущих социальных работников методологией научного анализа социальных процессов и оптимального выбора наиболее целесообразных организационных структур, форм и методов деятельности служб, осуществляющих социальную помощь населению.

Наука и учебная дисциплина могут иметь одинаковое название, однако это не означает тождественности понятий. Основная задача социальной работы как науки состоит в познании той области предметного пространства, которая не исследована или недостаточно исследована. Основная же задача учебной дисциплины - донести добытые наукой знания до обучаемых в наиболее приемлемой и доступной уровню их подготовки форме.

Наука всегда шире и богаче по содержанию, чем учебная дисциплина. И развивается наука по отношению к учебной дисциплине с опережением. Это обстоятельство обязывает учащихся постоянно следить за научными новинками и исследованиями в области социальной работы. Непременным условием творческого использования научных достижений в учебной деятельности является непосредственное участие студентов в научно-исследовательской работе. Только при этом условии задача подготовки кадров социальных работников будет решаться на уровне современных требований к профессионализму.

Учебная деятельность в разных вузах решает не совсем идентичные задачи. Общая цель подготовки социальных работников конкретизируется применительно к профилю, по которому осуществляется подготовка кадров. Так, в Российском государственном университете туризма и сервиса большее внимание уделяется сервисным аспектам социальной деятельности, психосоциальной работе в туризме и спорте (например, социально-психологическому сопровождению экстремального туризма, социальной работе с ветеранами олимпийского спорта, туристско-реабилитационным услугам, паралимпийскому спорту, паломничеству и т.д.). В Институте психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета серьезное внимание уделяется психологической и социально-педагогической подготовке будущих социальных работников. В учебных планах Военного университета Министерства обороны РФ обращается внимание на особенности социальной работы с военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей, изучению правил ведения войны. В работе кафедр Института международных социально-гуманитарных связей значительное место занимает изучение зарубежного опыта социальной работы.

Современный социальный работник - это человек, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических особенностях жизни современного человека, способный прийти на помощь людям. А это значит, что выпускник выза, получивший специальность «Социальная работа», должен знать теоретические и практические основы социальной работы, ее исторические корни и традиции, отечественный и зарубежный опыт организации социальной защиты населения; иметь навыки социальнопсихологического и ситуационного анализа и организационного диагноза условий жизнедеятельности различных групп населения; уметь проводить конкретные исследования, прогнозировать развитие социальных процессов и учитывать их результаты в планировании социальной работы, в выборе средств и способов воздействия на развитие социальных процессов; обладать высокой общей культурой, организаторскими способностями, педагогическим склонностями, быть радушным и общительным и т.д.

В период учебы перед будущим социальным работником стоят сложные задачи: развивать творческое мышление, умение с гражданских, гуманистических позиций анализировать и оценивать социальные явления и конфликтные ситуации, компетентно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем; воспитывать в себе высокие нравственные качества гражданина - носителя гуманистических идеалов, способного активно проводить в жизнь социальную политику государства и гармонизировать человеческие взаимоотношения; вырабатывать навыки комплексного управленческого и психолого-педагогического воздействия на состояние и поведение социальных групп и отдельных людей в экстремальных и конфликтных обстоятельствах при защите их социальных прав и свобод и т.д.

Таким образом, социальная работа включает в себя практическую, научную и учебную деятельность. Под социальной работой как видом практической деятельности понимается междисциплинарный вид практической работы, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения. Социальная работа как наука занимается выработкой и систематизацией объективных знаний о социальной сфере и специфической социальной деятельности. Социальная работа как учебная деятельность заключается в вооружении студентов целостным представлением о содержании социальной работы, ее основных направлений, инструментарии, технологиях и организации.

Многоплановость и противоречивость современных социо­культурных процессов усилили потребность в реформировании социальной сферы, создании эффективной системы социальной защиты населения. Начиная от идей Платона и Аристотеля, про­блема социальной справедливости рассматривалась как создание равных реальных жизненных возможностей для проявления и осуществления интеллектуальных творческих сил, что является важнейшим критерием цивилизованного общества.

Социальная политика, социальная помощь и защита, соци­альная работа - категории, которые за последние годы стали ак­туальнейшими для российского общества. Социальная работа занимает особое место среди современных типов профессио­нальной деятельности. Ее особенностью является то, что она возникла из непосредственно практической деятельности по обеспечению жизнедеятельности людей, оказанию им помощи, защите их прав и интересов. Содержание социальной работы от­ражается в многочисленных определениях, разработанных уче­ными разных стран. Американские ученые М. Саппс и К. Уэллс считают, что «социальная работа - это профессия подвижников, занимающихся отношениями между людьми и их окружением, влияющих на способность людей выполнять жизненные функ­ции, снимать состояние дискомфорта и стресса». Международ­ной федерацией социальных работников принято такое опреде­ление: «Социальная работа - это вид профессиональной дея­тельности, цель которой состоит в проведении социальных пре­образований в обществе» . Предметная сущность соци­альной работы воплощена в сложнейшем феномене «социаль­ная», который выражает многообразные способы и формы суще­ствования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов (личность, семья, трудовой коллектив,


общность, группа, классы и т.д.). Социальная деятельность слу­жит целям самоорганизации, самопознания, самоутверждения той или иной общности, создания для нее наиболее благоприят­ных условий жизни, защиты прав и интересов, регулирования отношений с другими общностями, группами, лицами.

Главная функция социальной сферы - воспроизводство и развитие общества и личности как творцов собственной жизне­деятельности. Проблемами социальной работы являются бед­ность, бездомность, безработица, социальная изоляция и одино­чество, сиротство; остро стоят проблемы беженцев, насилия над личностью, неравенства, алкоголизма, наркомании, преступно­сти, организации досуга подростков, защиты интересов семьи и детства, инвалидов и престарелых людей. Современное понима­ние миссии социальной работы таково: государство в цивилизо­ванном обществе осуществляет разветвленную и планомерно организованную систему социальной защиты населения, провод­никами которой являются социальные работники. На данном этапе развития общества существует две составляющие соци­альной работы: социальная защита и социальные услуги.

Современный социальный работник - это специалист в об­ласти социальной технологии, глубоко разбирающийся в право­вых, нравственных и психологических особенностях жизнедея­тельности человека, способный прийти на помощь. Он должен:

Знать исторические корни и традиции, отечественный и зарубежный опыт организации социальной защиты населения;

Иметь навыки социальной диагностики условий жизне­деятельности различных групп населения;

Обладать организаторскими способностями, высокой общей культурой, иметь педагогическую наклонность;

Иметь высокую юридическую подготовленность;

Быть компетентным в медико-психологических вопросах (чувство сострадания, любви к человеку и др.);

Обладать высокой коммуникативной культурой;

Неукоснительно выполнять профессиональный этиче­ский кодекс, активно проводить в жизнь социальную политику государства по гармонизации личности и общества.


В нашей стране должность социальных работников офици­ально учреждена только в 1991 году по инициативе Комитета по делам семьи и демографической политики при Совете Минист­ров Российской Федерации. В экспериментальном порядке к подготовке социальных работников в России подключилось 32 учебных заведения. Для координации научной и учебной дея­тельности в Москве был создан Российский государственный социальный институт. Сегодня растет понимание того, что соци­альная работа должна быть научно обоснованной. Повышается престиж научных исследований в профессии, проводятся специ­альные межвузовские и международные конференции, обсуж­дающие эффективность использования результатов научных ис­следований.

Приказом Госкомобразования СССР от 1 августа 1991 г. №376 25 сентября был утвержден учебный план специальности 0312 - «социальная работа».

Успех в социальной работе, как показывает опыт, в решаю­щей степени зависит от социальной ориентированности кад­ров, которая предполагает:

Широкий социально-политический кругозор;

Навыки социального анализа ситуации и умение на его основе осуществлять обоснованный выбор наиболее эффектив­ных средств реализации социальной политики, форм и методов социальной работы с различными категориями населения;

Умение прогнозировать и предвидеть варианты развития социальных процессов и учитывать их в практической деятель­ности;

Коммуникабельность и навыки работы с людьми, способ­ность воздействия на интеллектуальный, психологический и фи­зический потенциал человека.

Социальная ориентированность является профессиональным качеством социального работника, которое вырабатывается в процессе практической деятельности путем уточнения и разви­тия теоретических положений на практике, в конкретных жиз­ненных обстоятельствах.

Для социального работника важным является наличие уме­ний и навыков по использованию различных методов работы с


индивидами, группами, разрешение проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Эффективным являет­ся комплексное практическое использование методов и теорий психологии.

Ослабление личностной, индивидуальной субъективности ставит человека в определенного рода зависимость и мешает его способности самозащиты, самосовершенствования. Возникает ряд проблем, связанных с возможностью реализовать свою субъ­ективность. Поэтому одна из главных целей и психологии, и со­циальной работы - создание условий для проявления жизненных сил и социальной субъективности, оказание помощи человеку, желающему измениться, решить проблемы, тормозящие его раз­витие. Именно эти вопросы, связанные с практическими аспек­тами психологии и социальной работы, становятся в данном слу­чае в центр внимания.

Основываясь на психологических данных, в социальной ра­боте может быть выбран путь снятия напряженности, предвари­тельное устранение объективной несправедливости в отношении притесняемых групп или придание неизбежно возникающим статусным различиям законного правового характера.

Психологическое обеспечение социальной работы важно и в том, что, несмотря на уменьшение общественного участия в соци­альной помощи, наблюдаемое в настоящее время в нашей стране, начинают возрождаться лучшие традиции благотворительности, меценатства, волонтерства и других форм участия в судьбе нуж­дающихся людей, которыми была богата Россия в прошлом.

Для практики социальной работы особенно важное значение приобретают следующие направления:

Психодиагностика;

Психологическое консультирование;

Использование техник, методов и приемов психологиче­ского взаимодействия с клиентом.

Психология представляет большие возможности использо­вания в социальной работе различных способов воздействия на личность. Существует ряд психологических моделей, предла­гающих не только методологические и теоретические положе­ния, но и различные технологии.


Выбор в социальной работе психологических оснований и техники в значительной степени зависит от психологической компетентности, опыта специалиста и знания им психологии. Перед практикой социальной работы сегодня стоит серьезная за­дача использования различных технических приемов, техноло­гий воздействия на клиентов, нуждающихся в помощи. Это одно из направлений интеграции психологии и социальной работы.

Государство в своей деятельности прибегает к юридическо­му регулированию, имея в своем арсенале методы принуждения и наказания за нарушение уставных норм. Социальный работник не может использовать насильственные методы. Опыт подготов­ки профессионалов социальной сферы в нашей стране показывает, что пока трудно проследить сильную устойчивую мотивацию, влияющую на выбор именно этой специальности. Профессию социального работника, по мнению иностранных специалистов, выбирают люди, ориентированные своим воспитанием, личност­ными предпосылками, предшествующим жизненным опытом на оказание бескорыстной помощи и поддержки окружающим. Эта работа трудна и опасна, т.к., помимо социальной защиты, соци­ального обеспечения населения, приходится общаться с право­нарушителями, преступниками, социально ущербными элемен­тами. Семейные традиции, кризис в отношении с детьми или ро­дителями, бегство подростков из дома, «влияние улицы», дет­ские социальные болезни, порожденные нашим «бизнес-веком», случаются в наши дни как в семьях бедняков-иммигрантов, так и в семьях обеспеченной элиты. Роль социального работника -психолога и педагога в решении проблем общества, особенно среди молод ежи, трудно переоценить.

Вопросы для самопроверки

1. Сформулировать сущность социальной работы.

2. Что является объектом социальной работы?

3. Каковы основные функции социального работника?

4. Дать понятие социальной ориентированности кадров.


1. Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. М., 1989.

2. Барулин B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. М., 1987.

3. Григорьев СИ. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991.

4. Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной ра­боты. М, 1994.

5. Кравченко А.И. Социология: справочное пособие. М., 1996.

6. Куличенко P.M. Социальная работа и подготовка социальных работ­ников в России: Учеб. пособие. Тамбов, 1997.

На протяжении уже нескольких лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, - социальная работа. Становление социальной работы как специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения. Эта деятельность может быть и профессиональной, и добровольческой, однако при всей важности волонтерского движения, по мере развития института социальной работы неизбежно будут возрастать как степень обученности персонала, так и глубина специализации ее учреждений.

Определить социальную работу можно как, «разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности» .

Прежде всего, социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку, что определяет ее место в системе наук. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе.

Разработка научного категориального аппарата является одной из приоритетных задач в области исследования теории социальной работы. В систему категорий должны войти понятия, отражающие: во-первых, специфику организации социальной работы в разных сферах социальной практики (например, социальная работа в образовании, социальная работа в армии и т.п.); с разными клиентами (социальная работа с инвалидами, социальная работа с семьей, социальная работа с группами риска); в разных социальных ситуациях (социальная работа в экстремальных ситуациях, социальная работа в условиях экологического неблагополучия и т.п.). Во-вторых, разные аспекты организации профессиональной и непрофессиональной социальной работы (экономика социальной работы, менеджмент, психосоциальные технологии и т.п.). Несомненно, по мере развития теории и эмпирических исследований в этой области система ее категорий будет обогащаться и расширяться.

Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания как социология, психология и т.д.

Система социальной работы, в каком бы аспекте её не рассматривать, всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием и т.д. Понимание, видение связей системы социальной работы с другими системами и системой общества в целом поднимает социальную работу на высокий уровень общественной культуры, делает общество по-настоящему гуманным, ставит человека в центр общественной жизни, делает людей людьми в самом высоком смысле этого слова.

Представление о социальной работе как о системе имеет концептуальное, методологическое значение и для повседневного управления социальной работой. Познание её как системы избавляет организаторов от одностороннего подхода, преувеличения роли каких-то отдельных её сторон, позволяет своевременно предвидеть и корректировать возможные перекосы, ошибки в социальном обслуживании, поднимать культуру и эффективность социальной работы.

Социальная работа - универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе - потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением. Хотя среди лиц, занимающихся социальной работой, немало людей, которые принадлежат к той или иной конфессии, однако сам институт социальной работы имеет светский характер, являясь атрибутом гражданского общества. В силу этого, помимо весьма влиятельных морально-нравственных императивов, деятельность социального работника регулируется также государственным законодательством.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что поскольку социальная работа имеет свой предмет, объект и категориальный аппарат, её прежде всего следует рассматривать как самостоятельную науку.

Социальная работа вошла в число видов социальной деятельности, направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях. Виды такой социальной деятельности столь же стары, как само человеческое общество. Индивиды не могли соединиться в общность, не могли элементарно выжить, если бы не выработали различные формы поддержки слабых. Подобная деятельность основывалась на морально-религиозных воззрениях и осуществлялась теми способами, которые были доступны людям в каждое конкретное время

Социальная работа как раз и является тем социальным механизмом, который должен переводить потенциально провозглашенные права в актуально реализуемые. Социальный работник может выявить наличие трудной жизненной ситуации, помочь семье или индивиду обратиться к источникам социальных ресурсов, из которых к ним должна поступить поддержка, содействовать в разработке и реализации плана разрешения затруднений. Смысл социальной работы состоит в компенсации тех или иных социальных ущербов, выравнивании возможностей различных индивидов, семей, групп в пользовании своими социальными правами.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что смысл социальной работы. - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.

Эта деятельность может быть и профессиональной, и добровольческой, однако при всей важности волонтерского движения, по мере развития института социальной работы неизбежно будут возрастать как степень обученности персонала, так и глубина специализации ее учреждений.

Социальная работа - универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе - потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.

Хотя среди лиц, занимающихся социальной работой, немало людей, которые принадлежат к той или иной конфессии, однако сам институт социальной работы имеет светский характер, являясь атрибутом гражданского общества. В силу этого, помимо весьма влиятельных морально-нравственных императивов, деятельность социального работника регулируется также государственным законодательством.



Почему её следует отнести к особым видам деятельности ? Деятельностью называется совокупность действий человека, направленная на желаемое изменение какого-либо предмета. Столяр хочет сделать из куска дерева стол. Физик стремится зафиксировать переходы электрона из одного состояния в другое.

Социальный работник беседует со своим клиентом, чтобы снять у него психологический стресс, помочь ему войти в нормальный ритм жизни, или оказывает помощь человеку, прикованному болезнью к постели, в приобретении продуктов, предметов личной гигиены и т.д. Каждый выполняет какие-либо действия, направленные на достижение цели и вызванные состоянием объекта, которым он занимается. У столяра – кусок дерева, у физика – электрон, у социального работника – человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи. Совокупность действий каждого, связанная с влиянием на предмет в желаемом направлении, порождает соответствующую деятельность. Особенность, характер каждого вида деятельности порождается особенностями его предмета.

Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему. Попытаемся это доказать путём анализа структуры социальной работы. Её структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов или, как ещё говорят, компонентов. Это – субъект,



Схематически это будет выглядеть так:

Всякая схема упрощает суть изучаемого предмета, поэтому не следует придавать

ей абсолютного значения. Но она даёт наглядное представление о предмете. В

этом её познавательный смысл. Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и характер деятельности фактором. Поэтому и характеристику социальной работы правомерно начинать с объекта.

ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию – беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся всё те же люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного полумесяца. Это и общественные организации: Детский фонд им. В.И. Ленина, Российская ассоциация социальных

служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Союз офицеров и

Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.

Это также и 6. Содержание деятельности специалиста ср, его основные функции(а также есть в распечатке по введению в специальность)

Следующим обязательным компонентом социальной работы как системы является содержание. Оно непосредственно вытекает из функций работы. В самом общем её плане функциями являются: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая.

Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений о её объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни, материальный достаток, семейное положение, соседское окружение, особенности психики, характера и т.д. Одним словом, занимается информационной работой.

На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз»: оценивает объём, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и пр.

Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает и диагноз своей деятельности: трудно - легко ему будет работать, сможет ли или нет оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными организациями ему придётся заниматься «пациентом» и т.п.

В зависимости от характера социальной помощи (оказание, к примеру, социально- бытовой помощи одинокому больному или снятие психологического стресса) строится и план работы, определяется её содержание и вид практической помощи. Независимо от того, является ли социальный работник организатором или практическим работником, ему в той или иной мере приходится заниматься управленческой деятельностью. Управление социальной работой также составляет важный и необходимый компонент её содержания.

Социальная работа осуществляется с помощью средств. Средствами называются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие её средств. Перечислить их практически невозможно. Это и слово,и авторучка, и специальные учётные бланки, и телефон, и деловые связи, и приёмы психотерапии, и личное обаяние и т.д. Важно иметь в виду, чем богаче арсенал средств, которыми располагает и хорошо владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность. Выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы. Одно дело лежачий больной, другое – кормящая мать-одиночка. Набор средств в этих случаях существенно различается.

УПРАВЛЕНИЕ И ЦЕЛИ КАК СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Социальная работы немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учёт и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим или

практическим социальным работникам.Чтобы управление социальной работой шло успешно, социальным работникам надо много знать, причём не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеко отстоящих от социальной работы. Нужно хорошо представлять социальную структуру общества,систему управление страной и конкретно социальной работой, свои собственные

права и обязанности и своих клиентов, всё законодательство по вопросам социального обеспечения и помощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы. Нужно знать и уметь многое.

При этом необходимо особо подчеркнуть, что управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке, не способныхзачастую жить без посторонней помощи. Если в случае со здоровым человеком решение вопроса можно отложить, то в отношении больного, инвалида, человека,

перенесшего тяжёлый стресс, откладывание недопустимо, так как оно может стать причиной непоправимого последствия.

Перечисленные компоненты (объект, содержание, средства, управление, субъект) составляют структуру социальной работы. Но структура – это ещё не система.

Деятельность становится системой, когда её компоненты связываются в единое целое с помощью функций и целей. О функциях речь уже была.

Что представляют собой цели? Цель – образ предмета, который человек хочет получить в результате своей деятельности. Можно ещё сказать, что цель – это желательное для человека состояние предмета его деятельности.

Каким же хочет видеть человека социальный работник, оказывая ему ту или иную помощь? Видимо, удовлетворённым в своих потребностях. Значит, самая общая цель социального работника – удовлетворить потребности своих клиентов. Этой цели подчиняется вся деятельность субъекта, в соответствии с ней складывается содержание, организуется управление, подбираются адекватные средства, формы и методы социальной работы. Цель, как видно, связывает компоненты социальной работы в единое целое, делает единой системой. Ту же объединяющую роль выполняют и функции. Информация, оценка, прогноз, организация, управление – всё это касается буквально каждого компонента, соединяет их в единый действующий организм.

Вам также будет интересно:

Презентация
Портной - ремесленная профессия по обработке текстиля, специалист по пошиву одежды. Портной...
Калифорнийские перепела: описание породы Температура и освещение
Калифорнийский перепел славится своей популярностью среди птицеводов, занимающихся...
Ближайший рубль бум. «Рубль Бум. Отзывы и жалобы
уточняйте информацию об актуальном каталоге на июнь 2019 по телефонам: +7 800 333 01...
Должностная инструкция диспетчеру автомобильного транспорта Что должен знать диспетчер автомобильного транспорта
Диспетчер автомобильного транспорта. 1. Должность диспетчера автомобильного транспорта...